Кафедра педагогики начального обучения
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой общей педагогики, к.пед.н., доцент Кочергина О.А.
__________________________
«___» ____________ 2017 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА С ПОМОЩЬЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР»
Выполнила Сидорова Нелли Николаевна
студентка гр. ЛОГ-441
Направление 05.07.00 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Логопедия»
Научный руководитель работы
К.пед.н., доцент Виневская Анна Вячеславовна
Таганрог
Год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ВРОЖДЁННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА…………………………………………………………………………………………...6
1.1.Характеристика врождённой патологии детей с синдромом Дауна……………………………………………………………………………………………...6
1.2. Условия формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна……………...16
1.3. Особенности нарушений моторных навыков у детей с синдромом Дауна…………………………………………………………………………………………….18
1.4. Методы и средства развития моторных нарушений детей с синдромом Дауна…………………………………………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………................................29
2.1. Методика коррекции моторных нарушений у детей с синдромом Дауна……………………………………………………………………………….....................29
2.2. Проверка результатов работы по формированию моторных навыков с помощью коммуникативных игр………………………………………………………………………….35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………...……………………47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................……………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...……………..52
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.В наше время очень актуальна проблема ивалидности вообще. С каждым годом всё чаще появляются на свет дети с таким диагнозом, как болезнь Дауна. Если совсем недавно дети с болезнью Дауна рождались от тех матерей, возраст которых превышал 35 лет, то в настоящее время такие дети могут родиться и у совсем молодых матерейю
У детей с болезнью Дауна замедляется развитие психических процессов, общей и мелкой моторики, а, следовательно, и речи. Они значительно отстают от сверстников в физическом развитии.
Сегодня проблема социальной реабилитации и адаптации детей с болезнью Дауна актуальна потому, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество не в силах. Поэтому рост числа детей с данным диагнозом следует рассматривать, как постоянно действующий фактор, требующий планомерных решений социума.
Несомненно, дети с болезнью Дауна как дети-инвалиды и дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают огромные трудности во время вхождения в социум, и им требуется комплексная социальная помощь. Следовательно, они становятся клиентами социальной работы и находятся под пристальным вниманием социальных служб.
Но в наше время существует прогресс – педагоги и родители стали лучше осознавать потребность в любви, ласке, поддержке таких детей, они убедились в том, что такие дети, как и другие, могут жить с пользой для себя и для общества. А в зарубежных странах многие дети с умственными и физическими отклонениями ходят в обычный детский сад, учатся в обычной школе. Находясь среди сверстников, такие дети получают достаточное количество общения с нормальными детьми, что помогает им развиваться в обычной социальной среде. В нашей стране также происходят зачатки интегрированного образования.
В настоящее время известны такие случаи, когда детям с синдромом Дауна педагоги - дефектологи и психологи оказывали калосальную поддержку, вследствие чего дети обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа педагогов небезнадёжна в таких случаях, но требует много терпения и силы духа. Синдром Дауна - это тяжёлая генетическая аномалия. По Всемирной статистике каждый восьмисотый ребёнок рождается с лишней хромосомой, то есть с синдромом Дауна. Во всем мире людей с синдромом Дауна называют "солнечными" - так как настолько они дружелюбны, добры, открыты. Они просто не способны на агрессию, не могут кого-либо обидеть. Они не умеют злиться и обижаться. Они, также как и все дети, любят играть, петь, танцевать, веселиться и узнавать что-то новое. Но жить в полной мере, развиваться, учиться дети с синдромом Дауна могут только в атмосфере любви. Им нужно немного больше внимания и заботы, понимания и любви. Этот синдром получил название в честь учёного Джона Дауна (JohnDown), который впервые описал его в1866 году. А связь между изменением количества хромосом и врождённой аномалии была описана в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом. Интенсивная работа по основополагающим современной коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев), а также результативность психоло-педагогических исследований (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.), создали научную предпосылку для интеграции в общество детей с тяжёлым нарушением. [3]. Цель коррекционной педагогики детей с синдром Дауна – это их социальная адаптация, возможность их интеграции в общество. Необходимо учитывать все познавательные способности детей и, учитывая специфичность развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, такие как, навыки самообслуживания, чтобы они могли облегчить жизнь не только себе, но и своим близким. Именно эти обстоятельства послужили выбором темы нашего исследования.
Проблема данного исследования: как происходит формирование моторных навыков у детей с синдромом Дауна с помощью коммуникативных игр?
Объект исследования - процесс формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна.
Предмет исследования - методы формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна.
Цель исследования - формирование моторики детей с синдромом Дауна.
Задачи:
1. Изучить характеристику особенностей моторных навыков у детей с синдромом Дауна и методы её коррекции.
2. Разработать методику формирования моторных навыков детей с синдромом Дауна.
3. Проверить эффективность методики формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна.
4. Дать практические рекомендации.
Гипотеза: мы предполагаем, что применение коммуникативных игр позволит сформировать моторные навыки у детей с синдромом Дауна.
Методы исследования:
Теоретические:
Изучение анамнеза, документации ребёнка,
Практические:
Беседа с педагогами, родителями и ребёнком, проведение методик « Нарисуй семью», «Сделай, как я». Анализ проведённой работы педагога, разработка дальнейших упражнений для формирования моторных навыков у ребёнка с синдромом Дауна с помощью коммуникативных игр.
Структура работы:
1. Изучение этиологии и патогенеза врождённых нарушений детей с синдромом Дауна. Изучение характеристики врождённой патологии детей с синдромом Дауна;
Изучение условий формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна;
Изучение особенностей моторики у детей с синдромом Дауна;
Изучение методов и средств развития моторных нарушений у детей с синдромом Дауна
2. Организация, методы и результаты эмпирического исследования.
Разработка методики коррекции моторных нарушений у детей с синдромом Дауна;
Рассмотрение и обсуждение результатов исследования.
ГЛАВА I. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ВРОЖДЁННОЙ ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА