Профилактика, реабилитация, прогноз

Всемирной организацией аллергологии предложено 3 уровня профилактики:

1-первичная

2-вторичная

3-третичная

Первичная — направлена на предупреждение заболевания, проводится в группах риска.Направлена на устранение раздражающих факторов и лечение хронических заболеваний органов дыхания.

Вторичная — комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер по профилактике заболевания у больных на начальной стадии, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики имеет следующие критерии:

· лица, имеющие родственников болеющих БА;

· наличие различных аллергических заболеваний (поллиноз, нейродермит и др.)[8];

· сенсибилизация.

Третичная — комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью полного восстановления социального и профессионального статуса.

Реабилитация.

Проведение реабилитационных мероприятий при БА направлено на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем.

С этой целью используется комплекс лечебно-восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.

Физиотерапевтические процедуры (используются в дополнение к базисной терапии):

· иглорефлексотерапия;

· лечение в соляных шахтах;

· аэроионотерапия;

· закаливание;

·лечебная физкультура и гимнастика.

Климатотерапевтические процедуры:

· морские купания;

· воздушные и солнечные ванны;

· сон на воздухе и на берегу моря.

Прогноз.

Характер и отдалённый прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. У подавляющего большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко, однако возможно возникновение тяжёлых форм БА, выраженных астматических статусов и даже летальные исходы, особенно при недостаточной дозе базисной терапии [1,3,5];

Отдалённый прогноз БА, начавшейся в детском возрасте, благоприятен. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы, однако, у них сохраняется ряд нарушений лёгочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе. Описаны случаи неблагоприятного течения БА, начавшейся в подростковом возрасте [4].




ГЛАВА II. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ.

Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.

Цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А. Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности [3].

Сестринский процесс при БА.

I этап: сестринское обследование (сбор информации).

При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) пациент не переносит. При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула) на характер одышки (экспираторная), наличие «дистанционных» хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице. При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, наполнение и напряжение), измеряется АД (повышено) [9,7].

II этап: определение проблем пациента.

Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

физиологические:

· есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов);

· дышать (удушье, одышка);

· спать (приступы удушья по ночам, утром);

· двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке).

психо-социальные:

· общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами - запахи духов);

· нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни);

· работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами).

Возможные проблемы пациента:

физиологические:

· удушье;

· экспираторная одышка;

· кашель с трудноотделяемой мокротой;

· дискомфорт в носоглотке;

· бледность;

· цианоз;

· слабость;

· снижение физической активности;

психологические:

· депрессия из-за приобретенного заболевания;

· страх неустойчивости жизнедеятельности;

· недооценка тяжести состояния;

· дефицит знаний о болезни;

· страх из-за возможности возникновения повторных приступов;

· дефицит самообслуживания;

· уход в болезнь;

· дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами;

· изменение образа жизни;

социальные:

· утрата трудоспособности, ивалидизация;

· материальные трудности в связи со снижением трудоспособности;

· социальная изоляция;

· невозможность смены места жительства;

приоритетные:

удушье.

потенциальные:

риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких

III этап: планирование сестринских вмешательств

Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.

IV этап: реализация сестринских вмешательств.

Сестринские вмешательства:

· зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т. п.;

· независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;

· взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультацииаллерголога, обеспечение проведений исследований.

V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств.

Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.

Цель: лечебная

Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией

Противопоказания: непереносимость лекарственного средства.

Таблица 2. Оснащение: ДАИ.(См.Рис.3.)

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре    
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. Установление контакта с пациентом.
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. Мотивация пациента к сотрудничеству.
Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры    
Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. Соблюдение прав пациента.
Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.
Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). Более эффективное выполнение манипуляции.
Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике.
Сделал максимальный вдох. Подготовка дыхательных путей к вдоху.
Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости.
Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям
Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства.
Сделал спокойный выдох через нос. Нормализация дыхания.
Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно Обучение пациента.
III. Завершение процедуры    
При необходимости повторил п. 7-14. Обучение пациента.
Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности
Отметил реакцию пациента на обучение. Документация оценки и реакции пациента на обучение.

Профилактика, реабилитация, прогноз - student2.ru

Рис.3. Пример ДАИ

Проведение пикфлоуметрии (ПФМ)

Цель: диагностическая (определение ПСВ)

Показания: диагностика и мониторинг БА

Противопоказания: нет

Примечание:

Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.

Таблица 3. Оснащение: пикфлоуметр(См. Рис.4.), сменный мундштук, кожный антисептик.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре    
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился. Установление контакта с пациентом.
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра. Мотивация пациента к сотрудничеству.
Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры    
Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя). Более эффективное выполнение манипуляции.
Установил стрелку на ноль. Для получения достоверных данных.
Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки. Для предотвращения погрешностей.
Попросил принять нейтральное положение шеи (шея не согнута). Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.
Инструктировал пациента вдохнуть максимально глубоко. Для набора воздуха в легкие.
  Попросил обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата
Попросил с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве. Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха
Определил показания. Для получения достоверной информации о ПСВ.
Повторить пп.7-12 еще 2 раза Определение максимальный результат.
Наилучший результат занес в дневник самоконтроля. Для диагностики или оценки эффективности лечения.
III. Окончание процедуры.    
Продезинфицировал ПФМ, прополоскал проточной водой, высушил. Профилактика ВБИ.

Профилактика, реабилитация, прогноз - student2.ru

Рис.4.Пикфлуометр

Оценка результатов:

Нормы показателей пикфлоуметрии рассчитываются индивидуально для каждого пациента, в зависимости от его пола, возраста и роста. Для детей учитывается только возраст. В начале пользования данным прибором в течение 3 недель составляется индивидуальная диаграмма с тремя цветными зонами. Для этого состояние пациента должно быть стабильным – без признаков бронхообструкции. При достижении им максимального результата (которые должны быть приближены к норме) его умножают на коэффициент 0.8 – например, если максимальный показатель пикфлоуметрии 400 л/мин, то 400 умножают на 0,8. Получаем 320 л/мин. Значение измерения выше этого показателя будет относиться к «зеленой зоне» – то есть нормальному уровню проходимости дыхательных путей. «Желтая зона» – это максимальный показатель исследования, умноженный на коэффициент 0,5. То есть 400 умножаем на 0,5 и получаем 200 мл/мин (это будет нижней границей желтой зоны). В этом случае границами «желтой зоны» будут значения от 200 л/мин до 320 л/мин. Если показатель пикфлоуметрии находится в этой зоне, то это говорит о том, что необходима коррекция проводимой терапии с участием лечащего врача. Показатель, меньше нижней границы «желтой зоны» относится к «красной зоне». Если определяемое значение находится в ней, то это говорит о том, что у пациента серьезная дыхательная недостаточность, и необходимо срочное вмешательство врача. Об алгоритме действий пациента при показателе, который находится в «красной зоне», необходимо заранее проконсультироваться с лечащим врачом. Таким образом, пикфлоуметрия позволяет осуществлять контроль за заболеванием органов дыхания в домашних условиях, а это способствует сокращению объема применяемых лекарственных препаратов. Использование системы зон позволяет своевременно увидеть надвигающуюся опасность и предотвратить экстренную госпитализацию.

Наши рекомендации