Упражнение «РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО».
Цель: развитие невербальной коммуникации.
Задачи:
– развитие способности к эмпатии;
– анализ межличностного взаимодействия;
– развитие способности выражать свои чувства, мысли, переживания;
– развитие способности поддерживать контакт при ограниченных средствах коммуникации;
– анализ стратегии коммуникации.
Ход работы: «Пусть каждый участник посмотрит на группу и выберет того, кого он меньше всего знает. Подойдите друг к другу. Вы можете расположиться в комнате, как вам удобно. Представьте, что между вами находится звуконепроницаемое стекло. Вам нужно поговорить на какую-либо тему в течение 10 минут (темы могут быть предложены ведущим). После задания проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
– что вы чувствовали в процессе общения?
– какие способы взаимодействия вы использовали?
– о чем же вы говорили?
– на что ориентировались в процессе общения, чтобы понять партнера?
– какие трудности возникали в общении?
– были ли они преодолены?
– кто был ведущим, а кто был ведомым в паре?
– какие чувства, переживания, состояния остались после этого общения?
Упражнение «КТО ЗНАЕТ ПРО ТЕБЯ, КАКОЙ ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ?»
Цель: осознание себя в глазах других.
Задачи:
– развитие эмпатии;
– осмысление личностных качеств;
– развитие навыков вербальной коммуникации;
– осознание риска самораскрытия.
Ход работы: «Участникам необходимо разбиться на пары. В течение 30 минут вам предлагается рассказать друг другу о своем «истинном Я», то есть описать себя таким, «каким я себя вижу и переживаю». После работы в парах все участники снова садятся в круг. Теперь каждый из участников рассказывает о своем партнере от его лица. После этого проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
– что мешает вам рассказывать о самом себе?
– возникали ли трудности при рассказе и с чем они были связаны?
– как отличался ваш рассказ от рассказа вашего партнера о вас?
– какие чувства и переживания остались после вашего монолога?
– что вы чувствовали, когда были в позиции слушателя?
– когда было тяжелее, когда вы рассказывали или когда о вас рассказывали?
– как изменилась оценка самого себя после вашего рассказа?
Упражнение «РОЛЕВАЯ ИГРА».
Цель: репетиция поведения в ситуации межличностного взаимодействия.
Задачи:
– проживание негативных чувств;
– реализация успешной модели поведения;
– получение позитивного социального опыта;
– отработка коммуникативных навыков.
Ход работы: «Представьте ситуацию, в которой вы хотели бы действовать с уверенностью в себе и запишите ее. Вы можете потратить несколько минут на «мозговую атаку» в группе для выдвижения идей, хотя ситуация, выбранная каждый человеком, должна быть значимая для него лично. Вероятнее всего, ситуация будет включать аспекты просьбы или отказа, управления критикой или реализацией в общении положительных или отрицательных чувств».
Затем поделите группу на подгруппы по 5-6 человек. В каждой подгруппе участники по собственной инициативе начинают с короткого описания стрессовой ситуации, которую они определили для себя. Далее каждая ситуация разыгрывается, и главный участник этой ситуации пробует различные модели поведения для ее разрешения. После того, как все ситуации проиграны, участники в этих малых группах дают обратную связь каждому из протагонистов.
Упражнение «ПОПРОСИ МЕНЯ О…»
Цель: трансформации слабостей в достоинства.
Задачи:
– осознание и принятие своих слабостей;
– осмысление слабости или недостатка, как недоразвитого достоинства;
– или слабость как достоинство в прошлом;
– реализация своей слабости в просьбе о помощи;
– «Я» как что-то третье между достоинством и недостатком.
Ход работы: «Сейчас вам нужно найти партнера, которому вы больше всего доверяете. Вы можете свободно расположиться в помещении, как вам угодно. После этого вам нужно рассказать партнеру о своих недостатках и слабостях. Завершением каждого монолога должна быть искренняя просьба о помощи».
Вопросы ведущего:
– какие трудности вы испытывали в процессе своего монолога?
– в чем состоит трудность просьбы?
– какие чувства вы испытывали, когда просили?
– в чем заключается сила вашего недостатка и слабость вашего достоинства?
– какие чувства у вас остались после своего рассказа?
Занятие 9. Трансовые переживания:
Цель: Рефлексия «особых» состояний.
Задачи:
- рефлексия «запредельных» переживаний;
- «диалог» архетипов;
- рефлексия «дурашливых» состояний .
Проблемы:
· Распознавание «особых» состояний в реальной жизни.
Основные понятия:
· Трансовые переживания.
· Архетип.
· Бессознательное.
Упражнения:
· Синхронизация.
· «Откажись от…»
· Диалог субличностей.
· Образ вашей планеты.
· Поговори с зеркалом от имени своего отражения.
· Диалог с зеркалом.
· Путешествие в приятное место.
· Картинка на стене.
· Транс.
· Поговорите друг с другом языком трехлетних детей.
· Домашнее задание: пойте в ванной, делайте контрастный душ.
«СИНХРОНИЗАЦИЯ»
Цель: осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми
Задачи:
ü Сплочение группы
ü Акцентирование внимания на «необычности», но легкодоступности состояния
Ход работы: участникам предлагается на счет «3» показать одинаковое количество пальцев на 1 руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев.
Работа направлена на рефлексию состояния, которая может быть зафиксирована в суггестивной форме: «то состояние, которое вы сейчас испытали, оно кратковременное, но достигнуть его можно, если обратить на него внимание… Теперь … вы это … можете».
Упражнение «ОТКАЖИСЬ ОТ…».
Цель: осознание своего индивидуального «Я».
Задачи:
– осмысление измененного состояния сознания;
– разотождествление себя и проблемы;
– диагностика проблемных областей внутреннего пространства.
Ход работы: «Закройте глаза, займите то положение, которое вам удобно, чтобы расслабиться. Почувствуйте свое тело. Руки, ноги, тело, голову. Вспомните своих близких людей, тех, кому вы доверяли и доверяете, тех, кого вы любили и любите. Отпустите их, пусть они уходят от вас. Почувствуйте то, что у вас нет близких людей. Вы – единственный человек на земле, который не имеет близких людей. Но не беспокойтесь, через 10 минут это все вернется. А сейчас вы единственный человек, который не имеет близких людей. Вспомните своих родителей, откажитесь и от них. Вы единственный человек, кто не имеет родителей. Но помните через 10 минут это всё вернётся. Почувствуйте, что вы единственный человек на земле, у которого нет ни близких, ни родителей. Почувствуйте своё тело и откажитесь от него, вы это не ваше тело, вы это что-то другое, отпустите его, пусть оно «умирает». Но помните, всё это через десять минут вернётся, а пока у вас нет тела. Откажитесь от своих мыслей, веди ваши мысли это не вы, вы это что-то другое. Пусть они уходят, откуда пришли, пусть они текут свободно, не задевая вас. Откажитесь от своего будущего, от своих планов, целей, желаний. Это всё не вы, вы это что-то другое. Откажитесь от своего прошлого, от своих воспоминаний, от прошлых событий. Ваше прошлое это тоже не ваше «Я». Но помните, всё это через 10 минут вернётся, а пока у вас нет прошлого и будущего. Откажитесь от своих чувств, от переживаний по поводу отказа, от тревоги, от чувства одиночества, от страха. Откажитесь от своих проблем, ведь проблемы это тоже не вы, вы это что-то другое. А теперь откажитесь и от той мысли, что через десять минут это всё вернётся. Найдите своё «Я», найдите в себе что-то вечное, истинно ваше, своё личное, своё подлинное «Я». Побудете в этом состоянии, постарайтесь максимально вжиться в него. Теперь выстройте в своём внутреннем пространстве всё то, от чего вы отказывались, с учётом того, что вы сейчас пережили. Верните себе мысли, чувства, будущее, прошлое, тело, родителе, окружающих. Почувствуйте, что изменилось…»
Диалог субличностей.
Проясняется понятие субличности. Выбирается несколько основных субличностей. «Вслушивание» в их диалог. Влияние на некоторые субличности и через них организация влияния на субличности, неподдающиеся прямому воздействию.
Образ вашей планеты.
Работа «Образ твоей планеты» ведется в русле методологии юнгианского анализа, в частности, с помощью техники направленной визуализации, или направленного аффективного воображения.
«ДИАЛОГ С ЗЕРКАЛОМ»
Цель: диалог со своим отражением как с «alter ego»
Задачи:
ü Построение отношений с собой как с другим
ü Снятие напряжения по поводу своего лица
ü Рефлексия необычного состояния в процессе «диалога» и после него
Инструкция: «Посмотрите на себя в зеркало… Увидьте в зеркале себя... Увидьте в зеркале свое лицо, а не маску… Задайте себе вопрос и ждите ответа… Лучше, если это будет не придуманный, а настоящий ответ…»
Дальнейшая работа идет с помощью вопросов:
ü Кто ты?
ü Чего ты действительно хочешь?
ü Как ты мешаешь себе жить?
ü Как ты делаешь свои проблемы? И т.д.
Работа ведется с динамикой состояния в процессе диалога. Условия проведения: зеркала (15 х 20), комната для релаксации.
«ПОГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ»