Задача психокоррекционной работы в данном случае - обучить подростка навыкам преодоления и удовлетворения любопытства социально приемлемыми и безопасными способами.

Внушаемость

Внушаемость мы рассматриваем как склонность личности к восприятию информации без критического осмысления. Она зависит от многих причин, но одной из центральных является также несформированность «Я-концепции».

Представляя обобщенный образ «Я» как соединение множества частных образов «Я» можно предположить следующее: создавая картину себя в процессе своего развития, подросток, не осознавая или не принимая какую- либо информацию о себе, оставляет, таким образом, «белые пятна» в картине «Я», которые требуют заполнения. И тогда под действием других факторов внушаемости происходит «закрашивание» этих «белых пятен» в своей картине.

Подростки, имеющие опыт употребления наркотиков, часто зависят от других людей, которые за них «закрашивают» пустоты на их картине «Я», и такого рода краской часто может стать наркотик.

Задачей психокоррекционной работы является осознание подростком причин собственной зависимости, развитие устойчивой самооценки и навыков самостоятельного принятия решений.

Педагогическая запущенность. Инфантильность

Педагогическая запущенность напрямую связана с недостатками в развитии «Я-концепции». Упущения в воспитании оказываются одним из распространенных факторов, обуславливающих формирование наркотической зависимости. Это влияние может быть как прямым, так и опосредованным.

Прямое влияние педагогической запущенности выражается в том, что ребенок не получает элементарных знаний об опасности даже единичного приема наркотиков. Зачастую это связано с неграмотностью родителей в этом вопросе, но может также являться следствием того, что у родителей тема наркомании становится запретной, она ими отрицается в силу того убеждения, что «их ребенок никогда не станет наркоманом». Кроме того, педагогическая запущенность может являться прямым условием наркотизации подростка, если за ребенком не ведется наблюдения, если родители не имеют представления, где и с кем общается их сын или дочь. В этом случае для подростка открывается безграничный мир, где не существует родителей и учителей, норм и правил, а, следовательно, нет контроля, сдерживающего его импульсивные побуждения на пути утоления интереса, в данном случае - к наркотикам.

Опосредованное влияние педагогической запущенности проявляется, прежде всего, в том, что подросток, не усвоивший норм и правил существования в социуме, часто сталкивается с этим социумом, требующим от него заранее заданных реакций. Однако подросток с недостатком воспитания не умеет вести себя в соответствии с требованиями среды и, не встречая ожидаемой реакции от других людей на свое поведение, переживает фрустрацию [14]. Так рождается напряжение, которое он также из- за недостатка воспитания снимает социально неприемлемыми способами- алкоголем или наркотиками.

Кроме того, результатом педагогической запущенности является инфантильность подростка: это недостаточное развитие «внутреннего Родителя» - субстанции самоконтроля подростка, играющей немалую роль в формировании у личности таких качеств, как стрессоустойчивость, критичность, ответственность за собственные поступки, активность в достижении целей и т.д.

Задача психокоррекционной работы в данном случае - работа с конкретными клиентскими случаями по формированию и развитию «внутреннего Родителя».

Последствия травм

Травма, физическая или психическая, всегда связана с утратой какой- либо функции организма или психики. Она влечет за собой различные последствия, в том числе постоянную физическую боль (и в этом случае наркотик может оказаться «болеутоляющим средством»), формирование у подростка комплекса неполноценности (наркотик позволяет «уйти» от переживаний о своей несостоятельности в мир безразличия к своей ущербности), потерю смысла жизни и переживание экзистенциального кризиса (и тогда наркотик является именно тем средством, который быстро и без особых затрат заполняет вакуум, образовавшийся в душе подростка).

Важно помочь подростку принять себя в ином качестве, отличном от того, которое было изначально им принято. И это может быть осуществлено путем «дорисовывания» в картине «Я» еще нескольких деталей, являющихся отражением новых свойств.

Наши рекомендации