Точечный массаж речевой мускулатуры
Упражнение № 1
Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре;
Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется на противоположной стороне.
Массаж языка
Упражнение № 1
Цель: подавление гиперкинезов в мышцах;
Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.
Упражнение № 2
Цель: расслабление продольных мышц языка;
Описание: легкое поглаживание языка от кончика к корню.
Упражнение № 3
Цель: расслабление поперечных мышц языка.
Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от кончика языка к корню языка.
3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).
4. Развитие голоса
Дидактическая игра «В деревне».
Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).
– Мы позовем гусенка – Га-га-га.
– Мы позовем мышонка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Пи-пи-пи.
– Мы позовем теленка, мы будем звать его громко, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.
– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу.
– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав.
(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).
5. Развитие слухового внимания – различение неречевых звуков.
Ребенку демонстрируются предметы и звуки, которые издают эти звуки (ложка в стакане, шуршание бумаги, губная гармошка, свисток, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, а ребенку раздаются карточки-сигналы, на которых изображены, эти предметы. Логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок поднимает карточку-сигнал, на которой изображен предмет, издающий звук.
6. Развитие мелкой моторики – укрепление мышц рук.
Ребенок выполняет самомассаж кистей:
♦ Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением скорости (8–10 секунд);
♦ Грецкий орех положить между ладонями и выполнять круговые движения по часовой стрелке (8–10 секунд);
7. Итог занятия – логопед спрашивает у ребенка, звуки каких предметов они сегодня различали на занятии.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Заключение
Рекомендуемый в данном пособии дифференцированный логопедический массаж, должен проводиться на каждом индивидуальном занятии, перед артикуляционной гимнастикой, и входит в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.
В подготовительный блок индивидуального занятия. Помимо логопедического массажа, должны быть включены еще артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой, дыхательные и голосовые упражнения, пальцевая гимнастика.
Основной блок индивидуального занятия посвящается коррекции произносительной стороны, куда мы относим:
♦ Уточнение артикуляционных укладов для постановки конкретного звука;
♦ Слуховая дифференциация звука с оппозиционными фонемами;
♦ Непосредственно постановка звука;
♦ Автоматизация звука;
♦ Дифференциация звука в произношении;
♦ Отработка слов сложной слоговой структуры;
♦ Практическое усвоение навыков просодического оформления речи.
В связи с тем, что индивидуальное занятие должно быть насыщено упражнениями из указанных направлений, мы рекомендуем логопедический массаж строго регламентировать в пределах 4–5 минут от индивидуального занятия, при условии, что длительность занятия составляет в ДОУ 15–20 минут. Рекомендуемый нами логопедический массаж проводится не сеансами, а в ходе логопедического занятия.
[1] Ознакомление с зондовым и ручным логопедическим массажем осуществляется на дефектологических факультетах педагогических вузов (специальность 031800 «Логопедия» в рамках курса «Дизартрия».
Для проведения точечного массажа, логопедам необходимо пройти дополнительную подготовку на курсах повышения квалификации.
[2] Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. – Л., 1977.
[3] СМТ – синусоидальные модулированные токи, применяемые в физиотерапии. См. книгу «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва, Советский спорт, 2000 г.
[4] Здесь и далее имеется в виду ногтевой фаланги указательного пальца ребенка, которая примерно соответствует пятому пальцу массажиста. Данные приводятся по работе И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова – С. Петербург 1995 год.