Профилактика, реабилитация, прогноз
Всемирной организацией аллергологии предложено 3 уровня профилактики:
1-первичная
2-вторичная
3-третичная
Первичная — направлена на предупреждение заболевания, проводится в группах риска.Направлена на устранение раздражающих факторов и лечение хронических заболеваний органов дыхания.
Вторичная — комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер по профилактике заболевания у больных на начальной стадии, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики имеет следующие критерии:
· лица, имеющие родственников болеющих БА;
· наличие различных аллергических заболеваний (поллиноз, нейродермит и др.)[8];
· сенсибилизация.
Третичная — комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью полного восстановления социального и профессионального статуса.
Реабилитация.
Проведение реабилитационных мероприятий при БА направлено на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем.
С этой целью используется комплекс лечебно-восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.
Физиотерапевтические процедуры (используются в дополнение к базисной терапии):
· иглорефлексотерапия;
· лечение в соляных шахтах;
· аэроионотерапия;
· закаливание;
·лечебная физкультура и гимнастика.
Климатотерапевтические процедуры:
· морские купания;
· воздушные и солнечные ванны;
· сон на воздухе и на берегу моря.
Прогноз.
Характер и отдалённый прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. У подавляющего большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко, однако возможно возникновение тяжёлых форм БА, выраженных астматических статусов и даже летальные исходы, особенно при недостаточной дозе базисной терапии [1,3,5];
Отдалённый прогноз БА, начавшейся в детском возрасте, благоприятен. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы, однако, у них сохраняется ряд нарушений лёгочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе. Описаны случаи неблагоприятного течения БА, начавшейся в подростковом возрасте [4].
ГЛАВА II. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ.
Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.
Цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А. Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности [3].
Сестринский процесс при БА.
I этап: сестринское обследование (сбор информации).
При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) пациент не переносит. При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула) на характер одышки (экспираторная), наличие «дистанционных» хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице. При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, наполнение и напряжение), измеряется АД (повышено) [9,7].
II этап: определение проблем пациента.
Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.
Возможные нарушенные потребности:
физиологические:
· есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов);
· дышать (удушье, одышка);
· спать (приступы удушья по ночам, утром);
· двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке).
психо-социальные:
· общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами - запахи духов);
· нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни);
· работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами).
Возможные проблемы пациента:
физиологические:
· удушье;
· экспираторная одышка;
· кашель с трудноотделяемой мокротой;
· дискомфорт в носоглотке;
· бледность;
· цианоз;
· слабость;
· снижение физической активности;
психологические:
· депрессия из-за приобретенного заболевания;
· страх неустойчивости жизнедеятельности;
· недооценка тяжести состояния;
· дефицит знаний о болезни;
· страх из-за возможности возникновения повторных приступов;
· дефицит самообслуживания;
· уход в болезнь;
· дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами;
· изменение образа жизни;
социальные:
· утрата трудоспособности, ивалидизация;
· материальные трудности в связи со снижением трудоспособности;
· социальная изоляция;
· невозможность смены места жительства;
приоритетные:
удушье.
потенциальные:
риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких
III этап: планирование сестринских вмешательств
Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.
IV этап: реализация сестринских вмешательств.
Сестринские вмешательства:
· зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т. п.;
· независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;
· взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультацииаллерголога, обеспечение проведений исследований.
V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств.
Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.
Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного средства.
Таблица 2. Оснащение: ДАИ.(См.Рис.3.)
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | ||
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. | Установление контакта с пациентом. | |
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. | Мотивация пациента к сотрудничеству. | |
Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. | |
Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции. | |
II. Выполнение процедуры | ||
Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | |
Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. | Соблюдение прав пациента. | |
Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. | Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции. | |
Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). | Более эффективное выполнение манипуляции. | |
Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его | Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике. | |
Сделал максимальный вдох. | Подготовка дыхательных путей к вдоху. | |
Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. | Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости. | |
Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. | Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям | |
Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. | Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства. | |
Сделал спокойный выдох через нос. | Нормализация дыхания. | |
Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно | Обучение пациента. | |
III. Завершение процедуры | ||
При необходимости повторил п. 7-14. | Обучение пациента. | |
Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Отметил реакцию пациента на обучение. | Документация оценки и реакции пациента на обучение. |
Рис.3. Пример ДАИ
Проведение пикфлоуметрии (ПФМ)
Цель: диагностическая (определение ПСВ)
Показания: диагностика и мониторинг БА
Противопоказания: нет
Примечание:
Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.
Таблица 3. Оснащение: пикфлоуметр(См. Рис.4.), сменный мундштук, кожный антисептик.
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | ||
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился. | Установление контакта с пациентом. | |
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра. | Мотивация пациента к сотрудничеству. | |
Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. | |
Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции. | |
II. Выполнение процедуры | ||
Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя). | Более эффективное выполнение манипуляции. | |
Установил стрелку на ноль. | Для получения достоверных данных. | |
Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки. | Для предотвращения погрешностей. | |
Попросил принять нейтральное положение шеи (шея не согнута). | Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции. | |
Инструктировал пациента вдохнуть максимально глубоко. | Для набора воздуха в легкие. | |
Попросил обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком | Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата | |
Попросил с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве. | Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха | |
Определил показания. | Для получения достоверной информации о ПСВ. | |
Повторить пп.7-12 еще 2 раза | Определение максимальный результат. | |
Наилучший результат занес в дневник самоконтроля. | Для диагностики или оценки эффективности лечения. | |
III. Окончание процедуры. | ||
Продезинфицировал ПФМ, прополоскал проточной водой, высушил. | Профилактика ВБИ. |
Рис.4.Пикфлуометр
Оценка результатов:
Нормы показателей пикфлоуметрии рассчитываются индивидуально для каждого пациента, в зависимости от его пола, возраста и роста. Для детей учитывается только возраст. В начале пользования данным прибором в течение 3 недель составляется индивидуальная диаграмма с тремя цветными зонами. Для этого состояние пациента должно быть стабильным – без признаков бронхообструкции. При достижении им максимального результата (которые должны быть приближены к норме) его умножают на коэффициент 0.8 – например, если максимальный показатель пикфлоуметрии 400 л/мин, то 400 умножают на 0,8. Получаем 320 л/мин. Значение измерения выше этого показателя будет относиться к «зеленой зоне» – то есть нормальному уровню проходимости дыхательных путей. «Желтая зона» – это максимальный показатель исследования, умноженный на коэффициент 0,5. То есть 400 умножаем на 0,5 и получаем 200 мл/мин (это будет нижней границей желтой зоны). В этом случае границами «желтой зоны» будут значения от 200 л/мин до 320 л/мин. Если показатель пикфлоуметрии находится в этой зоне, то это говорит о том, что необходима коррекция проводимой терапии с участием лечащего врача. Показатель, меньше нижней границы «желтой зоны» относится к «красной зоне». Если определяемое значение находится в ней, то это говорит о том, что у пациента серьезная дыхательная недостаточность, и необходимо срочное вмешательство врача. Об алгоритме действий пациента при показателе, который находится в «красной зоне», необходимо заранее проконсультироваться с лечащим врачом. Таким образом, пикфлоуметрия позволяет осуществлять контроль за заболеванием органов дыхания в домашних условиях, а это способствует сокращению объема применяемых лекарственных препаратов. Использование системы зон позволяет своевременно увидеть надвигающуюся опасность и предотвратить экстренную госпитализацию.