Цель: нахождение сходства и различия между участниками
Задачи:
ü выявление критериев определения сходства – различия с другими
ü развитие способности к свободному проявлению себя как похожего и себя как отличного
ü выделение общего и различного как способ построения отношений
Ход упражнения: участникам предлагается написать 5 (10) сходств и 5 (10) различий с другими участниками, например, в парах. Упражнения можно усложнять, выполняя его в подгруппах с большим количеством человек. Тогда сравнение проводится в нескольких вариантах: 1 – 2 – 3; (1 + 2) – 3; (1 + 3) – 2; и т.д. Работа ведется с отношениями, возникающими в результате выделения общего – различного. Акцент можно сделать на работе с трудностями, возникающими в процессе сравнения. Возможны выходы на работу с риском самораскрытия:
ü Почему трудно делиться «своим»?
ü Что пугает в этом?
ü Чем ты рискуешь, когда открываешь другим то, что им про тебя неизвестно?
ü Чем ты рискуешь, когда ты себе открываешь то, что про себя не хочешь знать или не знал никогда?
«Я И МОЕ»
Цель: разотождествление «Я» и «мое».
Задачи: осознание чувств, возникающих в процессе потери – приобретения
Ход работы: Участникам предлагается описать то, что составляет их «Я» и выделить то, что по – настоящему принадлежит им.
После этого группа выполняет следующее задание: каждый участник в группе (или один участник) на основе обозначенных им составляющих «мое» пытаются определить место и роль своего «Я» в том, что ему принадлежит.
Работа ведется с мыслями и чувствами, возникающими в каждом случае. Дается суггестия на разотождествление: «Теперь ты сможешь понимать и различать, где ты, а где то, что тебе принадлежит».
«РАБОТА С ОБРАЗАМИ ГРАНИЦ»
Цель: определение и осознание собственных личностных границ и коррекционная работа с ними
Задачи:
ü Простраивание личностных границ в отношениях
ü Осознание своего «личного пространства»
ü Осознание механизмов и способов, с помощью которых выстраиваются границы с людьми
ü Осознание чувств, возникающих в результате взаимодействия с группой, исходя из занимаемого пространства, их отреагирование
Ход работы: Работа ведется с одним участником. Участнику предлагается образно представить и описать свои границы спереди, справа, слева и сзади. Важным является дистанция в каждом из случаев, образ границы (ее качества), способность управлять границами.
Пример:
Психолог: Представь свою границу спереди от себя… Покажи ее … Как она выглядит?
Клиент: На расстоянии вытянутой руки я вижу ее как линию … Не очень толстую.
П: Это простая линия? Через нее можно перешагнуть?
К: Нет, это не простая линия. Она как бы магическая, пропускает того, кого я хочу пропустить.
П: Как ведет себя граница по отношению к людям, которых ты не хочешь пускать?
К: У меня возникает желание отодвинуться от этого человека, и я чувствую, что граница движется за мной.
П: Я правильно понимаю, что ты уходишь от общения (отношений) с этим человеком?
К: Да, он мне неинтересен и скучен.
П: Тебе нужны веселые люди?
К: Не обязательно веселые, но такие, с которыми бы я чувствовал себя комфортно. Это какая – то взаимная заинтересованность.
П: Определи сейчас границы для меня.
К: Ну, меня устраивает то, как мы сидим.
П: Итак, вот эта линия – это твоя граница. Попробуй отдалить ее от себя… Что ты сейчас чувствуешь?
К: Я чувствую, что ты становишься чужим, далеким. Мне неудобно общаться с тобой.
П: Сделай теперь границу намного ближе, чем в первый раз… Какие у тебя чувства сейчас?
К: Мне хочется отдалиться.
П: Тебе хочется отдалиться, чтобы…
К: Чтобы не чувствовать себя напряженным от того, что ты слишком близок.
П: Так часто происходит?
К: Да, довольно часто.
П: Правильно ли я понимаю, что линия спереди защищает тебя от твоей собственной напряженности?
К: …Да. … Наверное… А зачем испытывать лишний раз такое напряжение?
П: Хорошо, что ты это понимаешь. Но теперь ты понимаешь и еще одну вещь: когда ты хочешь отдалить от себя человека, который вызывает в тебе напряжение, ты можешь мысленно прочертить эту линию, которая тебя защищает. Кроме того, ты имеешь право на то, чтобы иметь такую линию… Как самочувствие?
К: Не знаю. Мне кажется, что я сильный.
П: Можем мы на этом закончить?
К: Д. Меня устраивает это состояние. Спасибо.
Аналогичным образом ведется работа с образами границ сзади, справа, слева. Делается акцент на возможности управления границам в любой момент.
Это упражнение является также диагностическим: образ границы, ее отдаленность, качества и т.д. указывает на наличие проблем в той или иной сфере межличностного общения, а также помогает диагностировать и корректировать внутриличностные территориальные конфликты.
«ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ»
Цель: коррекция самооценки
Задачи:
ü Осознание состояния в случае похвалы (порицания),
ü Отслеживание динамики самооценки
ü Работа с каждым из состояний через отношения в группе
ü Отреагирование чувств
Ход упражнения: Выбирается и выводится за дверь 1 участник, которому дается следующая инструкция: «Перед тобой будет стоять 2 стула. Они чем – то отличаются. Тебе нужно выбрать один из них и сесть на него. В процессе того, что будет происходить, тебе нужно только следить за своим состоянием, настроением, чувствами, мыслями».
Группе в отсутствие участника дается следующая инструкция: «Представьте, что эти 2 стула – противоположные полюса отношений. Этот – стул критики. Как только участник садится на этот стул, вы по очереди говорите ему о том, что вам в нем не нравится. Несомненно, это должно быть реальным, а не придуманным. Если он садится на другой стул, вы, соответственно, говорите ему о том, чем он вам нравится».
Работа ведется с отношениями и состояниями клиента в каждом случае.
«ЗАДАЧИ С СЕКУНДОМЕРОМ»
Цель: демонстрация зависимости эффективности работы от похвалы – порицания
Задачи:
ü Отследить воздействие внешних оценок на динамику самооценки
ü Отследить влияние внешних оценок на процесс взаимодействия в группе
Ход работы: Участники делятся на 2 подгруппы, которым дается одинаковое задание (например, собрать головоломку, мозаику, решить задачки со спичками и т.д.). Главным условием здесь является то, что задание должно быть выполнено быстро и качественно. Одну группу ведущий постоянно критикует, другую – поддерживает. Важно увидеть то, как влияет поддержка (критика) ведущего на эффективность деятельности.
Возможны варианты упражнения. Например, группа делится на 3 подгруппы, которым также даются одинаковые задания. Как и описано выше, одну группу ведущий критикует, другую – поддерживает, а третью – игнорирует. Работа ведется с состояниями каждого из участников, отношениями, возникающими в процессе выполнения задания.
Занятие 5. Развитие стрессоустойчивости
Цель: Выработка психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.
Задачи:
- работа с защитными механизмами;
- психодраматическое переживание чувства вины.
Проблемы:
· Ситуация выбора как стресс.
· Адаптация - принятие данности. Компенсация - ее выстраивание.
· Поиск источника возможностей.
· Что ты делаешь, когда себе не нравишься?
Основные понятия:
· Стресс, переживание стресса
· Чувство вины и реальная вина
· Защитные механизмы:
- отрицание,
- подавление,
- рационализация,
- проекция,
- замещение- сублимация- юмор,
- бессилие,
- играние ролей,
- «окаменение»,
- образование симптомов,
- бегство,
- оглушение – алкоголь – наркотики,
- экранирование – отгораживание,
· взаимоотношение эмоций и страха,
· субъективная оценка угрозы,
· напряжение.
Упражнения:
· «Стаканчик».
· Расскажите, что будет, если тебя не будет?
· Жизнь – смерть.*
· Автобиография за 45с.
· Написать эпитафию на себя.
· Телесные техники.
«СТАКАНЧИК»