Методы врачебного обследования.
Методы врачебного обследования.
1. Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.
2. Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.
3. Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.
4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.
Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре будет получена также при измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении массы тела.
Функциональные пробы
К функциональным пробам предъявляют следующие требования
1. Проба должна быть стандартной и надежной;
надежность – это воспроизводимость результатов тестирования при сохранении неизменными функционального состояния организма испытуемого и внешних условий проведения теста.
2. Проба должна быть валидной или информативной;
валидность - это точность, с которой производится измерение того или иного параметра.
3. Проба должна быть нагрузочной, т.е. должна вызывать сдвиги в исследуемой системе;
4. Проба должна быть эквивалентной нагрузкам в жизненных условиях;
5. Проба должна быть объективной и безвредной.
Показания к проведению функциональных проб
1. Оценка функционального состояния сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем организма здоровых и больных людей;
2. Оценка физической подготовленности к занятиям спортом, физической культурой и ЛФК;
3. Экспертиза профессиональной пригодности;
4. Оценка эффективности программ тренировки и реабилитации.
5. Оценка приспособляемости к данной нагрузке;
6. Оценка физической работоспособности и уровня подготовленности;
7. Выявление изменений со стороны сердечно – сосудистой и других систем и процессов адаптации к нагрузке от одного исследования к другому;
8. Выявление предпатологических состояний.
Противопоказания к проведению функциональных проб
1. Острый период заболевания;
2. Повышенная температура тела;
3. Кровотечение;
4. Тяжелое общее состояние;
5. Выраженная недостаточность кровообращения;
6. Гипертонический криз;
7. Нарушение ритма сердца;
8. Быстро прогрессирующая и нестабильная стенокардия;
9. Аневризма аорты;
10. Острый тромбофлебит;
11. Аортальный стеноз;
12. Выраженная дыхательная недостаточность;
13. Острые психические расстройства;
14. Невозможность выполнения пробы (болезни нервной и нервно – мышечной системы, болезни суставов).
Показания для прекращения тестирования
1. Прогрессирующая боль в груди;
2. Выраженная одышка;
3. Чрезмерное повышения артериального давления, не соответствующее возрасту обследуемого и величине нагрузки;
4. Значительное понижение систолического артериального давления;
5. Бледность или цианоз лица, холодный пот;
6. Нарушение координации движений;
7. Невнятная речь;
8. Отклонения на электрокардиограмме (желудочковая экстросистолия, нарушение проводимости и др.)
Общие требования, предъявляемые к проведению функциональных проб
1. Обеспечение нормального микроклимата в помещении для тестирования.
2. В тестировании должны принимать участие минимум медицинского персонала.
3. Необходимо исключить возникновение звуковых, световых и других, не относящихся к исследованию, сигналов.
4. Медицинская аппаратура должна быть заземлена.
5. Необходимо наличие аптечки первой медицинской помощи с препаратами, стимулирующими систему кровообращения и дыхания.
6. Необходимо вести протокол тестирования.
7. Необходимо проинструктировать обследуемого о проведении тестирования.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
По характеру воздействия
1.Функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой.
Эти пробы позволяют получить объективные данные о функциональном состоянии сердечно – сосудистой системы и полезны в практическом отношении: они характеризуют восстановительные процессы, что дает информацию для оценки функциональной готовности спортсмена. Кроме того, по сдвигам частоты сердечных сокращений (ССС), артериального давления (АД) можно косвенно судить о характере реакции на нагрузку и даже выявить ранние нарушения работоспособности. Динамические исследования с использованием проб позволяют наблюдать за тренированностью, а также изучать характер адаптации ССС к меняющимся условиям среды, что позволяет тренеру дозировать нагрузку индивидуально каждому спортсмену.
Функциональные пробы с дозированной нагрузкой подразделяются на одномоментные, двухмоментные и трехмоментные.
К одномоментным пробам относятся:
- проба Мартинэ –Кушелевского (Проба позволяет судить о состоянии кардиореспираторной системы, а так же о восстановительных процессах в организме после физической нагрузки. Для проведения пробы необходимы: секундомер, стетоскоп, аппарат для измерения АД. Последовательность проведения: сидя измеряется ЧСС и АД; за 30 с. выполняются 20 глубоких приседаний с вытянутыми руками; затем в положении сидя в течение 5 минут подсчитывают: на каждой минуте восстановления: ЧСС - за первые 10 секунд, а за оставшееся время - АД; данные заносятся в протокол. Оценка результатов: восстановление оценивается как хорошее – на 4-й минуте, удовлетворительное, если ЧСС и АД достигли исходного уровня на 5-й минуте, неудовлетворительное – ЧСС и АД не восстановились.)
- проба Котова – Дешина (оценивает адаптацию сердечнососудистой системы к нагрузкам на выносливость. Она проводится на спортсменах массовых разрядов. Методика проведения. После 2-3 минутного отдыха в покое исследуются показатели ЧСС и АД, рассчитывается ПД. После этого выполняется физическая нагрузка: бег на месте с высоким подниманием бедра (до прямого угла) в темпе 180 шагов в минуту. Длительность нагрузки для женщин - 2 минуты, для мужчин - 3 минуты. После нагрузки исследуемый быстро садится и у него на каждой минуте восстановительного периода в течение 5 минут измеряется пульс и АД. Проба оценивается по типу реакции на нагрузку и времени восстановления. Если ЧСС и АД восстанавливаются на 3-й минуте, то восстановление расценивается как отличное, на 4-й - хорошее, 5-й - удовлетворительное, более 5 минут - неудовлетворительное.
- проба Руфье (используют для оценки адаптации сердечно – сосудистой системы к физической нагрузке, а также применяют как простой и косвенный метод для определения физической работоспособности. Методика проведения: у испытуемого, находящегося в течение 5 минут в положении сидя, определяют пульс за 15 сек (Р1). Затем испытуемый выполняет нагрузку в виде 30 приседаний за 45 сек. После нагрузки садится и у него вновь подсчитывают пульс за первые 15 сек (Р2) и последние 15 сек (Р3) первой минуты восстановления. Оценивают физическую работоспособность по индексу Руфье (ИР).)
- Гарвардский степ – тест (обследуемому предлагают выполнить мышечную работу в виде восхождений на ступеньку с частотой 30 раз в мин. Темп движений задаётся метрономом, частоту которого устанавливают на 120 уд/мин. Подъем и спуск состоят из четырёх движений, каждому из которых соответствует один удар метронома: на счёт раз – испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, на счёт два- ставит на ступеньку другую ногу, на счёт три – ставит на пол ногу, с которой начинал восхождение, на счёт четыре – ставит на пол другую ногу.
В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно находиться в строго вертикальном положении. При подъёме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъём.
Если испытуемый сбился и не в состоянии поддерживать заданный темп в течение 20 сек, то тестирование прекращают и фиксируют время, в течение которого оно совершалось. Продолжительность нагрузки и высота ступеньки зависят от пола, возраста и антропометрических данных)
Одномоментные пробы обычно применяют при массовых исследованиях лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Выбор нагрузки обусловлен степенью подготовленности испытуемого.
Двухмоментные функциональные пробы состоят из двух нагрузок и выполняемые с небольшим интервалом отдыха. Например, тест PWC170или 15 секундный бег в максимальном темпе дважды с интервалом отдыха в 3 минуты, применяемый для спринтеров, боксеров.
Трехмоментная комбинированная проба С.П.Летунова позволяет разносторонне исследовать функциональную способность ССС у спортсменов.
2. Пробы с изменением условий внешней среды:
- гипоксические пробы (пробы Штанге, Генчи);
- проба с вдыханием воздуха с различным содержанием кислородаи углекислого газа;
- пробы в условиях измененной температуры внешней среды (в термокамере) или атмосферного давления (в барокамере);
- пробы при воздействии на организм линейного или углового ускорения (в центрифуге).
3.Пробы с изменением положения тела в пространстве:
- ортостатические пробы ( простая ортостатическая проба, активная ортопроба по Шеллонгу, модифицированная ортопроба по Стойде, пассивная ортопроба);
- клиностатическая проба.
4. Пробы с использованием фармакологических и пищевых средств.
Используют с целью дифференциальной диагностики между нормой и патологией. По принципу фармакологического тестирования эти пробы принято делить на нагрузочные и пробы выключения.
К нагрузочным относятся те пробы, в которых применяемый фармакологический препарат оказывает стимулирующее действие на исследуемый физиологический или патофизиологический механизм.
Пробы выключения основаны на ингибирующих (блокирующих) эффектах целого ряда препаратов.
5. Пробы с натуживанием:
- проба Флека;
- проба Бюргера;
- проба Вальсальвы – Бюргера;
- проба с максимальным натуживанием.
6.Специфические пробы, имитирующие спортивную деятельность.
Применяются при проведении врачебно – педагогических наблюдений с использованием повторных нагрузок.
По критерию оценки пробы
1. Количественные– нагрузка и оценка пробы выражается в какой –либо величине;
2. Качественные– оценка пробы ведется путём определения типа реакции сердечно – сосудистой системы на нагрузку.
По характеру физической нагрузки
1. Аэробные – позволяющие судить о параметрах системы транспорта кислорода;
2. Анаэробные– позволяющие оценивать способность организма функционировать в условиях двигательной гипоксии, возникающей при интенсивной мышечной работе.
В зависимости от времени регистрации показателей
1. Рабочие– показатели регистрируются в покое и непосредственно во время выполнения нагрузки;
2. Послерабочие- показатели фиксируются в покое и после прекращения нагрузки в период восстановления.
По интенсивности применяемых нагрузок
1. С малой нагрузкой;
2. Со средней нагрузкой;
3. С большой нагрузкой:
- субмаксимальной;
- максимальной.
Простейшие пробы в АФК:
Наиболее простой и представляющей минимальную физическую нагрузку является проба «сесть — лечь» Эта проба проводится при постельном режиме для определения адаптации сердечно-сосудистой системы к положению сидя и возможности расширения двигательной активности. Перед проведением функциональной пробы пациент отдыхает 5 мин в положении лежа. После этого производится регистрация ЧСС и измеряется артериальное давление (АД). Не снимая манжетки, пациент 10 раз за 60 с садится в постели с частичной опорой на руки и снова ложится.
Ортостатическая проба. Перед проведением пробы пациент отдыхает 5 мин в положении лежа. Производится регистрация ЧСС и измеряется АД. После этого, не снимая манжетки для измерения артериального давления, пациент встает и стоит в течение 5 мин, при этом разрешается дополнительная опора на спинку кровати, стула и т.д. В течение выполнения функциональной пробы на 1-й и 5-й мин производится регистрация ЧСС и измеряется АД. После завершения пробы пациент ложится, и в течение восстановительного периода на 1-й, 3-6-й и т.д. минутах вновь регистрируются ЧСС и АД вплоть до полного восстановления показателей.
В период освоения пользования протезами, особенно на начальном этапе, проводится функциональная проба — ходьба в произвольном темпе на 50 м. Эта проба выполняется для оценки адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке, связанной с ходьбой на протезах, возможности расширения двигательного режима, расширения методики ЛФК. Перед проведением пробы пациент отдыхает в течение 15 мин в положении лежа. После этого регистрируется ЧСС и измеряется АД. Не снимая манжетки, пациент проходит на протезе 50 м по ровной поверхности, при этом регистрируется время выполнения пробы. После ее завершения, в положении лежа, регистрируются ЧСС и АД на 1-й, 3-й, 6-й и т.д. минутах восстановительного периода, до возвращения показателей к исходному уровню.
Пробы с задержкой дыхания. Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе имеет широкое распространение в клинической и спортивной медицине. Проба проводится следующим образом: после 5—7-минутного отдыха в положении сидя испытуемый производит глубокий вдох и выдох, затем мима делает глубокий вдох (80—90% от максимального) и задерживает дыхание. Время задержки дыхания отмечается т секундомеру; в среднем у здорового человека оно составляеч 50—60 с. По мнению СМ, Иванова (1970), вдох перед выполнением пробы не должен быть максимально возможным, т.к. при этом может происходить растяжение окончания блуждающего нерва, что в свою очередь может привести к преждевременному раздражению дыхательного центра.
Проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе. Она проводится следующим образом: после глубокого (не чрезмерного) выдоха и вдоха исследуемый снова выдыхает и задерживает дыхание. Продолжительность задержки дыхания отмечается по секундомеру; в среднем у здорового человека она равна 20^30 с.
Следует отметать, что результаты выполнения этих проб зависят от функционального состояния кзрдиореспираторной системы, возбудимости дыхательного центра, интенсивности тканевого обмена, волевых качеств, а также тренированности организма.
Внешние признаки утомления.
Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.
Утомление— это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.
К внешним признакам утомления относят, изменен и цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений (см табл.1).
Группы здоровья детей
Что такое группы здоровья Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов. На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.
Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.
Как определяется группа здоровья? Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку. Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни. Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша. Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким. Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья. Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.
Виды групп здоровья, характеристики каждой группы Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.
Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.
Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.
Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.
Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.
Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.
14. Оценка уровня здоровья детей.
Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.
Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».
Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей
являются:
1.углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в
эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с
целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального
функционального состояния организма и полноценного здоровья;
2.раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для
организации оздоровления и лечения с целью профилактики
формирования хронических заболеваний. В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.
Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.
Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г. В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.
Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:
1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;
3) уровень функционального состояния основных систем организма;
4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.
В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.
15. Распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием.
Учитывая индивидуальные особенности детей и подростков, во время занятий физическим воспитанием общепринятым является деление на группы здоровья по следующим критериям:
степень функционирования основных систем организма;
отсутствие или наличие хронических заболеваний;
степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
степень гармоничности физического развития;
уровень физического развития.
Всего в соответствии с критериями оценки здоровья различают 5 групп здоровья:
здоровые, у которых нет хронических заболеваний, их физическое развитие соответствует возрасту;
без отклонений или с определенными незначительными отклонениями в состоянии здоровья, и с недостаточным физическим развитием;
больные с хроническими заболеваниями, которые хорошо себя чувствуют и имеют достаточную работоспособность, или дети, у которых есть временные отклонения в состоянии здоровья, что требует ограничить физические нагрузки;
больные с хроническими заболеваниями, которые часто болеют и имеют пониженную работоспособность;
больные с хроническими заболеваниями, которые наблюдаются в специальных лечебницах.
При приеме в школу предполагается, среди прочих документов, и предоставления медицинской справки будущего школьника о состоянии здоровья, в котором указывается медицинская группа, к которой он принадлежит. Обычно в общеобразовательных учебных заведениях обучаются дети, с соответствующим состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности разделяются на 3 медицинские группы здоровья: 1) основную, 2)подготовительную и 3) специальную.
Основная медицинская группа – это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
Подготовительная медицинская группа – это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
Специальная медицинская группа – это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.
16. Врачебный контроль на занятиях физическими упражнениями.
Врачебный контроль в физическом воспитании — систематическое медицинское наблюдение за лицами, занимающимися физической культурой и спортом. Врачебный контроль содействует наилучшему использованию физической культуры и спорта для укрепления здоровья и физического совершенствования.
Основа врачебного контроля — систематические медицинские обследования физкультурников, что помогает определить состояние их здоровья, вовремя выявить и устранить возможные при неправильных занятиях нарушения физического состояния (переутомление и др.), наметить нужный режим занятий. Первичные обследования обязательны перед началом систематических занятий любыми физическими упражнениями (занятия детей в школе, подготовка к сдаче физкультурного комплекса, спортивная тренировка и др.). Особенно необходимы эти обследования перед началом занятий детей, людей с недостатками в состоянии здоровья, а также людей старшего и пожилого возраста. Повторные обследования производят обычно один раз в год; они позволяют установить влияние на организм проводившихся занятий, сделать вывод о нужных изменениях в их режиме — увеличить или уменьшить нагрузку, изменить продолжительность и число занятий, перевести школьника для занятий в другую группу и др. Чаще, чем обычно, проводятся обследования физкультурников с недостатками в состоянии здоровья, а также спортсменов, ведущих напряженную тренировку. Участники спортивных соревнований, походов (особенно с большой нагрузкой) подвергаются предварительно дополнительному медосмотру. Дополнительные осмотры физкультурников необходимы также после больших перерывов в занятиях из-за болезни, травмы и других причин.
При медицинских обследованиях физкультурников проводятся исследования физического развития с измерением веса, роста, окружности груди, спирометрией и динамометрией, а также исследования органов дыхания и кровообращения и др. В результате медицинского обследования составляется заключение о состоянии здоровья физкультурника, рекомендуемой для него форме занятий, допуске к соревнованиям и др., которое сообщается руководителям занятий.
Медицинское наблюдение за физическим состоянием физкультурников (измерение кровяного давления, пульса, дыхания, оценка степени утомления по окраске кожи лица, характеру дыхания и движений) может проводиться и во время спортивных занятий, тренировок и соревнований. Показателями нормального воздействия физических упражнений на организм служат: покраснение лица, учащенное, но глубокое дыхание, скоропреходящее учащение пульса и повышение кровяного давления; движения, походка сохраняются уверенными, общее состояние бодрое. Напротив, при чрезмерной нагрузке и большом утомлении (перенапряжении) наблюдаются побледнение лица, иногда цианоз, тяжелая одышка, резкое и длительное учащение пульса, падение максимального кровяного давления и снижение амплитуды пульсового давления, общая слабость, вялые неуверенные движения.
Большое значение имеет систематический санитарно-гигиенический надзор за условиями занятий физическими упражнениями. В него входят: оценка возможности проведения занятий или соревнований при особо неблагоприятной погоде, наблюдение за надлежащим сан. состоянием и содержанием всех мест занятий — спортивных площадок, катков, спортивных залов, бассейнов для плавания и др. (см. Спортивные сооружения). Особое внимание должно быть уделено мерам предупреждения возможных при физических упражнениях травм. О всех недостатках, отмечаемых при санитарно-гигиеническом надзоре за условиями занятий, сообщается руководителям занятий или администрации.
Существенное значение во врачебном контроле имеет также санитарно-просветительная работа в области физической культуры. Фельдшер может оказать помощь врачу и в этой работе.
Наряду с пропагандой общего оздоровительного значения физической культуры в санитарно-просветительной работе нужно также уделять большое внимание объяснению основных гигиенических правил закаливания (см.), зарядки (см.), правильного режима занятий или спортивной тренировки с учетом условий труда и быта физкультурника, правил гигиены питания, одежды, обуви, ухода за телом. Подробно должно разъясняться значение самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом (см.).
17. Исследование и оценка физического развития.
Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.
На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.
Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных физиологических показателей. Поэтому одним из основных направлений в работе по укреплению здоровья средствами физкультуры является врачебное наблюдение за влиянием физкультуры и спорта на физическое состояние человека.
Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности должно проходить по четырем направлениям:
1) медицинский осмотр;
2) определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку;
3) определение телосложения и состава тела в корреляции с физической работоспособностью;
4) определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма.
Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр и измерения — антропометрия.
18. Соматоскопия.
При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.
Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров.
Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая, угристая, бледная, гиперемированная и др.
Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.
П о з в о н о ч н и к выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.
Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагитальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении, так и боковые.
Для определения боковых искривлений позвоночника используют сколиозометр Билли—Кирхгофера.
Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника.
Круглая спина представляет собой форму грудного кифоза.
При кругловогнутой спине одновременно увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз.
При плосковогнутой — увеличен только поясничный лордоз.
Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования.
Нормостеническая форма грудной клетки характеризуется пропорциональностью соотношения между переднезадними и поперечными ее размерами, над- и подключичные пространства умеренно выражены. Лопатки плотно прилегают к грудной клетке, межреберные пространства выражены нерезко. Надчревный угол приближается к прямому и равен приблизительно 90°.
Астеническая форма грудной клетки — достаточно плоская, потому что переднезадний размер уменьшен по отношению к поперечному. Над- и подключичные пространства западают, лопатки отстоят от грудной клетки. Край Х ребра свободен и легко определяется при пальпации. Надчревный угол острый — меньше 90°.
Гиперстеническая форма грудной клетки. Переднезадний диаметр ее больше нормостенического, и поэтому поперечный раз-рез ближе к кругу. Межреберные промежутки узкие, над- и подключичные пространства слабо выражены. Надчревный угол тупой — больше 90°.
Патологические формы грудной клетки развиваются