Цели и задачи СР.Объекты и субъекты практики СР.
Цели и задачи СР.Объекты и субъекты практики СР.
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Социальная работа как теория находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики, антропологии, этики и др. В число ее проблем входят специфические исследования, связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности.
Социальная работа как учебный процесс. С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалист по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников стал учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.
Как профессия. Как особый вид практической деятельности социальная работа включает целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели.
В качестве объекта социальной работы выступают все люди (при ее широкой трактовке), отдельные личности и группы, .нуждающиеся в посторонней помощи, обездоленные и другие социально слабозащищенные группы: старики; пенсионеры; инвалиды; дети-сироты; люди, попавшие в беду, испытывающие сильный стресс; матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; лица и группы с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки и др.); находящиеся в тюрьмах и вернувшиеся из нее; безработные, обездоленные, беженцы и другие социально уязвимые группы; разные сферы жизнедеятельности социальной направленности (сфера здравоохранения, образования, культуры, науки, бытового обслуживания и др.). Субъектамисоциальной работы выступают государство со своими структурами, общественные, благотворительные, милосердные и другие организации и учреждения, социальные работники как люди, занимающиеся социальной деятельностью, работая в соответствующих службах или на общественных началах; преподаватели, ученые.
Как непроф.деят.благот.организации.волонтеры.
Принципы СР
Можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы.
Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия :
- принцип детерминизма- научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину.
- принцип отражения- ориентирует исследователя на тот факт, что познание объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта.
- принцип развития-
- принцип историзма.
Организационные принципы.
Среди них можно особо выделить такие, как социальная и технологическая компетентность кадров, так же в них заключатся принцип контроля и проверки исполнения, также принцип функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
Педагогико-психологические принципы.
Они занимают большое место в структуре логических форм научной теории социальной работы. Эти принципы выражают требования в психологическому и педагогическому воздействию на человека, обратившегося в социальную службу, также предполагают необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых процедур. Основными принципами можно назвать: анализ оценки условий жизнедеятельности и выбора форм и методов работы с данными клиентами. Целенаправленность и адресность социальной работы, индивидуальный подход к каждому клиенту.
Специфические принципы:
Принцип универсальности.Который требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам: идеологическим, политическим, религиозным, национальным или расовым. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единой причине – его потребности в социальной помощи.
Принцип социального реагирования.Принцип предполагает осознание необходимости принимать меры по выясненным ранее социальным проблемам, действовать в соответствии с данными обстоятельствами социальной ситуации конкретного клиента, а не ограничиваться только стандартным набором действий ориентированного на «среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип максимизации социальных ресурсов.Всем известно, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет малое количество средств на оказание социальной помощи населению. Конечно большую роль в этом всем играет социально – экономическое развитие государства, но там не менее в основном доля государственных затрат на социальную защиту мала. Поэтому социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи нуждающимся, путем привлечения не государственных, гарантированных, средств, а частных, добровольческих организаций. Также социальные работники могут использовать и другие, не запрещенные государством способы.
Принцип толерантности.Заключается в том, что социальный работник не может делить клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый человек, который нуждается в помощи, должен получить ее. Толерантность социального работника заключается в том, что он должен проявить терпимость к проявлению разнообразия клиентов.
принцип клиентоцентризма – приоритетность прав клиента во всех случаях, кроме того, когда затрагиваются интересы других, то есть для социальной защиты должны преобладать интересы не общества, а индивида (обеспечить помощь) – означает суверенность и автономность клиента (добровольность);
принцип максимизации социальных условий означает, что каждое общество должно выделять максимум ресурсов для социальной защиты населения;
- принцип конфиденциальности означает недоступность огласки секретной информации. Данный принцип нарушается, если этот человек представляет опасность для окружающих;
Виды социальной помощи
Для малоимущих семей устанавливаются разные виды помощи:
· денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
· натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Кроме того определенные льготы полагаются детям из малоимущих семей.
В каждом регионе устанавливается свой перечень льгот, но обычно это:бесплатное питание в школе;компенсация на покупку школьной формы и принадлежностей;льготный проезд на транспорте;бесплатная молочная кухня для детей до 3-х лет;льготы на оплату детских садов.
Размер социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов РФ.
На федеральном уровне малоимущим семьям предоставляются следующие льготы:
передача денегжилищная субсидия (в соответствии со ст. 159 ЖК РФ). т.е. помощь государства при оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
На сегодняшний день максимальный размер расходов граждан на оплату жилья составляет 22 % от дохода семьи. Для малоимущей семьи такой процент уменьшается.
Для этого применяются специальные коэффициенты и формулы расчета. Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
налоговые льготы (в соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ). Малоимущие семьи освобождаются от НДФЛ на выплаты, которые они получают от государства.
бесплатная юридическая помощь (в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"). Малоимущие семьи могут получать бесплатные устные и письменные консультации профессиональных юристов. А также бесплатное представление их интересов в судах.
льготы при поступлении в высшие учебные заведения. (в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2011 N 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования".
При соблюдении определенных условий дети из малоимущих семей могут быть приняты в ВУЗы вне конкурса.
Необходимые условия для этого:у ребенка есть только один из родителей, и он является инвалидом I группы;
возраст ребенка не более 20 лет;ребенок наберет установленное минимальное количество баллов по ЕГЭ.
Ролевая модель
Сторонники этой модели исходят из того, что люди строят свое поведение в соответствии со схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Они занимают определенное положение в социальной структуре общества, имеют свое место, позицию, связанную с выполнением ролей.
Ролевая модель сводится к следующему:
ü роль – это шаблон, набор ожидаемых видов поведения человека при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек исполняет социальную роль;
ü может возникнуть расхождение в понимании того, что обязан и не обязан делать человек в соответствии с этой ролью. Конфликт возникает в результате противоречия между социальными ролями, когда одна роль несовместима с другой или в чем-то существенно противоречит ей. Возможны внутриролевые конфликты, когда различные роли выполняются одним лицом и являются несовместимыми или плохо совмещаемыми;
ü ролевую игру специалист по социальной работе использует для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения его адаптивности.
Виталистская модель
Виталистская модель основана на концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека. Жизненные силы человека рассматриваются как его способности к воспроизводству, осуществлению жизни человека как биосоциального существа.
Жизненные силы представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность – это способность человека удовлетворять свои многообразные потребности индивидуальными средствами, социальная субъектность – способность человека удовлетворять свои потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества.
Социальная работа в рамках виталистской модели рассматривается как деятельность по оптимальному формированию и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека.
Практическая деятельность социального работника акцентируется на решении следующих задач:
· преодоления обостренной реакции клиента на негативные оценки своих возможностей преодолеть собственные трудности;
· локализации блоков торможения позитивного развития ситуации клиента;
· повышения информированности клиента по поводу возможностей решения его проблемы;
Методы исследования в СР.
В современном науковедении под методологией понимается прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности. Методология науки дает характеристикукомпонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию научного исследования следует рассматривать как совокупность теоретических положений о познании и преобразовании действительности.
Методика исследования – понятие, под которым понимается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включающим частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Чаще всего социальный работник проводит исследование для понимания окружающего его социума: либо для удовлетворения потребности взнаниях либо для предвидения будущих событий и управления ими.
Обычно построение теории начинают свое существование с изучения тех событий, которые социальный работник хотел бы объяснить, с так называемого пилотажного исследования.
Выделяют следующие компоненты любой теории: 1) понятия; 2) утверждения; 3) предположения.
. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы
Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов:
1) теоретико-методологического, фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и
2) прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач.
Социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер. Как известно, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования, разные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной своей практической направленностью. Если фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладная наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике.
Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).
По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы.
1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.
Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.
2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:
— метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;
— метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;
— метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;
— единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;
— исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;
. Частные специальные научные методы — это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.
Цели и задачи СР.Объекты и субъекты практики СР.
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Социальная работа как теория находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики, антропологии, этики и др. В число ее проблем входят специфические исследования, связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности.
Социальная работа как учебный процесс. С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалист по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников стал учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.
Как профессия. Как особый вид практической деятельности социальная работа включает целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели.
В качестве объекта социальной работы выступают все люди (при ее широкой трактовке), отдельные личности и группы, .нуждающиеся в посторонней помощи, обездоленные и другие социально слабозащищенные группы: старики; пенсионеры; инвалиды; дети-сироты; люди, попавшие в беду, испытывающие сильный стресс; матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; лица и группы с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки и др.); находящиеся в тюрьмах и вернувшиеся из нее; безработные, обездоленные, беженцы и другие социально уязвимые группы; разные сферы жизнедеятельности социальной направленности (сфера здравоохранения, образования, культуры, науки, бытового обслуживания и др.). Субъектамисоциальной работы выступают государство со своими структурами, общественные, благотворительные, милосердные и другие организации и учреждения, социальные работники как люди, занимающиеся социальной деятельностью, работая в соответствующих службах или на общественных началах; преподаватели, ученые.
Как непроф.деят.благот.организации.волонтеры.
Принципы СР
Можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы.
Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия :
- принцип детерминизма- научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину.
- принцип отражения- ориентирует исследователя на тот факт, что познание объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта.
- принцип развития-
- принцип историзма.
Организационные принципы.
Среди них можно особо выделить такие, как социальная и технологическая компетентность кадров, так же в них заключатся принцип контроля и проверки исполнения, также принцип функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
Педагогико-психологические принципы.
Они занимают большое место в структуре логических форм научной теории социальной работы. Эти принципы выражают требования в психологическому и педагогическому воздействию на человека, обратившегося в социальную службу, также предполагают необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых процедур. Основными принципами можно назвать: анализ оценки условий жизнедеятельности и выбора форм и методов работы с данными клиентами. Целенаправленность и адресность социальной работы, индивидуальный подход к каждому клиенту.
Специфические принципы:
Принцип универсальности.Который требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам: идеологическим, политическим, религиозным, национальным или расовым. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единой причине – его потребности в социальной помощи.
Принцип социального реагирования.Принцип предполагает осознание необходимости принимать меры по выясненным ранее социальным проблемам, действовать в соответствии с данными обстоятельствами социальной ситуации конкретного клиента, а не ограничиваться только стандартным набором действий ориентированного на «среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип максимизации социальных ресурсов.Всем известно, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет малое количество средств на оказание социальной помощи населению. Конечно большую роль в этом всем играет социально – экономическое развитие государства, но там не менее в основном доля государственных затрат на социальную защиту мала. Поэтому социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи нуждающимся, путем привлечения не государственных, гарантированных, средств, а частных, добровольческих организаций. Также социальные работники могут использовать и другие, не запрещенные государством способы.
Принцип толерантности.Заключается в том, что социальный работник не может делить клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый человек, который нуждается в помощи, должен получить ее. Толерантность социального работника заключается в том, что он должен проявить терпимость к проявлению разнообразия клиентов.
принцип клиентоцентризма – приоритетность прав клиента во всех случаях, кроме того, когда затрагиваются интересы других, то есть для социальной защиты должны преобладать интересы не общества, а индивида (обеспечить помощь) – означает суверенность и автономность клиента (добровольность);
принцип максимизации социальных условий означает, что каждое общество должно выделять максимум ресурсов для социальной защиты населения;
- принцип конфиденциальности означает недоступность огласки секретной информации. Данный принцип нарушается, если этот человек представляет опасность для окружающих;