Упражнение «РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО».

Цель: развитие невербальной коммуникации.

Задачи:

– развитие способности к эмпатии;

– анализ межличностного взаимодействия;

– развитие способности выражать свои чувства, мысли, переживания;

– развитие способности поддерживать контакт при ограниченных средствах коммуникации;

– анализ стратегии коммуникации.

Ход работы: «Пусть каждый участник посмотрит на группу и выберет того, кого он меньше всего знает. Подойдите друг к другу. Вы можете расположиться в комнате, как вам удобно. Представьте, что между вами находится звуконепроницаемое стекло. Вам нужно поговорить на какую-либо тему в течение 10 минут (темы могут быть предложены ведущим). После задания проводится обсуждение.

Вопросы ведущего:

– что вы чувствовали в процессе общения?

– какие способы взаимодействия вы использовали?

– о чем же вы говорили?

– на что ориентировались в процессе общения, чтобы понять партнера?

– какие трудности возникали в общении?

– были ли они преодолены?

– кто был ведущим, а кто был ведомым в паре?

– какие чувства, переживания, состояния остались после этого общения?

Упражнение «КТО ЗНАЕТ ПРО ТЕБЯ, КАКОЙ ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ?»

Цель: осознание себя в глазах других.

Задачи:

– развитие эмпатии;

– осмысление личностных качеств;

– развитие навыков вербальной коммуникации;

– осознание риска самораскрытия.

Ход работы: «Участникам необходимо разбиться на пары. В течение 30 минут вам предлагается рассказать друг другу о своем «истинном Я», то есть описать себя таким, «каким я себя вижу и переживаю». После работы в парах все участники снова садятся в круг. Теперь каждый из участников рассказывает о своем партнере от его лица. После этого проводится обсуждение.

Вопросы ведущего:

– что мешает вам рассказывать о самом себе?

– возникали ли трудности при рассказе и с чем они были связаны?

– как отличался ваш рассказ от рассказа вашего партнера о вас?

– какие чувства и переживания остались после вашего монолога?

– что вы чувствовали, когда были в позиции слушателя?

– когда было тяжелее, когда вы рассказывали или когда о вас рассказывали?

– как изменилась оценка самого себя после вашего рассказа?

Упражнение «РОЛЕВАЯ ИГРА».

Цель: репетиция поведения в ситуации межличностного взаимодействия.

Задачи:

– проживание негативных чувств;

– реализация успешной модели поведения;

– получение позитивного социального опыта;

– отработка коммуникативных навыков.

Ход работы: «Представьте ситуацию, в которой вы хотели бы действовать с уверенностью в себе и запишите ее. Вы можете потратить несколько минут на «мозговую атаку» в группе для выдвижения идей, хотя ситуация, выбранная каждый человеком, должна быть значимая для него лично. Вероятнее всего, ситуация будет включать аспекты просьбы или отказа, управления критикой или реализацией в общении положительных или отрицательных чувств».

Затем поделите группу на подгруппы по 5-6 человек. В каждой подгруппе участники по собственной инициативе начинают с короткого описания стрессовой ситуации, которую они определили для себя. Далее каждая ситуация разыгрывается, и главный участник этой ситуации пробует различные модели поведения для ее разрешения. После того, как все ситуации проиграны, участники в этих малых группах дают обратную связь каждому из протагонистов.

Упражнение «ПОПРОСИ МЕНЯ О…»

Цель: трансформации слабостей в достоинства.

Задачи:

– осознание и принятие своих слабостей;

– осмысление слабости или недостатка, как недоразвитого достоинства;

– или слабость как достоинство в прошлом;

– реализация своей слабости в просьбе о помощи;

– «Я» как что-то третье между достоинством и недостатком.

Ход работы: «Сейчас вам нужно найти партнера, которому вы больше всего доверяете. Вы можете свободно расположиться в помещении, как вам угодно. После этого вам нужно рассказать партнеру о своих недостатках и слабостях. Завершением каждого монолога должна быть искренняя просьба о помощи».

Вопросы ведущего:

– какие трудности вы испытывали в процессе своего монолога?

– в чем состоит трудность просьбы?

– какие чувства вы испытывали, когда просили?

– в чем заключается сила вашего недостатка и слабость вашего достоинства?

– какие чувства у вас остались после своего рассказа?

Занятие 9. Трансовые переживания:

Цель: Рефлексия «особых» состояний.

Задачи:

- рефлексия «запредельных» переживаний;

- «диалог» архетипов;

- рефлексия «дурашливых» состояний .

Проблемы:

· Распознавание «особых» состояний в реальной жизни.

Основные понятия:

· Трансовые переживания.

· Архетип.

· Бессознательное.

Упражнения:

· Синхронизация.

· «Откажись от…»

· Диалог субличностей.

· Образ вашей планеты.

· Поговори с зеркалом от имени своего отражения.

· Диалог с зеркалом.

· Путешествие в приятное место.

· Картинка на стене.

· Транс.

· Поговорите друг с другом языком трехлетних детей.

· Домашнее задание: пойте в ванной, делайте контрастный душ.

«СИНХРОНИЗАЦИЯ»

Цель: осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми

Задачи:

ü Сплочение группы

ü Акцентирование внимания на «необычности», но легкодоступности состояния

Ход работы: участникам предлагается на счет «3» показать одинаковое количество пальцев на 1 руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев.

Работа направлена на рефлексию состояния, которая может быть зафиксирована в суггестивной форме: «то состояние, которое вы сейчас испытали, оно кратковременное, но достигнуть его можно, если обратить на него внимание… Теперь … вы это … можете».

Упражнение «ОТКАЖИСЬ ОТ…».

Цель: осознание своего индивидуального «Я».

Задачи:

– осмысление измененного состояния сознания;

– разотождествление себя и проблемы;

– диагностика проблемных областей внутреннего пространства.

Ход работы: «Закройте глаза, займите то положение, которое вам удобно, чтобы расслабиться. Почувствуйте свое тело. Руки, ноги, тело, голову. Вспомните своих близких людей, тех, кому вы доверяли и доверяете, тех, кого вы любили и любите. Отпустите их, пусть они уходят от вас. Почувствуйте то, что у вас нет близких людей. Вы – единственный человек на земле, который не имеет близких людей. Но не беспокойтесь, через 10 минут это все вернется. А сейчас вы единственный человек, который не имеет близких людей. Вспомните своих родителей, откажитесь и от них. Вы единственный человек, кто не имеет родителей. Но помните через 10 минут это всё вернётся. Почувствуйте, что вы единственный человек на земле, у которого нет ни близких, ни родителей. Почувствуйте своё тело и откажитесь от него, вы это не ваше тело, вы это что-то другое, отпустите его, пусть оно «умирает». Но помните, всё это через десять минут вернётся, а пока у вас нет тела. Откажитесь от своих мыслей, веди ваши мысли это не вы, вы это что-то другое. Пусть они уходят, откуда пришли, пусть они текут свободно, не задевая вас. Откажитесь от своего будущего, от своих планов, целей, желаний. Это всё не вы, вы это что-то другое. Откажитесь от своего прошлого, от своих воспоминаний, от прошлых событий. Ваше прошлое это тоже не ваше «Я». Но помните, всё это через 10 минут вернётся, а пока у вас нет прошлого и будущего. Откажитесь от своих чувств, от переживаний по поводу отказа, от тревоги, от чувства одиночества, от страха. Откажитесь от своих проблем, ведь проблемы это тоже не вы, вы это что-то другое. А теперь откажитесь и от той мысли, что через десять минут это всё вернётся. Найдите своё «Я», найдите в себе что-то вечное, истинно ваше, своё личное, своё подлинное «Я». Побудете в этом состоянии, постарайтесь максимально вжиться в него. Теперь выстройте в своём внутреннем пространстве всё то, от чего вы отказывались, с учётом того, что вы сейчас пережили. Верните себе мысли, чувства, будущее, прошлое, тело, родителе, окружающих. Почувствуйте, что изменилось…»

Диалог субличностей.

Проясняется понятие субличности. Выбирается несколько основных субличностей. «Вслушивание» в их диалог. Влияние на некоторые субличности и через них организация влияния на субличности, неподдающиеся прямому воздействию.

Образ вашей планеты.

Работа «Образ твоей планеты» ведется в русле методологии юнгианского анализа, в частности, с помощью техники направленной визуализации, или направленного аффективного воображения.

«ДИАЛОГ С ЗЕРКАЛОМ»

Цель: диалог со своим отражением как с «alter ego»

Задачи:

ü Построение отношений с собой как с другим

ü Снятие напряжения по поводу своего лица

ü Рефлексия необычного состояния в процессе «диалога» и после него

Инструкция: «Посмотрите на себя в зеркало… Увидьте в зеркале себя... Увидьте в зеркале свое лицо, а не маску… Задайте себе вопрос и ждите ответа… Лучше, если это будет не придуманный, а настоящий ответ…»

Дальнейшая работа идет с помощью вопросов:

ü Кто ты?

ü Чего ты действительно хочешь?

ü Как ты мешаешь себе жить?

ü Как ты делаешь свои проблемы? И т.д.

Работа ведется с динамикой состояния в процессе диалога. Условия проведения: зеркала (15 х 20), комната для релаксации.

«ПОГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ»

Наши рекомендации