Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Пирамида потребностей человека (по Маслоу) - student2.ru
 
  Пирамида потребностей человека (по Маслоу) - student2.ru

 
  Пирамида потребностей человека (по Маслоу) - student2.ru

 
  Пирамида потребностей человека (по Маслоу) - student2.ru

 
  Пирамида потребностей человека (по Маслоу) - student2.ru


5 уровень – самореализация (психологический личный рост)   4 уровень – собственные ценности (самовыражение, самооценка)   3 уровень социальные (друзья, микрогруппы, интересы)   2 уровень – жизнебезопасность (Экология, одежда)   1 уровень – физические (еда, жилье, тепло)  

Конечно же, в первую очередь ребенку в лагере необходимо создать комфортные бытовые условия, условия для обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Высший профессионализм педагогов заключается в том, чтобы создать условия для удовлетворения потребностей ребенка на всех 5 уровнях.

Для всего педагогического коллектива необходимо договориться, на чем основном будут сконцентрированы усилия педагогов, какие ценности и потребности детей будут приоритетны.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С НИМИ

Знание возрастных особенностей поможет вожатому найти общий язык с детьми, правильно выстроить свою работу с детским коллективом, подобрать игры и дела, которые ребятам будут интересны и увлекательны.

Дети младшего возраста (5-8 лет)

Рост и развитие Характерные особенности Советы вожатому
Ø Общее управление телом хорошее Ø Координация глаз и рук улучшается к 7 годам Ø Быстрая утомляемость, особенно при однообразных движениях Ø Слабая мускулатура спины и брюшного пресса, нарушение осанки Ø Руки и ноги растут быстрее тела Ø Высокий уровень активности Ø Кризис 7 лет – «кризис непосредственности» Ø Любознательны Ø Мышление конкретное Ø Подвижны Ø Не умеют концентрировать внимание на чем-то одном Ø Высокий авторитет взрослого Ø Желание научиться различать – что такое хорошо и что такое плохо Ø Лучшая награда – похвала Ø Считают друзьями тех, кого видят чаще других ØОрганизуй подвижные игры при ограничении прыжков и бега ØИспользуй ритмические виды деятельности, пение, театральные постановки ØОбучай трудовым навыкам ØРазвивай умения лазать и пользоваться качелями ØПредоставляй детям свободу действий, развивай способности

Проблемы детей младшего возраста

Возможные проблемы Варианты их решения
Тоска по дому Отвлечь интересными делами, переключить внимание
Задают множество вопросов Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
Быстро утомляются Создать условия для быстрого достижения результата в игре, соревновании, в труде
Не имеют навыков самообслуживания (не умеют застелить постель, теряют вещи, и т.д.) Терпеливо приучать к порядку.
Неуверенны в себе Дать нагрузку с учетом из возможности и состояния здоровья, не акцентируя на этом внимание
Готовы пробовать все на вкус Рассказать о ядовитых ягодах и растениях
Потеряли интерес к занятиям, рассеянное внимание Частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени
Слезы и страхи в темноте Не оставлять ребенка одного в темноте
Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых Стремится не подавать им дурного примера
Впечатлительны Не рассказывать сказки и истории с плохим концом, «страшилки»
Постоянно рискуют, склонны к травматизму Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, следя при этом за правилами безопасности



Дети среднего возраста (9-11 лет)

Рост и развитие Характерные особенности Советы вожатому
Ø Рост девочек опережает рост мальчиков Ø Начинается процесс полового созревания Ø Учащается сердцебиение Ø Чаще появляется головная боль Ø Ускоряется развитие скелета, рук, ног Ø Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью Ø Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек Ø Энергичны, быстры, настойчивы, инициативны Ø Часты беспокойные состояния Ø Шумны, спорят, влюбчивы Ø Боятся поражения, чувствительны к критике Ø Интересы постоянно меняются Ø Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых Ø Укрепляется волевая сфера Ø Бурно проявляются эмоции Ø Повышенное стремление к спорам, неуступчивость Ø Стремятся испытать себя в активной практической деятельности Ø Поручения выполняют легко и охотно Ø Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу ØПоощряй детей ØОрганизуй коллективные спортивные игры и соревнования, занятия по интересам ØОрганизуй разумное руководство, пробуди в ребятах интерес к окружающему миру ØИспользуй виды деятельности, которые дают простор проявления мускульной активности


Проблемы детей среднего возраста

Возможные проблемы Варианты их решения
Обидчивость, повышенная чувствительность с несправедливости Внимательное, доброе, чуткое отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурных слов, использование косметики и украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия Проводить разъяснительную работу с привлечением специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению режима дня.
Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков Стремится переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
Появление тайн, озорство, шалости Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать игры с элементами романтики.

Дети подросткового возраста (12-14 лет)

Рост и развитие Характерные особенности Советы вожатому
Ø Девочки выше мальчиков Ø Половое созревание Ø Быстрый рост мускулатуры Ø Завершение роста скелета Ø Усиливаются различий между детьми, некоторые уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть Ø Испытывают внутреннее беспокойство Ø Антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга Ø Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых Ø Стремятся к соревновательности Ø Сопротивляются критике Ø Отчуждение от взрослых Ø Стремление утвердить свою самостоятельность Ø Острая потребность в активности Ø Способны противостоять влиянию окружающих Ø Горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие Ø Развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди взрослых и сверстников Ø проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек) Ø отдавай предпочтение спортивным играм Ø используй энтузиазм при выполнении порученных заданий Ø воздействуй опосредованно – через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов

Дети старшего подросткового возраста (14-16 лет)

Рост и развитие Характерные особенности Советы вожатому
Ø наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями Ø завершается рост скелета Ø усиливаются различия среди детей Ø развивается мужское и женское поведение   Ø ориентация на мир взрослых Ø достижение личностного самоопределения Ø желание поставить себя в позицию взрослого Ø девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками Ø наблюдается беспокойство о своей внешности Ø рождается первая любовь Ø растет социальная активность Ø профессиональное самоопределение Ø кризис «независимости» Ø проявляется тяга к самопознанию, к принятию ответственности Ø оказывай помощь подросткам в принятии их своими сверстниками Ø построй руководство поведение подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых Ø создавай необходимые условия для отдыха Ø организовывай для мальчиков спортивные соревнования, а для девушек – активные дела

Проблемы подростков

Возможные проблемы Варианты их решения
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя» Поведение этого ребенка зависит от того, как взрослый сумеет найти с ним общий язык, завоевать его доверие, авторитет
Неподчинение взрослым, критиканство. Вызывающее поведение. Действия опережают мысли. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником
Недовольство внешностью В беседе разъяснять подростку, что все люди меняются, у всех разная внешность, но все-таки – главное, что у человека в душе. Рассказать о разных способах, способных сгладить недостатки внешности.

Дети приезжают в летний лагерь, может быть, впервые в жизни оказываются длительное время в обстановке вне дома, длительное время без родителей. Эта новая обстановка может влиять на детей по-разному. Если ребенок активный, самостоятельный, ищущий «приключений», он будет в лагере стремиться делать то, что дома не мог себе позволить – у воспитателя одни заботы. Если ребенок неуверенный в себе, тоскует по дому, родителям, общении – у воспитателя другие заботы.

Дети в оздоровительном лагере оказываются в новом сборном коллективе. Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний, и нет еще общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий. На этом фоне у детей могут возникнуть проблемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества.

Это чувство может проявляться, когда ребенок впервые оказывается в непривычной обстановке лагеря. Нередко лагерь, обстановка вне дома, дает возможность ребенку проявить себя в новом окружении, выйти из изоляции, так как на нем нет ярлыка изгоя. Получив положительный импульс к общению в лагере, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и вне лагеря. Оздоровительный лагерь даст такому ребенку возможность «найти себя», раскрыть свои способности в какой-либо области.

Возникают проблемы с детьми, которые часто в обычной жизни обделены вниманием. Медики выделяют следующие симптомы проявления дефицита внимания: беспокойные движения в кистях и стопах, нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе; частые необоснованные переходы от одного незавершенного действия к другому; неумение тихо, спокойно играть; болтливость; мешает другим, пристает к окружающим; не слушает обращенной к нему речи; способен к совершению опасных действий, не задумываясь об их последствиях.

Если ребенок в первый раз в лагере, то он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию; к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети.

Если ребенок не первый раз в лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иным, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы, особенно в отношении сна в тихий час.

Итак, новый сборный коллектив сформирован. Вожатому надо помнить о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам организации «свободного» времени.

В детском лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Приведем краткую информацию по данному вопросу.

Энурез. Нередко дети сталкиваются с эти неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль вожатого заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно.

Проблемы сна.Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми и сообщить об этом врачу.

Воровство. Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует провести индивидуальную беседу, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями.

Гиперактивность.Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, гоняется взад-вперед, редко занимается одним делом или занятием. Роль вожатого заключается в защите ребенка от его собственных действий, он должен постараться, чтобы участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним.

Тоска по дому.Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Занятие детей жизнедеятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме – один из способов решения проблемы. В некоторых случаях вожатый обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря.

Суицидальное поведение.Вожатым следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.

Сексуальное влечение.Подростки часто находят лагерь удобным для сексуального поведения, когда они находятся в постоянном контакте со сверстниками вне домашней обстановке. Такое поведение может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе, явным или скрытым. Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и со всей тактичностью и чистотой.

Оскорбление,сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения с детьми могут быть замеченными вожатыми, например, наличие необычных синяков или шрамов и т. д. при осмотре детей, при смене одежды или душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать таких обсуждений в коллективе, с друзьями – как своими, так и с друзьями ребенка.

Признаки сексуального оскорбления менее заметны.Некоторые признаки идентифицированы американскими специалистами. Приводим их:

- Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.

- Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при отходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.

- Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствующего этому.

- Переход к безразличному поведению.

- Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.

- Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела.

- Жестокое обращение с животными.

Химическое отравление.Детский лагерь не изолирован от окружающего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Все случаи употребления детьми наркотиков должны немедленно становиться достоянием администраций и медицинских работников. Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков.

Вандализм.Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.

Стресс.Роль вожатого лагеря заключается в том, чтобы освобождать детей от стрессов, и самому не создавать стрессовых ситуаций.

Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:

- акцентировать внимание на достоинствах ребенка;

- давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе;

- вести индивидуальные беседы, как в отряде, так и с самим ребенком;

- замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.

Нарушения дисциплины.При работе с разными детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение, бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила. Но в любом обществе необходимы некоторые правила. Необходимые обстоятельства и способы дисциплинирования нужно четко обрисовывать.

Одновременно и вожатым необходимо помочь понять некоторые правила. Вожатый должен:

- Чувствовать время от времени необходимость для ребенка нарушать правила.

- Понимать, что дети не всегда могут справиться с работой по самоконтролю, но вожатый не должен раздумывать, когда требуется прекратить отрицательное поведение ради спокойствия группы и самого ребенка.

- Знать, что ребенок имеет обязанность в группе сверстников.

- Знать, что время от времени нужно понукать детей; но понимать, насколько велико желание ребенка в этот момент лениться.

- Понимать, что время от времени перемена убеждений свойственна всем человеческим существам.

- Использовать постоянно дисциплинарные меры. Только тогда они будут эффективны. Наказание- это простой способ, который по возможности должен сопровождать отрицательные поступки и должен быть соразмерным.

Наши рекомендации