Цель: рефлексия «дурашливых» состояний
Задачи:
ü Погружение в «детское» состояние
ü Построение отношений между участниками из состояния «Ребенка»
ü Снятие напряжения в настоящем через регрессию
Ход упражнения: выбираются 2 участника, которым предлагается поговорить друг с другом на языке трехлетних детей, т.е. не выговаривая каких – то букв, соблюдая детскую интонацию, задавать типичные для этого возраста вопросы.
Возможен вариант, когда в ситуации задействуется вся группа («Детский сад»). Работа ведется с чувствами, состояниями и отношениями. Важно зафиксировать возвращение участников из состояния «Ребенка» во взрослое состояние.
Занятие 10. Тренинг чувства юмора
Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма.
Задача:
- трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора.
Проблемы:
· Трансформация раздражения в удивление и смех.
· Отличие здорового смеха от истерики.
Основные понятия:
раздражение - ступор | ||
Обман ожиданий | Удивление | юмор - слезы |
Упражнения:
· Сочини анекдот про себя.
· Работа с образом чувства юмора.
· Посмейся над собой.
· Анекдоты Д.Хармса.
«СОЧИНИ АНЕКДОТ ПРО СЕБЯ» (ПОСМЕЙСЯ НАД СОБОЙ)
Цель: развитие способности к комичному восприятию себя (особенно в стрессовых ситуациях)
Задачи:
ü Работа с напряжением через чувство юмора
ü Снятие барьеров к комичному восприятию себя
Ход упражнения: Участники в анекдотичной форме рассказывают какую – либо историю о себе. Анекдот должен быть непродолжительным по времени, то правдивым и смешным.
Работа ведется с личностным содержанием (темой) анекдота. Возможно введение суггестивной формулы: «Теперь ты понимаешь, что над этим (содержанием) можно смеяться. И не нужно опасаться своего смеха».
«РАБОТА С ОБРАЗОМ ЧУВСТВА ЮМОРА»
Цель: осознание источника и личностных ресурсов чувства юмора
Задачи:
ü Диагностика источника чувства юмора
ü Осознание ситуаций использования чувства юмора как защитного механизма
ü Развитие чувства юмора как адекватной реакции на себя и окружающий мир
Описание сессии.
Психолог: представь свое чувство юмора… Можешь закрыть глаза, расслабиться… Попробуй увидеть свое чувство юмора… Какое оно? Опиши его…
Клиент: Это шар, белый и светящийся. Немного похоже на шаровую молнию.
П: Шаровая молния? Какая она?
К: Белая, светящаяся, почти серебряная
П: Она теплая или холодная?
К: Теплая, почти горячая
П: А какая она, если до нее дотронуться?
К: Мягкая, воздушная… Рука почти тонет в ней
П: А какое чувство появляется у тебя, когда рука тонет?
К: Становится светло, хорошо, спокойно
П: Ага, спокойно… Посмотри вокруг. Где находится твое чувство юмора?
К: В голубой бездне, как в небе… Мне кажется, что я лечу вслед за ним…
П: Летишь? А что ты чувствуешь?
К: … Свободу… Мне стало легче дышать…
П: Ты свободна?
К: Да, я чувствую, что могу лететь туда, куда хочу
П: А куда ты летишь? Куда оно тебя ведет?
К: К Солнцу. Этот шарик – как бы часть Солнца и я лечу вслед за ним
П: Что сейчас происходит? Ты смеешься? Над чем?
К: Не знаю. Я как бы вливаюсь в Солнце вслед за шариком.
П: Откуда смех?
К: Я просто смеюсь? Мне свободно. Я еще никогда не чувствовала себя так. Это здорово. Как будто освобождение
П: Тебе нравится это состояние?
К: Да, очень нравится
П: Видишь, как легко тебе становится от чувства юмора? Чувствуешь, что оно дает тебе свободу, свободу от напряжения
К: Да
П: Теперь ты знаешь, как достичь свободы?
К: Да, свобода – это когда смешно
П: Как самочувствие?
К: Хорошо, спокойно
П: Можем ли мы на этом закончить?
К: Да
П: Хорошо. Немного отдохни, и выходи из этого состояния
Интерпретация: Интерпретируется образ чувства юмора с точки зрения юнгианского психоанализа. В данном случае мы не акцентируем внимания на образе, а работаем с непосредственно возникающими при описании образа чувствами. В конце работы, как было показано, дается суггестия на способность актуализировать чувство юмора как способ снятия напряжения.
Занятие 11. Работа с конкретными личными проблемами
Цель: проработка конкретных проблем в групповом процессе.
Задачи:
- осознание личностного механизма продуцирования своих проблем;
- способность актуализировать собственный опыт.
Проблемы:
· Зачем тебе твои проблемы?
· Надуманные проблемы.
· Наркотик выступает способом поиска перспектив.
Занятие 12. Заключение
Цель: Закрепление навыков.
Задачи:
- мотивация на развитие;
- мотивация на жизнь.
Проблемы:
· Жизнь с собой.
Примечание: упражнения, отмеченные звездочкой, описаны в специальном издании «Упражнения для психоактивной профилактики подростковой наркомании». Самара, 1999.
Краткое содержание реабилитационной программы
«Второе рождение»
Программа освобождения от психологической наркозависимости – послемедикаментозная реабилитация – состоит из двух этапов: компрессионного и интеграционного. Все без исключения ученые-специалисты, отечественные и зарубежные, признают минимальную доступность наркозависимых психотерапевтическим воздействиям. Поэтому первый этап – компрессионный – направлен, прежде всего, на то, чтобы сделать наркозависимого доступным психотерапии. Компрессионный этап включает в себя следующие периоды.
1. Первично-консультационный.
2. Мотивационный.
3. Процедуры отбора.
4. Психокоррекционный индивидуальный.
5. Психокоррекционный групповой.
6. Этап психологического марафона.
7. Интенсивной групповой работы.
После чего начинается второй этап – интеграционный, в котором могут подключаться к работе профессиональные психотерапевты и психологи в зависимости от личностных особенностей, желаний и выбора клиента, а также инструкторы-консультанты из бывших наркозависимых, представители различных конфессий, участники программы «12 шагов анонимных наркоманов».
В процессе компрессионного этапа параллельно начинается работа с родными и близкими наркозависимого, как индивидуально, так и в постоянно действующей группе.
В основе содержания компрессионного этапа лежат концепция и методика, разработанные и апробированная учеными Самарского Государственного Университета, которая позволяют актуализировать конструктивный потенциал таких глубинных внутриличностных оппозиций, как: персона и тень; эго и тело; организм и среда; Человек и Вселенная.
Параллельно идет работа по гармонизации отношений между внутриличностными ЭГО-состояниями клиента (Родитель, Взрослый, Дитя) в процессе диалогического взаимодействия между осознаваемым и неосознаваемым, между персональным - трансперсональным в человеке.
Интеграционный этап, наряду с использованием традиционных групповых и индивидуальных психокоррекционных техник, дополняется специально разработанной методикой парадоксальных интенций, утверждений и словесных формул, «превосходящей» утверждения и формулы наркотической субкультуры своей «семантической силой». Методика представляет собой целую систему парадоксальных импульсов-высказываний, позволяющих снижать и разрушать наркоманские «мнения», клише и стереотипы наркокультуры.
Приложение 2.
Самарский государственный университет
Факультет психологии