Земская м городская система попечения о нуждающихся.

Ведущим звеном в системе обязательного общественного благотворения установилось Земство, в их веденье были переданы больницы, лечебницы, дома призрения, народные школы, а также обязанности вести статистику, изучать и анализировать положение нуждающихся в помощи и защите. Земства вели страхование граждан, имущества на случай стихийных бедствий и несчастий. Своим указом 1 января 1864 г. Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В соответствии с этим законодательным актом на местах создавалась система выборных органов самоуправления. Она состояла из губернских и уездных собраний, которые избирались на три года. Исполнительными органами земских собраний являлись губернские и уездные управы. Это были постоянно действующие учреждения с трехлетним сроком полномочий. Выборы в земские учреждения проводились по трем избирательным куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей, сельских обществ. В основу системы выборов был положен принцип имущественного ценза, который лишал определенные категории населения избирательного права. Система земского самоуправления не охватывала территорию всего государства. По Закону от 1 января 1864 г. она вводилась в 34 губерниях России. Самоуправленческих прав не получило население Сибири, Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерний. Земская реформа не коснулась Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Главное заведование делами общественного призрения принадлежало Министерству Внутренних Дел, а на местах в губерниях, земствах, городах - заведование вменялось их общественным управлениям, а исполнительными органами являлись участковые попечительства. Причем, распределение обязанностей между уровнями попечительств (губернскими, уездными, волостными и др.) определялось не только территориально, но и в зависимости от категории, к которым принадлежали нуждающиеся.
Губернские попечительства - обязательно опекали: душевнобольных, бродяг, ссыльных, малолетних преступников и профессиональных нищих.
Уездные попечительства - опекали: детей, лиц, нуждающихся в заработке. А также на основании территориального принципа заведовало всеми учреждениями.
Волостные попечительства - собирали сведения о нуждающихся проживающих на территории волости и оказывали им необходимую помощь. Каждый человек, впавший в нужду, подлежал призрению того участкового попечительства, на территории которого его постигла нужда. Если у него было место постоянного проживания, то ему должны были оказать помощь, а затем ходатайствовать об его отправлении на постоянное местожительства.
Как следовало из "Положения о губернских и уездных земских учреждениях", в компетенцию земских собраний и управ входили:
Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.
Меры обеспечения народного продовольствия.
Заведывание земскими лечебными и благотворительными заведениями; попечение и призрение бедных, неизлечимо больных и умалишенных, а также сирых и увечных и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
Управление делами взаимного земского страхования имуществ.
Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
Содействие к предупреждению падежей скота, а также по сохранению хлебных посевов и других растений.

В многогранной социальной деятельности городских дум видное место занимали меры по развитию народного образования. Пользуясь правом распространения грамотности, городские думы для управления образовательной работой создавали специальные комиссии, комитеты или отделы по просвещению. На заседаниях дум избирались попечители и попечительницы школ, училищ, воспитательных учреждений, которые открывались по инициативе городского самоуправления. С годами под опекой городского самоуправления складывалась все более широкая и разнообразная сеть учебных и воспитательных заведений, которая включала в себя дошкольные учреждения, дневные, воскресные, вечерние школы, различного рода профессиональные курсы и др. Главное внимание самоуправленческих органов было сосредоточено на развитии начального образования, а также воскресных школ.
На основе этого закона медицинская помощь населению стала одним из важнейших направлений социальной деятельности городских дум и управ. Органы городского общественного управления активно и последовательно вели работу по строительству новых больниц и совершенствованию старых лечебных заведений. Благодаря их усилиям расширялась сеть амбулаторий и приемных пунктов медицинской помощи, учреждений родовспоможения. С деятельностью городских и земских органов самоуправления связан такой значительный шаг вперед в организации здравоохранения, как введение медицинского страхования, которое позволяло обеспечивать лечебной помощью малообеспеченные и неимущие слои населения. Общественная городская и земская медицина ввела в практику патронаж больных, который предусматривал предоставление медицинского обслуживания за счет городского бюджета.
В дальнейшем Московская городская дума решила применить на российской земле Эльберфельдский опыт. Замечательный пример сочетания обязательного общественного призрения с личным служением благотворителей своему высокому призванию представляет так называемая Эльберфельдская система городской благотворительности. Система эта соединяет гуманную идею индивидуальной и бескорыстной заботы о нуждающемся ближнем со строгим порядком и продуманной организацией, свойственной союзу, охватывающему весь город, и стремится не только к тому, чтобы поддержать нуждающегося, но и к тому, чтобы вывести из нищеты получающего подаяние и нравственно поднять и воспитать как принимающего милостыню, так и дающего ее. Во как описана эта система в словаре Брокгауза и Ефрона: “В основу этой системы, введенной городом Эльберфельдом еще с 1852 г., положено убеждение, что каждый призреваемый должен быть изучаем во всех своих индивидуальных особенностях. Управление призрением бедных в Эльберфельде сосредоточено в руках особой депутации из городско о головы, 4 членов городского совета и 4 членов, выбранных из граждан. Весь город разбит на 31 округ, а в каждом округе есть несколько попечителей о бедных (всего 434). Каждому попечителю приходится иметь дело не более, чем с 5 - 6 бедными семьями, которые он может изучить во всех подробностях их быта. Они и обязаны исследовать причины нужды тех, кто обращается за пособием, расходовать городские суммы, составлять сметы и т.д. Все нуждающиеся разделяются на 2 основные класса: способных и неспособных работать. Вторые всегда имеют право на призрение, если нет лиц (родных), которые обязаны их содержать. Первые же получают пособие в тех случаях, когда обнаружится, что они, при всем старании, не могли найти себе работу. До приискания занятия они получают от администрации работу соразмерно со своими силами”.
Эльберфельдская система городской благотворительности пришлась по душе нашим предкам почти во всех городах Российской империи стали открываться участковые попечительства о бедных, действовавшие по Эльберфельскому принципу. Кроме того, помощь стали объединять с трудом, развивается идея общественных работ, работных домов и домов трудолюбия. “Мысль связать милосердие с требованием труда, проявить благотворительность в деле трудовой помощи - великая культурная мысль” - так В.И. Герье, активно занимающийся исследованием проблем социального призрения в этот период.
В 1894 г. в думе было утверждено "Временное положение о городских участковых попечительствах о бедных". Согласно этому нормативному документу для руководства новой отраслью была создана Комиссия общественного благотворения при Московском городском общественном управлении. Относительно задач и функций Комиссии в Положении указывалось, что она организуется "для оказания помощи неимущему населению Москвы для борьбы с нищенством, для установления наилучших способов благотворения в Москве и для объединения его, а также для заведования благотворительными учреждениями".
Ведущим структурным подразделением в городской системе общественного призрения неимущих был определен попечительский участок. По своему статусу участковые попечительства, с одной стороны, являлись органами городского управления и в то же время — органами местных обществ и как общественные учреждения через своего председателя вступали в деловые отношения со всеми учреждениями и ведомствами города. Комиссия общественного благотворения при Городской думе следила за тем, чтобы участковые попечительства и их руководящие органы работали регулярно и интенсивно. Заседания участковых советов проводились в среднем 2— 3 раза в месяц. Для решения поставленных перед ними социальных задач участковым полечительствам необходимо было создать минимальную финансовую базу. Своими собственными силами попечительства формировали бюджет главным образом за счет членских взносов и частных пожертвований. Каким образом участковые попечительства строили работу по оказанию помощи неимущим слоям города? Первоначально участковые советы подготовили опросные листы. Эти листы содержали пункты, которые после их заполнения давали сведения о нуждающемся. В конце листа задавался вопрос о том, в чем заключается просьба нуждавшегося к участковому попечительству. На основе справочных данных участковые попечительства начали оказывать помощь бедным. Позднее процедура социальной поддержки изменилась. Для получения помощи от попечительства просители обращались в канцелярию попечительства или к его сотрудникам. После поступления заявления с просьбой о помощи Совет поручал сотруднику обследовать материальное положение просителя. На основании обследования сотрудник делал письменное заключение относительно степени нуждаемости заявителя. На основании этих документов Совет принимал положительное или отрицательное решение.
По мере накопления опыта работа по оказанию социальной помощь неимущим упорядочивалась. В первые годы деятельности участковых попечительств основная часть их благотворительных расходов шла на открытое призрение, на непосредственную помощь нуждавшимся. Позднее большее внимание стало уделяться организации закрытых форм призрения.



Наши рекомендации