Комплексные системы коррекционной работы с заикающимися дошкольниками
Сегодняшние методы исправления заикания весьма разнообразны и уже сам данный факт свидетельствует о том, что лучшего, универсального метода, не существует. Большинство методов дают быстрый результат, но к сожалению, непродолжительный. Базовым приемом исправления заикания считается управляемый переход к замедленному типу или же ритмизированному типу речи. Данный подход применяется достаточно продолжительный промежуток времени в различных интерпретациях при исправлении заикания как у детской части населения, так и у взрослой. Используются шепотная речь, громкая речь; плавная речь, слитная речь, скандированная речь, речь с акцентированием ударных гласных, послоговая речь и др. [18, с. 61]
Весьма широкое применение получила так именуемая «логопедическая ритмика» («логоритмика») - одновременное применение видоизмененной речи с определенными ритмическими движениями, осуществляемыми, чаще всего, под специальное музыкальное сопровождение (Самойленко Н.С; Лунина З.Е.; Чаянова Е.В., 1954; Эркман В.А., 1974;, Павлова А.И., 1987; Оганесян Е.В., Волкова Г.А., и пр..). Часто применяется видоизмененная речь, заложенная в базу программы Лидкомба. По убеждениям зарубежных специалистов, данная программа оказалась вполне эффективной при исправления дефекта заикания у дошкольников.
Иным довольно распространенным подходом, дополняющим применение видоизмененной речи в коррекции заикания выступает психотерапия (Левина Р.Е.; Миронова С.А., Арутюнян Л.З.; Георгиевская Л.А.; Фесенко Ю.А.; Селиверстов В.И., и пр.).
Фундаментом психотерапевтического влияния выступает представление о том, что процесс заикания выступает формой выученного поведения человека, которое можно трансформировать. По этой причине все усилия психотерапевта могут быть нацелены на то, чтобы попытаться убедить заикающихся лиц говорить раскованно и уверенно, без ощущения страха и без «торможения». применяются такие методы, как отвлечение внимания заикающегося, расслабление и гипноз заикающегося. Так, заикающихся обучают рассуждать медленно, или же нараспев, одновременно с применением ритмического движения рук или же только лишь пальцев кисти, что очень сильно отвлекает заикающегося от излишнего внимания к соей речи [10, с. 141].
Достаточно часто в комплексах по исправлению заикания применяются различные дыхательные практики. Их задача - нормализация функционирования периферических центров речевого аппарата; формирование устойчивого диафрагмального дыхания, постепенное увеличение времени продолжительности выдоха, стабилизация его силы и уровня постепенности. Для исправления заикания часто применяется специальная дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой: базовые положения данной гимнастики применяются во всех российских руководствах по исправлению заикания (Вербовая Н.П.; Волкова Г.А., Дьякова Е.А.).
Наблюдается чрезвычайно существенная роль родителей при исправлении заикания в домашней жизни, когда они скрупулёзно реализуют рекомендации логопедов и специалистов по психотерапии (Волкова Г.А.).
В России логопедическая помощь ребёнку с заиканием осуществляется преимущественно в специализировано организованных дошкольных учреждениях. По этой причине необходимо рассмотреть имеющиеся способы логопедического исправления заикания, применяющихся в данных ДОУ.
Большинство специалистов, участвующих в процессе коррекции заикания, полагают наиболее результативным системный метод, который содержит в себе комплекс лечебно-педагогических подходов и влияющий на различные области психофизического развития заикающегося лица (Левина Р.Е.; Власова Н.А.; Селиверстов В.И.). Системный метод подразумевает непосредственное участие в лечебно-педагогической процедуре различных специалистов: детского логопеда, невропатолога, специалиста по ЛФК, детского психолога или же психотерапевта. Так, лечебно-педагогическую систему по характеру его влияния на процесс коррекции условно можно классифицировать на две составляющие: лечебно-оздоровительную часть и коррекционно-воспитательную часть, в фундаменте которых находятся процессы изучения особенностей исследуемой речевой патологии и механизмы исправления речи для отдельных возрастных групп с диагнозом заикания [13, с. 29].
Уникальный комплекс коррекционной работы с заикающимися детьми в ходе их ручной деятельности был сформирован Н.А.Чевелевой. Коррекцию заикания в процессе подготовки детьми каких-нибудь поделок, Чевелева делит на пять основных периодов.
1. - пропедевтический, включает в себя из четыре занятия, на которых дети воспринимают немногословную, но логически конкретную речь преподавателя, ее нормальный ритм. Но речь самих детей в данный период сильно ограничена.
2. - сопровождающая речь, длится шестнадцать занятий возможна речь детей по вопросам одновременно осуществляемых ими действий. Визуальная опора формирует ситуативность их речи.
3. - завершающая речь, длится двенадцать занятий, дети применяют как сопровождающую речь (структурный элемент второго этапа), так и завершающую речь, проговаривая уже осуществленную работу. Логопед контролирует речь детей и уровень усложнения высказываний специальными вопросами. Реализуется возможность поэтапного перехода непосредственно к контекстной речи.
4 - предваряющая речь длится восемь занятий. Одновременно с ранее апробированными формами речи применяется рассказ детей о том, что он собирается делать. Формируется умение детей контролировать свою речь вне визуальной опоры. В этом случае в разговоре детей возникают фразы сложного состава. Дети осваивают постепенно и грамматически верно излагать собственные мысли, применять слова в их точном смысле.
5. – длится пять 5 занятий, представляет собой фиксацию навыков автономной развернутой и максимально конкретной речи. Ребёнок рассказывает обо всем процессе производства своей поделки, озвучивает вопросы, дает ответы на них, говорит по собственному желанию и пр.
Так, если методика, разработанная Н.А. Чевелевой подразумевает возможность применения в ликвидации заикания только одного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в результате осуществления ручной деятельности), то методика С.А.Мироновой предусматривает потенциальную возможность применения в целом методики для средней, для старшей и для подготовительной группы в ходе мероприятий по ликвидации заикания у детей дошкольного возраста.
Программа В.И. Селиверстова, ориентирована на логопедическую деятельность с детьми в различных медицинских учреждениях (находящихся в амбулаторных и в стационарных условиях учреждений).
Специалист основывается на принципе, что эффективной для всех заикающихся детей одной системы речевых упражнений практически быть не может, так как реальная клиника заикания сильно отличается.
Существенное внимание специалист уделяет практической связи логопедической деятельности с задачами воспитания и комплексного развития заикающихся дошкольников. Акцентируется внимание на потребность применения технических средств при осуществлении коррекционной деятельности с заикающимися детьми [29, с. 96].
Подводя итог проведенного обзора специализированной литературы, необходимо отметить, что всё многообразие существующих методик говорит о сложности данного вопроса и, к сожалению, о весьма большом проценте негативных результатов коррекции заикания. Нынешние методы и приемы ликвидации заикания довольно часто недостаточно патогенетически доказаны, что ведёт к незначительным результатам исправительной работы. В подходе к применению тех или других методов фиксируются противоречия, до сих пор отсутствует комплексный методологический подход.
Выводы по главе I
Заикание – это непростое, тяжелое и длительно протекающее нарушение речи. И, чтобы устранить данный речевой дефект, необходимы значительные усилия как непосредственно заикающегося, так и всех привлекаемых специалистов, которые с ним взаимодействуют.
В данной главе проанализированы виды и причины появления заикания в результате чего было выяснено, что причинами могут стать самые разные факторы, по этой причине взрослым требуется очень скрупулёзно относиться к дошкольникам, так как они сами способны стать основной причиной проявления данного дефекта.
В ходе изучения теорий возникновения заикания можно прийти к выводу что выделяют судорожные формы и безсудорожные формы заикания. Исходя из различной симптоматики требуются дифференцированные подходы к исправлению этого речевого дефекта.
Несмотря на многолетнюю историю исследования и лечения дефектов речи, заикание – одно из важнейших трудновылечиваемых заболеваний, причины которого к настоящему моменту не до конца исследованы и объяснены. Необходимо отметить, что процессы заикания неоднородны.
Классифицируют следующие основные виды заикания: артикуляционное заикание, волнообразное заикание, голосовое заикание, дыхательное заикание, закрепившееся заикание, инициальное заикание, индуцированное заикание, инспираторное заикание, клоническое заикание, неврозоподобное заикание, невротическое заикание, органическое заикание, постоянное заикание, респираторное заикание, рецидивирующее заикание, смешанное, тоническое заикание, функциональное заикание, экспираторное заикание.
Различают три уровня заикания:
Легкое заикание – дети заикаются лишь в возбужденном положении и при желании быстро выговорится. В данном случае заикание сравнительно легко преодолевается.
Среднее заикание - в спокойном положении и в классической обстановке разговаривают легко и редко заикаются; в эмоциональном возбуждении проявляется довольно сильное заикание.
Тяжелое заикание – дети заикаются в течение всего разговора, постоянно, с присущими данному процессу движениями.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ