Категорически запрещается в лагере наказывать детей лишением пищи, трудом, словесно оскорблять. Эти действия часто приводят к стрессу по вине вожатого.
Важно во время работы с детьми выполнять нижеследующие операции для снижения риска:
1. Контроль деятельности одним или более руководителями должен осуществляться все время.
2. Небезопасная практика или нарушение правил выполнения вида деятельности должны быть запрещены сразу же при проявлении такого поведения.
При всех случаях проявления нарушения дисциплины должны быть оформлены официальные документы.
ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Конечно, настоящий сплоченный коллектив возникает не сразу, в своем развитии он проходит несколько стадий, знание которых облегчает вожатому взаимодействие с детьми.
Стадии развития детского коллектива:
1. ориентация
2. конфликты
3. доверие
4. самостоятельность
5. расставание
Начнем, прежде всего, с организации отряда. Он может быть создан по разным принципам: в соответствии с возрастом детей либо разновозрастный, может быть сформирован по интересам; сейчас в крупных лагерях черноморского побережья появилась еще одна тенденция – создаются отряды по территориальному принципу (так как ребята с одной территории заезжают одновременно). Практически в любом случае возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава.
1 стадия. Ориентация –это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное – знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.
Задача вожатого – создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.
2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.
Задача вожатого в данный период – помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.
3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка.
На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.
4 стадия. Самостоятельность.Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые – самые …..».
Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.
5 стадия. Расставание.Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.
На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.
Лутошкин А.Н. в своей книге “Как вести за собой” рассматривает несколько ступеней развития коллектива. Вожатый может предложить ребятам определить ту ступень развития, на которой находится отряд в соответствии со следующими определениями.
. “Песчаная россыпь”. Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то “сцепляло”. Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.
“Мягкая глина”. В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.
В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.
“Мерцающий маяк”. Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.
“Алый парус” - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу “один за всех и все за одного”. Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.
Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.
“Горящий факел” - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени “Алого паруса”.
Динамика эмоционального развития временного коллектива
Кризис привыкания Эмоциональный пик
Эмоциональный пик кризис усталости
1 3 7 16 21 кол-во дней
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Подготовительный период может длиться различное время (от 2 недель до 9 месяцев). Чем раньше он начинается, тем больше возможности подготовиться к смене со всей тщательностью, продумать все до мелочей.
Подготовительный период включает в себя:
§ Программирование смены (определение целей, задач, содержания смены, предполагаемых результатов)
§ Подготовка педагогического отряда для работы по программе, выработка единых педагогических требований
§ Знакомство педагогического коллектива с должностными обязанностями
§ Знакомство педагогического коллектива с нормативными документами: правилами пребывания детей в лагере, инструкции по технике безопасности и другими
§ Разработка и реализация плана подготовки к смене (закупка необходимых материалов и оборудования, канцтоваров, призов, костюмов и т.д.; ремонтные работы; набор и подготовка обслуживающего персонала)
ПРОГРАММИРОВАНИЕ СМЕНЫ
Программа смены – это – один из основных документов лагеря, в котором отражаются содержание, и система работы данного лагеря на определенный период времени (на смену)
Программа необходима для того, чтобы деятельность педагогического коллектива не была стихийна и бесцельна, разработка программы заставляет администрацию лагеря и педагогический коллектив осмысливать свою деятельность, свою педагогическую позицию.
Существуют различные классификации программ в соответствии с различными критериями. Если взять критерий направленности, то программы делятся на две группы: комплексные и профильные.
Комплексная программа объединяет различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях детского лагеря
Профильная программа имеет одно основное направление деятельности (например: экологическая, туристическая, и т.д.)
Каждый вожатый, опираясь на программу смены лагеря, составляет программу деятельности своего отряда.
Какова структура программы?
Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются:
· Введение, где обосновываются актуальность и значимость программы, излагаются основные идеи и принципы
· цели и задачи предстоящей деятельности (цели и задачи должны быть конкретными, реальными и достижимыми при данных условиях)
· основное содержание деятельности (основные блоки и направления деятельности)
· механизм реализации (логика развития, описание системы действий по воплощению замысла)
· предполагаемые результаты, итоги выполнения программы
Для постановки конкретных целей и задач лагеря важно опираться на основные функции лагеря:
1. Социальная – накопление социального опыта участия в общественной жизни.
2. Коммуникативная – развитие навыков общения у ребят, умение жить в коллективе.
3. Развивающая – развитие различных способностей, психических процессов, активности, эрудиции, приобретение различных навыков, и т.д.
4. Досуговая – воспитание культуры свободного времени. Предоставление детям свободы выбора формы проведения своего досуга, возможность удовлетворить свои различные интересы, потребности, связанные с саморазвитием, самопознанием, личностным ростом.