От того, насколько методически правильно будет организована профилактическая работа, зависит результат, цена которого - здоровье и жизнь детей, будущее России.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Модель реабилитационно-профилактической
работы с наркозависимыми
Модель проходит апробирование с 1995 г. в городе Самаре в Центре практической психологии. Основой модели является авторская методика, разработанная учеными Самарского государственного университета на кафедрах психологии и педагогики: доцентом, канд. психол. наук К.С.Лисецким; доцентом, канд. психол. наук С.В.Березиным и старшим преподавателем А.Э.Березовским.
Модель учитывает лучшие достижения зарубежного и отечественного опыта. Авторы имели возможность проведения глубоких и основательных исследований российской наркосубкультуры, а также современного состояния подростковой и молодёжной среды.
Методика обсуждалась и получила высокую оценку на научных конференциях, проходивших в разное время: в январе 1997 г. - 1-ая Международная научно-практическая конференция в городе Самаре «Молодёжь против наркотиков»; в апреле 1998 г. также в городе Самаре конференция «Перспективы конфликтологии»; в июле 1998 г. - «Международная конференция по проблемам интеграции академической и практической психологии»; в июле 1999г. на Всемирном конгрессе антинаркотических сил «В ХХ1 веке без наркотиков» в Москве; в сентябре 1999г. на 1-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни и профилактики наркозависимости подростков и молодежи».
Практическая деятельность и научные исследования, проводимые в центре «Второе Рождение», позволили сформулировать необходимые условия - принципы результативной психологической реабилитации, без соблюдения которых реабилитация наркозависимых не только малоэффективна, но и маловероятна.
1. Разрешение глубинных внутриличностных конфликтов.
2. Осуществление личностной интеграции и решение основных задач взросления.
3. Открытие новых эмоциональных и познавательных ресурсов.
4. Открытие способности получать психологическую помощь и поддержку от себя и других.
5. Развитие способности к отсроченной разрядке психологического напряжения.
6. «Диалогизация» ЭГО-состояний, как способ их гармонизации.
7. Создание собственной системы (техники, методики) саморегуляции и выхода из стрессовых ситуаций.
8. Участие в группах психологической поддержки.
9. Коррекция семейных отношений, посещение родителями специализированных родительских групп.
Модель представляет собой систему психокоррекционных процедур двух направлений:
1. первичной психоактивной личностно-ориентированной профилактики подростков и молодёжи.
2. послемедикаментозной психологической реабилитации наркозависимых.
Первичная личностно-ориентированная профилактика
Цель первичной профилактики: повышение психологической устойчивости подростков и юношей к наркотической контаминации (заражению).
Задачи:
1. Минимизация факторов наркориска психологического характера.
2. Овладение учащимися психотехнологией преобразования негативных установок в личностно-развивающие.
3. Поиск индивидуальных и групповых стратегий преодоления экзистенциального отчаяния и связанных с ним негативных переживаний.
4. Развитие здорового самосознания.
Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики разработана на основе изучения случаев становления личности, свободной от наркотиков в неблагоприятных окружающих условиях, и представляет собой технологию для работы с подростками, старшеклассниками, студентами. Работа проводится двумя ведущими в малых группах по 10 человек в форме 8-10 тренинговых психокоррекционных сессий. Каждая сессия имеет продолжительность 2-3 часа.
Вся активная часть работы с учащимися одной группы продолжается при оптимальном распределении по срокам в течение трех-четырех недель.
В разработке профилактической программы принимали непосредственное участие психологи Центра практической психологии — Н.Самыкина, О.Коронцевич, О.Латышева, А.Макаров.
Наши исследования подтвердили, что основными причинами употребления наркотических веществ подростками и молодёжью являются:
· стресс;
· внушаемость;
· любопытство;
· педагогическая запущенность;
· инфантильность;
· последствия травм.
Стресс
Как показывают наши исследования, подростки различаются фактором стрессоустойчивости: дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям профилактики наркомании.
Стресс можно определить как состояние организма и личности, возникающее в результате несоответствия между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность, шоковые реакции и т.д.
Каковы бы ни были источники стресса, сущность его сводится к глубинным конфликтам в системе «Я-концепции»: либо между «Я- реальным» и «Я- идеальным», либо между «Я- реальным» и «Я- зеркальным».
Если представить «Я-концепцию» как динамическую структуру, то между ее различными модальностями существует определенный уровень напряжения. Напряжение уровня выше среднего есть энергия психического развития, направленная на сравнение и утверждение модальностей «Я-концепции». Это потенциал самосозидания. Однако повышенное напряжение становится неуправляемым, и зачастую подросток, не зная, как справится с ним, вместо того, чтобы искать новые выходы из «тупика саморазвития», прибегает к «легким» и таким доступным способам снятия напряжения, как наркотики.
Возрастание напряжения обусловлено расхождением в оценках, данных индивидом самому себе и данных ему другими, что является сильным «генератором тревожности». Возникновение напряжения связано с восприятием угрозы своему «Я» как целостной системе.
Большое расхождение между «Я- реальным» и «Я- идеальным» или «Я- реальным» и «Я- зеркальным» ставит подростка в такие условия, что он вынужден либо осознавать и принимать источник расхождения в оценках, делая, таким образом, выбор в сторону своего развития и сохраняя ядро своей личности, либо накапливать напряжение, а затем искать «легкие» способы его снятия. Большое расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка.
В литературе встречается точка зрения, что это расхождение можно рассматривать как признак процесса взросления. Но у подростков зачастую «Я- идеальное» начинает «поглощать» «Я- реальное», и личность, пытаясь вести себя в соответствии с «Я- идеальным», на самом деле демонстрирует неличностное поведение, вводя в заблуждение окружающих и увеличивая тем самым расхождение между «Я- реальным» и «Я- зеркальным». Так появляются утверждения типа: «Меня не понимают», «Меня все отвергают», «Меня никто не любит» и т.д.
Задача психокоррекционной работы с «Я-концепцией», на наш взгляд, заключается в том, чтобы в буквальном смысле обучить подростка навыкам нейтрализации психического напряжения, неизменно возникающего в процессе его развития, а еще лучше - переводу психической энергии, составляющей содержание напряжения, в энергию, направленную на собственное развитие, на приобретение и раскрытие новых возможностей.
Базовой причиной расхождения между различными модальностями «Я» считается дефицит сторон образа «Я»: чем меньше у подростка осознанных и принятых «Я», тем больше у него шансов быть вовлеченным в конфликт между «Я-реальным» и «Я- идеальным» или «Я-реальным» и «Я-зеркальным».
В формировании «Я-реального» большое значение играет развитие у подростка умения смотреть на окружающий мир глазами других людей: эта способность помогает подростку соотносить несовпадающие концепции реального и идеального «Я». Тогда имеет место коперниканское понимание личности: «Я нахожу свое «Я» не в себе самом (его во мне видят другие), а во вне меня существующем - в собеседнике, в любом, в природе, а также в компьютере, в системе».
Стрессоустойчивость у подростков может быть повышена путем увеличения собственных степеней личностной свободы (ролей) через присоединение к своему осознанному «Я» еще множества других «Я- образов». Тогда вероятность расхождения между модальностями «Я» будет сведена к минимуму.
Любопытство
Любопытство - один из человеческих даров и одновременно «пороков», ради которого люди преодолевают немыслимые препятствия и ставят под угрозу свою собственную жизнь. Часто ожидания оказываются значительнее результата. Интерес- это самый сильный мотив личности, т.к., во- первых, есть личностное отношение (и, следовательно, субъектная активность) к объекту интереса, а, во- вторых, личность так начинает строить ситуацию, что ее ресурсы обязательно проявляются на пути достижения объекта любопытства.
Однако мы считаем, что любопытство напрямую связано с внушаемостью: чем выше внушаемость, тем больше любопытство.