Мышечный тонус. Общая характеристика.
Тонус мышц - непроизвольно, постоянно меняющееся в интенсивности мышечное напряже-ние, не сопровождающееся двигат-ельным эффектом. Мышечный тонус создаёт подготовку к движению, обеспечивает резистентность и упругость мышц. Сохранения равновесия и позы. Мышечный тонус имеет 2 компонента пластический и рефлекторный. Пластический тонус – напряжение мышцы, её тургор, сохра-няющийся в условиях денервации. Этим термином определяется тонус отдельных мышечных клеток, зав-исящий от особенностей их структуры, обмена в-в, крово- и лимфо- обращения, содержания соед. ткани.
Рефлекторный тонус – рефлекторное напряжение мышц, вызываемое её растяжением, т.е. раздражением проприорецепторов. На тонус мышц оказывают влияние спинномозговой рефлекторный аппарат, афферентная иннервация, ретикулярная формация, вестибулярные центры, мозжечок, система красного ядра, базальные ядра и др. Для суждения о состоянии мышечного тонуса производят непосредственное ощупывание мышц сегментарных участков тела. Однако определяющим является исследование тонуса мышц путём пассивных движений в сгибателях и разгибателях, приводящих и отводящих мышцах. Гипотония и атония мышц возникает при периферическом параличе или парезе(нарушение эфферентного отдела рефлекторной дуги при поражение нерва, корешка, клеток переднего рога спинного мозга), поражении мозжечка, ствола мозга, corpus striatum и задних канатиков спинного мозга. различают спастическую и пластическую гипертонию. Спаст-ая – повыш. тонуса мышц в сгибателях и пронаторах руки и в разгибателях и аддукторах ноги(при поражение пирамидного пути). При спастической гипертонии во время повторных движений конечности тонус мышц не изменяется, а иногда уменьшается, при пластической гипертонии тонус мышц нарастает. При спастической гиперто-нии наблюдается симптом «перочинного ножа» (препятствие пассивному движению в начальной фазе исследования), при пластической гипертонии – симптом «зубчатого колёса»(ощущение толчков во время исследования тонуса мышц в конеч-ностях). Пластическая гипертония – повышение тонуса мышц, равномерное и в сгибателях, и в разгибателях, в пронаторах и супинаторах.
2.5.Периферический паралич и центральный паралич
При периф параличе(ПП) повреждение может захватывать передние рога, несколько передних корешков, периферические нервы. Для ПП характерно: 1) гипотония и атония мышц. 2) гипо- и арефлексия. 3) гипо- и атрофия мышц. 4) неврогенная мышечная дегенерация с реакцией перерождения.
При поражении передних рогов страдают мышцы, иннервируемые из этого сегмента. Нередко в атрофирующихся мышцах наблюдаются быстрые сокращения отдельных мышечных волокон и их пучков – фибриллярные и фасцикулярные подергивания, вследствие раздражения патологическим процессом еще не погибших нейронов. Поражение передних корешков дает такую же картину. Поражение сплетения хар-ся периф параличом одной конечности в сочетании с болью и анестезией, а также вегетативными расстройствами в этой конечности. При поражении периф нерва набл периф паралич мышц иннер-х этим нервом, в сочетании с чувст нарушениями. Повреждение многих периферических нервов приводит к распространенным чувствит, двигат и вегетат нарушениям, чаще всего двусторонним, преимущественно в дистальных сегментах конечностей. Больные жалуются на парестезии и боль. Выявляются чувств нарушения по типу «носков» или «перчаток», вялые параличи мышц с атрофией, трофические нарушения на коже.
Центральный паралич возникает при поражении центрального питательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры больших полушарий, ствол головного мозга, спинной мозг). Перерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга на сегментарный рефлекторный аппарат спинного мозга; его собственный аппарат растормаживается. В связи с этим все основные признаки центрального паралича так или иначе связаны с усилением возбудимости периферического сегментарного аппарата. Основными признаками центрального паралича являются мышечная гипертония, гиперрефлексия, расширение зоны вызывания рефлексов, клонусы стоп и коленных чашечек, патологические рефлексы, защитные рефлексы и патологические синкинезии. При мышечной гипертонии мышцы напряжены, плотноваты на ощупь; сопротивление их при пассивном движении больше ощущается в начале движения. Резко выраженная мышечная гипертония приводит к развитию контрактур — резкому ограничению активных и пассивных движений в суставах, в связи с чем конечности могут “застывать” в неправильной позе. Гиперрефлексия сопровождается расширением зоны вызывания рефлексов. Клонусы стоп, коленных чашечек и кистей — это ритмичные сокращения мышц в ответ на растяжение сухожилий. Они являются следствием резкого усиления сухожильных рефлексов.
2.6 особенности методики определения центрального паралича при коматозном состоянии больного
Оцениваем позу больного, мышечный тонус и глубокие рефлексы, спонтанную и провоцируемую двигательную активность .
• Патолоrические позы
- Если больной лежит в естественной позе, как при обычном сне, можно думать о неглубокой коме, что подтверждается сохранностью зевания и чиханья. Другие рефлекторные акты в виде кашля, глотания или икоты сохраняются и при более глубоком угнетении сознания.
• Мышечный тонус и спонтанная двигательная активность
- Повторяющиеся подёргивания мышц лица, пальцев рук и/или стопы могут быть единственным проявлением эпилептического припадка. Развёрнутые эпилептические припадки не имеют топико-диагностического значения, однако свидетельствуют о сохранности корково-мышечного пути.
• Инициированная двигательная активность - движения, возникающие рефлекторно в ответ на внешнюю стимуляцию (уколы, щипки, поглаживания).
- Когда болевой раздражитель вызывает целенаправленное отведение конечности без её выраженного сгибания, можно думать о сохранности корковомышечного пути к этой конечности. Если аналогичное целенаправленное отведение возникает во всех конечностях при их болевой стимуляции, то двигательные нарушения у больного минимальны. Таким образом, отведение конечности - признак относительной сохранности двигательной системы. Напротив, если в ответ на раздражение конечностей больной в состоянии комы принимает стереотипные позы, это свидетельствует о тяжёлом двустороннем поражении пирамидных систем.
Патологические рефлексы появляются при повреждении пирамидного пути на любом из его уровней. Различают кистевые и стопные рефлексы. Наибольшее диагностическое значение имеют патологические рефлексы на стопе: рефлексы Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера, Россолимо, Жуковского.
При исследовании рефлексов следует учитывать, что у новорожденного и детей раннего возраста в норме обнаруживаются эти рефлексы.
Рефлекс Бабинского вызывают штриховым раздражением стопы ближе к ее наружному краю. При этом происходит веерообразное разведение пальцев и разгибание большого пальца (извращенный подошвенный рефлекс). Отчетливое разгибание большого пальца и веерообразное разведение всех других пальцев возникает при энергичном проведении рукой сверху вниз по внутреннему краю большой берцовой кости (рефлекс Оппенгейма), нажатии на икроножную мышцу (рефлекс Гордона), сжатии ахиллова сухожилия (рефлекс Шеффера). Перечисленные патологические симптомы являются разгибательной группой патологических рефлексов.
Существуют также сгибательные рефлексы. При отрывистом ударе по мякоти кончиков пальцев ног происходит их сгибание (рефлекс Россолимо). Тот же эффект наблюдается при ударе молоточком по тыльной поверхности стопы в области основания II—IV пальцев (рефлекс Бехтерева) или посередине подошвы у основания пальцев (рефлекс Жуковского).
Защитные рефлексы возникают в ответ на болевое или температурное раздражение парализованной конечности. При этом она непроизвольно отдергивается.
Синкинезии—непроизвольно возникающие содружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных движений (например, размахивание руками при ходьбе). При центральном параличе отмечаются патологические синкинезии. Так, при напряжении мышц здоровой конечности на парализованной стороне рука сгибается в локте и приводится к туловищу, а нога разгибается.
Поражение пирамидного пути в боковом столбе спинного мозга вызывает центральный паралич мускулатуры ниже уровня поражения. Если поражение локализуется в области верхних шейных сегментов спинного мозга, то развивается центральная гемиплегия, а если в грудном отделе спинного мозга, то центральная плегия ноги.
Поражение пирамидного пути в области мозгового ствола приводит к центральной гемиплегии на противоположной стороне.
Одновременно могут быть поражены ядра или корешки черепных нервов. В этом случае могут возникать перекрестные синдромы: центральная гемиплегия на противоположной стороне и периферический паралич мышц языка, лица, глазного яблока на стороне поражения. Перекрестные синдромы позволяют точно определить локализацию поражения. Поражение пирамидного пути во внутренней капсуле характеризуется центральной гемиплегией на противоположной стороне с центральным параличом мышц языка и лица на той же стороне. Поражение передней центральной извилины чаще приводит к моноплегии на противоположной стороне.При центральном параличе мышц языка атрофия его не развивается.
Синдром псевдобульбарного паралича
При двустороннем поражении корково-ядерных путей с ядрами подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов развивается центральный паралич мышц языка, глотки, мягкого нёба и гортани. Этот синдром называется псевдобульбарным параличом.
Симптоматика псевдобульбарного паралича такая же, как и при бульбарном параличе, но остаются сохранными нёбный и глоточный рефлексы и выявляются патологические псевдобульбарные рефлексы — рефлексы орального автоматизма. К ним относятся: ладонно-подбородочный рефлекс (при штриховом раздражении ладони возникает сокращение мышц подбородка), губной (при легком постукивании пальцем или молоточком по верх ней губе происходит выпячивание губ), сосательный (штриховое раздражение губ вызывает сосательное движение), носогубный (при легком постукивании по переносице губы вытягиваются “хоботком”), дистансоральный (при приближении к лицу молоточка происходит выпячивание губ хоботком). У больных псевдобульбарным параличом отмечаются также приступы насильственного плача или смеха.