Зарождение практики помощи в колониальной Америке в XVII в.
К XVII веку Америка избежала тех проблем, которые был характерны для Европы. Переселенцы, прибывающие с континента, сталкивались с проблемами выживания. Вот почему расселение в колониях требовало от прибывших максимальных усилий, чтобы выжить. И такие проблемы, как безработица, нищенство, сформированное на основе бесконтрольной раздачи социальной помощи, не были характерны для колониального периода Америки. Однако жизнь, которая была наполнена испытаниями, заставляла многих переселенцев жить в состоянии крайней бедности. К тому же она могла быть осложнена болезнями, которым многие подвергались в результате длительного плавания через Атлантический океан.
На начальном этапе, до возникновения городов, взаимная помощь и поддержка друг друга были характерным явлением в колониях. Архаическая система родовой поддержки являлась составным элементом жизнедеятельности колонии, необходимым условием для ее выживания.
К середине XVII века рост городов, разорение колонистов, болезни и преступность потребовали иных форм и методов помощи, основанных не только на принципах солидарности. Так как многие переселенцы были из Англии, законы местного самоуправления обозначенные в английском Законе о бедных 1601 года, становятся основой системы помощи и поддержки в новых социальных условиях. Колониальные собрания принимают за основу елизаветинские законы о бедных, где бедным оказывается помощь по месту их проживания за счет местных налогоплательщиков «согласно условиям закона Англии».
Такие принципы начинают распространяться в 1642 году в Плимутской колонии, в 1646 году — в Вирджинии, в 1673 году — в штате Коннектикути т. д.
Можно отметить, что если в Новой Англии город через гражданских должностных лиц осуществлял контроль и помощь бедным, то в южных колониях эту функцию осуществляла англиканскаяцерковь через свою систему приходов. (АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из протестантских церквей, возникшая в XVI веке в Англии).
Поддержка нуждающихся в колониях основывалась на принципах как открытой, так и закрытой систем помощи, известных на континенте. Так, в штате Массачусете город содержал в 1687 году некую вдову, которая жила по две недели в семьях. Такая практика была характерна и для других городов, где нуждающиеся, живя периодически в разных семьях, могли жить в них по несколько лет, а иногда и до самой смерти.
Другой распространенной формой помощи в XVII веке являлась материальная помощь, которую оказывали нуждающимся в одежде и медицинском обслуживании за счет общественных пожертвований.
Был распространен и такой вид помощи, как уменьшение налогов на различные сроки, известны случаи, когда нуждающиеся платили налоги по умеренной ставке более 30 лет.
Однако постепенно рост бедных и нуждающихся, мигрирующих из города в город, заставил власти ограничивать помощь и поддержку, появляются подходы, ограничивающие социальные выплаты. В 1636 г. в Бостоне власти принимают решение, согласно которому помощь оказывается прибывшим нуждающимся только в течение двух недель, после чего поддержка прекращается, а надзиратели за бедными должны препроводить из города нежелательного клиента.
Что касается других форм помощи и поддержки, то можно отметить следующее. Чернокожее население, т. н. «черные рабы», были лишены системы поддержки, и переданы под ответственность их владельцев, поэтому среди них существовали неофициальные механизмы самопомощи.
Для детей нищих, детей-сирот были распространены елизаветинские принципы социального ученичества, когда ребенок отдавался в семью того или иного ремесленника для получения профессии.
Однако, как и в Англии, праздных нищих в колониях подвергали различным наказаниям. В штате Массачусетс в 1633 году здоровых нищих секли розгами, сажали в тюрьму как преступников. К концу XVII столетия в Америке для такой группы населения по примеру Англии открываются работные дома.
Помимо миграции нищих по городам и колониям Америки большую проблему представляли нищие, прибывавшие из Европы. С целью снятия этой проблемы в портовых городах Нью-Йорке, Бостоне существовали должностные лица, которые препятствовали их высадке на континент. Так, нищие, прибывшие в Бостон из Ирландии в ноябре 1719 года не были допущены на берег.
Власти штатов вводят меры, которые должны были уменьшить поток нищих с континента. К ним относились: введение списков прибывших с указанием места прибытия и социального статуса пассажира; штрафные санкции для капитанов судов. Однако поток нищих и бедных с континента не уменьшался. Благотворительные ресурсы городов во многом не могли обеспечивать вновь прибывших, вот почему многие местные власти обратились к колониальному казначейству с просьбой о государственной помощи нуждающимся. С 1701 года формируется практика помощи государства местным общинам, особенно когда это касалось локализации инфекционных болезней.
46.США в период революций и система оформления государственных подходов к помощи
Уже к началу XVIII века на территории будущих США наметилась устойчивая тенденция роста бедности в различных городах. Так в Бостоне затраты на помощь бедным увеличивались год от года. Если в 1700 году было потрачено приблизительно 500 фунтов на общественную помощь, то в 1715 году ежегодный расход составлял 2000 фунтов, а в 1753 году расходы на помощь бедным составили 10 000 фунтов в год, хотя рост населения был относительно невысоким. Такая ситуация была характерна и для других городов, например в Филадельфии в 1772 году каждый четвертый свободный человек мог бы «классифицироваться как бедный».
Революционные события вскрыли основные противоречия «английской системы» помощи и поддержки нуждающимся: невозможность локальными средствами решить проблемы бедности и нищенства.
Во время войны за независимость увеличилось количество инвалидов, которые требовали ухода И поддержки. Как отмечают американские исследователи, другой особенностью этого процесса был рост числа незаконнорожденных детей. В Новой Англии этот рост и так был достаточно высок, так как сезонные работы в море приводила к гибели мужчин, и количество вдов увеличивалось год от года, что накладывало отпечаток на общественные расходы.
Война приносила и другие бедствия: распространение болезней и эпидемии. Вот почему намечается активизация конфессиональных и общественных организаций Америки.
Одними из первых, кто начал оказывать системную помощь нуждающимся стали квакеры.Квакеры, или Общество друзей, как христианская секта отрицали институт священников, христианское таинство. Они строили свою деятельность на основе благотворительности и пацифизма. Квакеры выглядели предпочтительнее по сравнению с другими конфессиями, вот почему данная конгрегация находит свое место в американском обществе. Благотворительная деятельность квакеров распространялась на нуждающихся всех конфессий и политических ориентаций во всех американские колонии.
В период противостояния Севера и Юга активизировали деятельность национальные благотворительные общества: Шотландское благотворительное общество, Епископальное благотворительное общество Бостона, Ирландское благотворительное общество, Немецкое благотворительное общество, французское благотворительное общество и т.д. (КВАКЕРЫ — члены религиозной христианской общины, основанной в XVII веке в Англии, отвергают институт священников, церкви, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью).
Если изменение парадигмы помощи в Европе было связано с реакцией на широкое развитие профессионального нищенства, урбанизацию и промышленное производство, то в США новую идеологию помощи не определили только данные явления, но и такие специфические явления как Большое пробуждение, американская революция и принятие Декларации независимости.
Большое пробуждение было связано с религиозным течением, которое было противопоставлено кальвинизму. Новая идеология была направлена на достижение спасения через веру, раскаяние и преображение. Движение поощряло дух религиозной независимости, филантропической деятельности для всех слоев населения с целью создания гуманных отношений в обществе.
Американская буржуазная революция принесла изменение систему помощи и поддержки. Окончательно были разрушены елизаветинские территориальные подходы к бедности. Поскольку южные штаты имели преимущество в создании новой конституции, то они определили в 1780—1785 годах, что графство надзирает за своими бедными, управляет фондами помощи и собирает налоги на реализацию программ ликвидации нищенства. В отличие от европейских стран, таких как Германия, Англия, Франция, США не имели федерального законодательства в области национального благосостояния. Федеральная система стремилась минимизировать свое присутствие в вопросах помощи нуждающимся, однако она подключалась в тех случаях, когда местные власти не могли использовать свои ресурсы в решении вопросов благотворительности.
Разделение государства и Церкви привело к тому, что многие конфессиональные общины стремились создавать и поддерживать свою систему приютов, больниц, благотворительных учреждений. К этому же стремились и добровольные общественные ассоциации.
Американская революция привела к осознанию, что образцовая английская система борьбы с нищенством неэффективна в условиях США. Колониальные нормы помощи и поддержки, где ответственность сообщества, проживающего на одной территории, за распространение нищенства, административное управление, мировоззрение, где бедность рассматривалась как социальная проблема, как потенциальный источник преступности, социальных волнений, приводят к необходимости проведения новой социальной политики, опирающейся на долговременные программы, а не отдельные акции.
Развитие системы поддержки в XIX столетии было связано с оформлением национальных социальных концептов государственного благосостояния. Федеральная система помощи как механизм защиты нуждающихся начинает оформляться в различных направлениях. И первой правительственной мерой в США стала программа помощи инвалидам.
В 1818 году конгресс одобряет первую военную пенсионную программу содействия инвалидам, чтобы помочь обедневшим континентальным армейским ветеранам. Не осталось без внимания правительства США организация помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в результате стихийных бедствий, таких как пожары, наводнения, циклоны, с этой целью начинают организовываться федеральные фонды.
Среди общественных организаций, включившихся в дело помощи нуждающимся, была Нью-Йоркская Ассоциация улучшения условий жизни бедных (А.1.С.Р.), созданная в 1843 году.
В 1865 году открываются государственные агентства социального обеспечения, Бюро Фридмена. Эти агентства оказывали помощь не только освободившимся рабам, но и прибывающим иммигрантам. На федеральные налоги данные, агентства начинают разворачивать систему образования для цветного населения. Однако в 1872 году Бюро фридмена закрываются, так как государство еще не могло оказывать помощь нуждающимся на федеральном уровне в таких масштабах, а данная помощь оказывалась в рамках экстренных мер. К тому же политическая борьба партий, общее негативное отношение к цветному населению не могли не сказаться на решении закрытия государственных агентств социального обеспечения.
Понимая, что не каждая семья может воспитать приемного ребенка, начинают формироваться службы, в которые входили врачи, психиатры, педагоги. В 1876 году в США появляется первый исправительный дом, где для подростков, нарушивших закон. место заключения было отделено от взрослых, дело нарушителей разбирал суд присяжных по особому законодательству. В учреждении они получали профессию, а при освобождении подростки трудоустраивались и находились под контролем местных властей. Как показала практика, четверо из пяти освобожденных не возвращались в уголовные учреждения. В 1898 году восемь штатов подключились к такой программе работы: Массачусетс, Пенсильвания, Огайо, Мичиган, Миннесота, Дакота, Индиана, Иллинойс.