Источники информации о признаках внешности разыскиваемого лица и принципы ее оценки
Знание методики «словесного портрета» обеспечивает возможность широкого использования в оперативно-розыскной и следственной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного человека. Выполняемые при этом оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия состоят из следующих основных этапов:
— сбор информации о признаках внешности неизвестного лица и ее оценка;
— составление словесного портрета;
— действия по розыску лица, подлежащего идентификации путем опознания;
— подбор лиц, среди которых будет предъявлен установленный человек для опознания;
— организация процесса опознания;
— фиксация результатов опознания в протоколе;
— оценка результатов опознания, проверка их достоверности и обоснованности.
Первое, что требуется для правильного предъявления с целью опознания, исходя из его идентификационной сущности, это получение полной, точной и достоверной информации о признаках внешности разыскиваемой личности. Поэтому допрос, предшествующий опознанию, должен быть направлен на то, чтобы получить полные и точные сведения о признаках внешности этого человека.
Сведения о внешности личности, полученные при допросе потерпевших и свидетелей, являются отправной точкой в его розыске. Они могут быть дополнены информацией, полученной из других источников: при изучении вещественных доказательств, материалов уголовной регистрации, служебных документов, фотографических изображений, рентгеновских снимков, слепков лица умершего и др.
Например, изучение следов и других вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, иногда позволяет получить ценные сведения о внешности человека, который их оставил. Следы ног дают возможность предположить, каков рост человека, его пол, каковы физические недостатки и т.п. Орудия взлома позволяют судить о физической силе человека, его телосложении, профессии и т.д.
Важной проблемой, связанной с использованием словесной информации о внешнем облике человека, полученной при допросе или опросе потерпевших и свидетелей, является оценка ее полноты и достоверности, в основе которой лежит анализ субъективных и объективных факторов, оказывающих влияние на личность очевидцев событий (рис. 35).
Сведения, на основе которых проводится анализ субъективных и объективных факторов, влияющих на качество полученной информации, выявляются при ознакомлении с обстоятельствами дела и предварительном допросе опознающего. В процессе допроса устанавливаются: обстоятельства, предшествующие событию; условия непосредственного наблюдения события; признаки внешности устанавливаемой личности, запечатленные в памяти опознающего; обстоятельства, имевшие место после наблюдения человека до момента допроса; добровольность участия допрашиваемого в производстве следственного действия. Все перечисленные факторы обусловливают содержание тактических приемов подготовки и проведения опознания устанавливаемой личности.
Субъективные факторы определяются совокупностью характеристик, связанных с конкретной личностью: социальное положение, личные качества, поведение, физическое и психическое здоровье и другие индивидуальные особенности.
Установление социального статуса известного лица, как правило, не составляет большой сложности для работников правоохранительных органов. Вместе с тем полученная информация может быть полезна при оценке показаний этого человека. Например, профессия человека предопределяет его способности к восприятию внешности другого человека. Он лучше воспринимает те особенности внешности, с которыми часто сталкивается в своей профессиональной деятельности: портной — пропорции тела, одежду; спортсмен — физические данные человека (рост, телосложение, осанку и т.п.).
Сведения о возрасте очевидца происшествия могут служить основанием для выводов о надежности информации о возрасте разыскиваемой личности, так как установлена следующая закономерность: чаще всего человек определяет правильно возраст лиц своего возраста и тех, кто моложе его; в отношении лиц более старшего возраста часто допускаются ошибки — особенно много в определении возраста пожилых людей и лиц старшего возраста.
Оценка личностных качеств очевидца или потерпевшего может быть получена непосредственно из их ответов на вопросы следователя, со слов знакомых им лиц, а также при наблюдении их поведения во время допроса и анализе ответов на вопросы, непосредственно не связанных с личностью допрашиваемого. Например, ответ на вопрос об отношении очевидца к происшедшему событию может отразить эмоциональное состояние, в котором он находился в момент происшествия, отношение к устанавливаемой личности, его личностные качества и др.
Замечено, что показания свидетеля об обстоятельствах происшествия более точные по сравнению с показаниями потерпевшего, хотя могут быть менее полными. Это объясняется различием в психическом состоянии, в котором они находились в момент события.
Различия в показаниях людей объясняются не только их психическим состоянием в момент события, но и в повседневной жизни. Учет психических особенностей человека, от которого получена информация, особенно важен. И не случайно психофизические характеристики человека выделены, в силу их важности, в отдельную группу личных качеств человека, которая включает: характер, темперамент, внимание, наблюдательность, память, воображение, темперамент и др.
Психика (греч. «душевный») по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира, поэтому происходящее событие каждым человеком воспринимается по-разному — таким, как он его видит.
Среди психических особенностей личности важное место занимает темперамент, так как предопределяет поведение человека. Различают следующие четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Каждому типу темперамента соответствуют определенные черты характера, которые предопределяют его поведение. Установленная закономерность отражена в таблице (рис. 36). Используя ее, следователь может строить версии о возможном поведении свидетеля или потерпевшего в определенных условиях.
Например, можно предположить, что человек, поведение которого соответствует сангвиническому типу темперамента, скорее способен на близкий контакт с незнакомым лицом, чем меланхолик. Он более спокоен в новой обстановке, поэтому его информация может быть подробной и точной. Большая вероятность панического состояния меланхолика в непривычной для него ситуации дает основание предположить, что информация недостаточно полная, так как в этом состоянии у человека ухудшается внимание, ослабевает память. Часто информация искажается под влиянием страха.
Вместе с тем не следует упускать из вида, что в определенных условиях человек может повести себя непредсказуемо. Например, осторожный меланхолик может вести себя как энергичный холерик.
Важной характеристикой человека является его характер. Основные черты характера классифицируются по группам, которые приведены в таблице (рис. 37).
Важной характеристикой, определяющей мыслительные способности человека, является интеллект (лат. «познание», «понимание», «рассудок»). Воспринимаемая человеком информация находится в прямой зависимости от его интеллектуальных возможностей. Интеллект человека предопределяет его способность изложить ту или иную информацию. Нередки случаи, когда человек запомнил внешность другого человека, но не может описать ее из-за бедности словарного запаса, хотя при просмотре иллюстративного материала точно указывает на запомнившиеся ему признаки.
При общении с человеком оценить уровень его интеллекта можно по следующим критериям:
— наличию системности в изложении;
— глубине анализа происшедшего события;
— обоснованности выводов и отсутствию в них примитивности;
— отсутствию противоречий в посылках, на которых первоначально строилась цепочка собственных суждений, необоснованных категорических утверждений, явно абсурдных заключений и выводов по обсуждаемым вопросам;
— способности понять переносный смысл шуток и пословиц;
— отсутствию чрезмерной обидчивости по незначительным поводам.
По способности к познавательным процессам механизм психической деятельности человека условно подразделяется на два вида сознания: теоретический и обыденный. В первом случае впечатления, чувства и суждения формируются на основе научных знаний. В их формировании важная роль принадлежит профессиональной деятельности человека, его интеллекту, образованности, воспитанию, общей культуре и т.п. В обыденном сознании главная роль принадлежит эмоциям и наглядно-образному мышлению. В силу этого человек отбирает только ту информацию, которая обладает наибольшей для него привлекательностью и доступностью восприятия.
Индивидуальность психофизических качеств личности объясняет различия в восприятии внешности одного и того же человека разными людьми, количестве и качестве удерживаемой в их памяти информации. Например, человек с сильно развитым воображением нередко видоизменяет отдельные черты внешности в соответствии с особенностями своего восприятия образа.
Психофизические особенности людей отражаются на процессе их общения. Учет этих особенностей составляет основу взаимопонимания. Очевидно, что взаимопонимание в общении свидетеля и следователя в значительной степени определяет результаты допроса. Эффективность допроса в значительной степени снижается при наличии у следователя предубеждения к допрашиваемому. Как правило, предубеждения к человеку возникают на основе односторонних знаний о нем и проявляются в недоброжелательном отношении к нему. Опасность предубеждения к человеку состоит в его стойкости и консерватизме. Проще сформировать истинное убеждение, чем ложное. Поэтому мнение о человеке целесообразно складывать на основе всесторонних знаний о нем, а не отдельных их фрагментов.
Предубеждение составляет основу противоречий между людьми, которые чаще всего переходят в конфликт, так как несут в себе непонимание. Например, почувствовавший недоброжелательное отношение к себе очевидец происшествия может грубить, замкнуться, искажать информацию и т.п.
Психологическая установка очевидца на «преступника» чаще всего отрицательно влияет на воссоздание облика устанавливаемого лица, поэтому следователь должен попытаться изменить ее. Например, убедить, что воссоздается облик еще одного очевидца событий, а не преступника.
Наладить контакт следователя со свидетелем (потерпевшим) помогают определенные психологические приемы. Например, при работе с категорией очевидцев, которые считают, что не могут запомнить внешность человека, объясняя это отсутствием зрительной памяти, можно предложить описать внешность присутствую-
щего в комнате человека и оказать помощь в решении поставленной задачи. Такое действие следователя поможет снять напряженное состояние человека, повысить уверенность в своих возможностях, кроме того, выявит его способности осуществить внешнее описание человека.
Следует обратить внимание на то, какие оценки людей преобладают в суждениях очевидца: положительные или отрицательные. Эти сведения бывают полезны при оценке полученной от него информации.
Наладить контакт в общении, понять допрашиваемого помогает знание языка жестов, мимики и телодвижений. Лицо, походка, жесты, тон речи — вспомогательный материал для изучения личности. Их особенность состоит в том, что они проявляются под действием импульсов подсознания. Невозможность подделки этих импульсов позволяет доверять этому языку больше, чем привычному средству общения — словесному.
До настоящего времени некоторые работники правоохранительных органов делают упор в своей работе на методику выполнения определенных действий, их правовое обеспечение, но игнорируют психологические аспекты профессиональной деятельности. Еще меньше внимания уделяется этической стороне профессиональных взаимоотношений, которая способствует их нравственному регулированию.
Профессиональная этика — это система нравственных норм, сориентированная на качественное исполнение служебных обязанностей. Профессиональная компетентность работника правоохранительных органов предполагает наличие как специальных, так и моральных качеств. Например, если допрос ведется на профессионально-этической основе, то он будет более эффективным, чем допрос, осуществляемый только на основе профессиональных знаний.
Специфика работы в правоохранительных органах накладывает определенные моральные обязательства, которые фиксируются сознанием долга, чести, достоинства, справедливости, ответственности, совести и т.п. Эти качества способствуют нормализации отношений, так как помогают общаться не вызывая обиды, предотвращают конфликт. Например, конфликт не возникнет, если следователь будет с уважением относиться к допрашиваемому, проявит терпимость к его недостаткам.
Существуют гуманистические заповеди отношений между людьми: личное достоинство каждого человека неприкосновенно; главное в общении — завоевать доверие людей; соблюдать деловую порядочность. Специалист, который руководствуется в своей деятельности этими положениями, несомненно, добьется более высоких результатов в своей деятельности, чем тот, кто их игнорирует. Немаловажное значение в практике работы в правоохранительных органах имеет умение вести допрос и слушать допрашиваемого. Этические и психологические нормы служебного общения исключают ведение допроса в категорическом тоне, проявление недовольства ответами, необоснованно частое перебивание допрашиваемого.
Даже внешний облик работника правоохранительных органов не нейтрален в силу того, что оказывает воздействие на людей, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе своей деятельности. Личное обаяние, в основе которого лежит нравственность, знание психологии и умение ими пользоваться, внешний облик и манера поведения, всегда способствует успеху в его профессиональной деятельности.
Имидж (англ, «образ») помогает выстраивать отношения с людьми. «Эффект визуального имиджа» состоит в том, что в восьми из десяти случаев восприятие человека человеком первоначально осуществляется на основе впечатления о внешнем виде. Первое впечатление формирует симпатию или антипатию к человеку. В этой связи эстетика одежды, поставленная мимика, чувство такта являются теми обстоятельствами, которыми работникам правоохранительных органов пренебрегать нельзя.
Объективные факторы связаны с условиями внешней среды и так же, как и субъективные факторы, влияют на полноту восприятия и достоверность информации о внешнем облике человека. Суть влияния этой группы факторов на качество полученной в ходе оперативных и следственных действий информации отражает другое их название — «факторы окружающей среды». Учет влияния факторов внешней среды дает возможность следователю установить, мог ли очевидец события видеть какой-то конкретный элемент внешности человека в этих условиях и на основании этого сделать вывод о реальности выделенных им признаков.
Чаще всего изучаются следующие объективные факторы: место, время и условия наблюдения; продолжительность наблюдения и расстояние от наблюдателя до объекта наблюдения; динамическое состояние наблюдателя и объекта наблюдения. Учет каждого из этих факторов способствует качественной оценке информации, получаемой в ходе оперативных и следственных действий. Например, установив, с какого расстояния наблюдался неизвестный человек, следователь может определить возможную степень детализации его внешнего облика. Известна следующая зависимость: на расстоянии 1 км различимы лишь общие контуры фигуры человека, кроме того, искажаются ее размеры и цвет одежды; лицо и отдельные его элементы различаются лишь до расстояния 60 м.
Установление точного времени, когда происходило изучаемое событие, позволяет выяснить условия освещенности незнакомой личности. Если оно было искусственное, то следует учитывать, что черты лица выглядят менее рельефными. Направленное освещение подчеркивает освещенные и сглаживает затененные элементы лица. Человек чаще всего запоминает рост, цвет глаз, волосы, нос, брови, особенности телосложения, но в конечном счете у него возникает целостный образ, который и запечатлевается в его памяти. Однако мысленный образ человека с течением времени утрачивает ясность и полноту. Очевидно, что выяснение промежутка времени между днем, когда произошло событие, и моментом допроса весьма важно при проведении оперативных мероприятий и следственных действий. Наряду с изучением степени изменения информации по истечении времени, устанавливается степень влияния мнения других людей на ее содержание.
Важным моментом составления словесного портрета неизвестной личности является определение оптимального уровня его детализации. Излишняя детализация нередко обусловливает внесение в описание внешности элементов фантазии и домысла. Существует такой уровень детализации, за которым дальнейшее уточнение элементов внешности становится нецелесообразным, так как уже установлен комплекс индивидуализирующих признаков, по которым можно идентифицировать личность.
Свидетели и очевидцы описывают внешность устанавливаемой личности пользуясь общежитейскими терминами, причем не всегда точными и ясными. Многое из того, что имеет существенное значение для идентификации, они могут упустить. Следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности. Вопросы при этом не должны быть наводящими. Желательно придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако, если допрашиваемый не знаком с этой терминологией и употребляет другие наименования признаков внешности, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих наименований специальными терминами может привести к искажению показаний.
В некоторых случаях словесный портрет, составленный очевидцем, отличается от словесного портрета, скорректированного с учетом результатов анализа субъективных и объективных факторов. В этой ситуации целесообразно оставить оба варианта портрета для последующего использования в розыске.
Показания свидетеля о внешности устанавливаемой личности фиксируются в протоколе. При необходимости используется аудиозапись и видеосъемка. Полнота, тщательность и точность описания создают надежную идентификационную основу для установления тождества личности. Если следователи пользуются «общими» или «средними» данными о признаках внешности, то осуществить идентификацию невозможно.
Субъективные портреты
Словесный портрет материализуется в виде субъективного портрета, который дополняет воспроизведенный потерпевшим, свидетелем (очевидцем) образ устанавливаемой личности более простой формой восприятия — наглядной. Психологически человек, как правило, безошибочно выберет из представленных ему фотоснимков (рисунков) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица тот вариант, который более всего соответствует внешности устанавливаемого человека.
Различают три основных вида субъективного портрета рисованные, рисованно-композиционные и фотокомпозиционные. Они выполняются на основе словесного портрета, но отличаются по способу его материализации в виде изображения. Изготовление субъективных портретов осуществляется исходя из целостного образа человека с последующим нанесением отдельных элементов внешности. Такой подход обусловлен особенностями сохранения целостного образа в памяти человека, а не отдельных его черт.
Рисованный портрет создается художником и специалистом со слов опознающего человека. Портрету этого вида свойственна высокая субъективность, так как к субъективности словесного портрета прибавляется субъективность процесса его материализации. Поэтому важной задачей при составлении рисованного портрета является повышение его объективности, что достигается: высокими профессиональными качествами художника; повышенными требованиями к качеству словесного портрета опознаваемого лица; предъявлением опознающему фотоснимков, на которых запечатлены не причастные к исследуемому событию люди, для выбора изображения наиболее похожего на опознаваемую личность; использованием при описании внешности альбома элементов внешности человека.
Присущие рисованному портрету недостатки — трудоемкость процесса изготовления и высокая его субъективность — объясняют тот факт, что портреты этого типа не получили широкого применения в следственной и оперативно-розыскной практике.
Рисованно-композиционные портреты составляются на основе рисованных изображений лиц, из числа которых опознающий выбирает то изображение, отдельные признаки которого в той или иной степени совпадают с признаками разыскиваемого лица. Затем он выбирает наиболее соответствующие опознаваемому лицу элементы внешности.
Используются различные способы составления рисованно-композиционного портрета:
— с помощью специальных демонстрационных устройств;
— наложением друг на друга прозрачных пленок с изображением отдельных элементов внешности;
— копированием одномасштабных элементов внешности из специальных альбомов на прозрачную основу портрета;
— составлением вырезок нарисованных элементов внешности человека.
Наибольшее практическое использование получил первый из перечисленных способов изготовления композиционных портретов. Вместе с тем следует отметить, что создание рисованно-композиционного портрета — трудоемкий процесс из-за необходимости выполнения большого объема ретушных работ на составленном изображении.
Также получил применение фотокомпозиционный портрет, чаще называемый «фоторобот», как менее трудоемкий в изготовлении, более объективный и более соответствующий современному уровню научно-технического оснащения подразделений правоохранительных органов.
Методика изготовления фотокомпозиционного портрета зависит от используемых для этого технических средств. Однако в ее основе лежит выбор опознающим наиболее подходящего, по его мнению, изображения части лица из набора фотоснимков (идентификационный комплект), замена отдельных элементов внешности опознаваемой личности на другие, соответствующие запечатленному в памяти опознающего образу, и ретушь портрета.
Идентификационный комплект, как правило, включает фотопортреты лиц с наиболее типичными для определенной местности чертами внешности, различных возрастов, с разнообразными видами оформления внешнего вида (прически, бороды, головные уборы и т.п.). Все портреты, включенные в комплект, имеют один масштаб, изготовлены в одном ракурсе и с одним фотографическим качеством (контраст, плотность, освещенность и т.п.).
Фиксация окончательного варианта композиционного портрета чаще всего выполняется с помощью принтера ПЭВМ.
Облегчает и ускоряет сложную и трудоемкую работу по составлению субъективных композиционных портретов использование в этом процессе компьютерных устройств, возможности которых открывают путь к автоматизации процесса, а также делают его более гибким. Компьютерные системы в значительной степени совершенствуют процесс дополнения и замены элементов лица; позволяют изменять масштаб и улучшить качество изображения в реальном • масштабе времени; обеспечивают оперативное размножение композиционного портрета. На основе компьютерных систем реализованы математические методы обработки информации, заключенной в изображении внешнего облика человека.
Следует отметить, что все виды композиционных портретов в силу того, что базируются на субъективных данных словесного портрета, лишь в той или иной степени отражают внешность опознаваемой личности и чаще всего позволяют сузить круг подозреваемых лиц, определить приоритеты в их проверке.