Кризисное психотерапевтическое воздействие
Кризисная интенсивная психотерапия с использованием режиссерского принципа “кормления и насыщения”, а также с использованием режиссерского принципа “примирения”.
Ко мне обратился 21-летний студент-химик. Во время важного экзамена он отказался отвечать профессору (заведующему кафедрой) из-за непреодолимого экзаменационного ступора. За несколько часов до этого он, однако, прекрасно ответил весь экзаменационный материал ассистенту института. Ему разрешили снова попробовать на следующий день. Поэтому теперь, под вечер, он искал помощь у меня. Так как я знал эту семью по прежним консультациям, мне было известно о тяжелой проблеме с авторитетом у этого молодого человека. Его отец перед первой мировой войной был важным офицером в императорской и королевской армии Австро-Венгерской монархии и ввел в семье строгий, авторитарный порядок.
С психодинамической точки зрения, казалось невозможным в течение одного короткого психотерапевтического вмешательства коренным образом повлиять на чрезмерное имаго отца. Отказ отвечать на экзамене, по всей видимости, был основан на переносе заполненного страхом отношения “ребенок-отец” на профессора. После вводной беседы о его бывшем учителе химии, уважаемом, но строгом пожилом человеке, и о его теперешнем профессоре я предложил в КПО следующий образ: он находится на лугу около опушки леса. Всматриваясь во мрак леса, он замечает идущий к нему образ, а именно его учителя по химии или профессора химии. Лишь после долгих колебаний (что я отношу к реакциям сопротивления) и моей подбадривающей поддержки, из леса, наконец, показался старый учитель химии пациента с угрюмым, отталкивающим лицом. Он шел своим путем, не замечая вообще пациента. Сначала пациент отказывался (сопротивление) подойти к нему и поздороваться с ним. Но потом ему, наконец, с трудом удалось завязать воображаемый разговор с пожилым господином. Пациент неохотно проводил его, причем все время вновь возникали легкие эмоциональные реакции. Чтобы использовать принцип кормления, я попросил, наконец, пациента представить, что в карманах его брюк у него есть все, что могло бы пригодиться для прекрасного пикника. Он мог бы достать эти вещи, например, пару цыплят, бутылку красного вина ит.п., и разложить все это на салфетке на земле, пригласив пожилого господина. Сопротивление проявилось в том, что сначала учитель с возмущением отказался. Правда, потом все же удалось инсценировать, в конце концов, совместную трапезу. Вскоре учитель с удовольствием ел предложенную еду и пил вместе с пациентом красное вино. После этого он был явно благожелателен и под конец покровительственно похлопал пациента по плечу, на что тот ответил тем же. В определенном отношении они теперь встретились “как мужчина с мужчиной”, как равные в духе акта примирения.
Затем я дал пациенту задание еще раз представить в воображении ту же сцену. Важно было дать пожилому господину так много еды, как только возможно.
На следующий день молодой человек пришел снова и рассказал, что во время экзамена у профессора он чувствовал себя эмоционально уравновешенно и относительно спокойно. Он хорошо знал материал, который накануне был аффективно блокирован, и сдал экзамен.
Первый сеанс
Мы обсудили технические принципы основной ступени КПО. Поэтому я могу теперь перейти к их клинически-практическому применению. Первый щаг - это сеанс, подготавливающий к Кататимному переживанию образов. Его цель - познакомить пациента с методом КПО. При этом я провожу несколько технических процедур, которые действительны для всех форм психотерапии.
Психотерапия начинается с того, что мы прежде всего проводим с пациентом “первое интервью”. Внешне это выглядит так, что психотерапевт сидит не за письменным столом, а беседует с пациентом за маленьким чайным столиком, по возможности в углу комнаты. Пациент должен свободно рассказывать о своих жалобах и проблемах, при минимуме вмешательства со стороны психотерапевта. Эта беседа продолжается примерно 50 минут. Во второй ее части или во время следующей встречи я задаю итоговые вопросы, чтобы расширить картину в направлении сбора глубинно-психологического анамнеза. Тем самым я сознательно, по возможности, остаюсь в самом широком смысле в рамках актуальной конфликтной ситуации и теперешнего социального окружения, профессиональных отношений и взаимоотношений в паре, в семье и т.п., что вообще может играть какую-то роль среды и социальных воздействий в настоящее время.
Особое значение имеет временная взаимосвязь между первым появлением симптоматики или ее обострением и эмоциональной ситуацией. Такое выделение или специальное акцентирование запускающей ситуации служит важнейшим ключом к пониманию психодинамики невроза. При этом я для начала воздерживаюсь от исследования предшествующей истории жизни пациента начиная с его детства и первого семейного окружения, т. е. начиная с генетической сцены невроза.
Примерно в 70% случаев во время первого ознакомительного сеанса удается выделить столь важную запускающую ситуацию. Я сознательно отказываюсь от любых толкований или корректирующего вмешательства, которые можно было бы провести, чтобы дать пациенту определенные установки.
Есть две вещи, которые во время первых бесед особенно важно в вербальной (или, возможно, так же и в невербальной) форме донести до сознания пациента:
1) что он и существующие у него симптомы воспринимаются психотерапевтом серьезно;
2) что психотерапевт заинтересован в изучении его проблем и может подвести пациента к связанным с этим важным моментам в его переживаниях образов, помогая сделать из этого соответствующие выводы.
Лишь в самых редких случаях имеет смысл предложить пациенту пройти психотерапию уже после первой беседы, длящейся всего 50 минут. Это доступно в целом только очень опытным психотерапевтам. Для этого необходимо учитывать целый ряд факторов, на которых я позднее еще подробно остановлюсь. Чтобы быть свободным от предубеждений, целесообразно провести беседу с пациентом как минимум еще во второй раз (50 минут), собрать более подробный анамнез и выяснить ряд данных, позволяющих прогнозировать развитие психотерапии, в особенности в том, что касается Кататимного переживания образов (ср. с. 209).