Зарождение практики помощи в колониальной Америке в XVII в.

К XVII веку Америка избежала тех проблем, которые был характерны для Европы. Переселенцы, прибывающие с континента, сталкивались с проблемами выживания. Вот почему расселение в колониях требовало от прибывших максимальных усилий, чтобы выжить. И такие проблемы, как безработица, нищенство, сформированное на основе бесконтрольной раздачи социальной помощи, не были характерны для колониального периода Америки. Однако жизнь, которая была наполнена испытаниями, заставляла многих переселенцев жить в состоянии крайней бедности. К тому же она могла быть осложнена болезнями, которым многие подвергались в результате длительного плавания через Атлантический океан.

На начальном этапе, до возникновения городов, взаимная помощь и поддержка друг друга были характерным явлением в колониях. Архаическая система родовой поддержки являлась составным элементом жизнедеятельности колонии, необходимым условием для ее выживания.

К середине XVII века рост городов, разорение ко­лонистов, болезни и преступность потребовали иных форм и методов помощи, основанных не только на принципах солидарности. Так как многие переселен­цы были из Англии, законы местного самоуправления обозначенные в английском Законе о бедных 1601 года, становятся основой системы помощи и поддержки в новых социальных условиях. Колониальные собрания принимают за основу елизаветинские законы о бедных, где бедным оказывается помощь по месту их проживания за счет мест­ных налогоплательщиков «согласно условиям закона Англии».

Такие принципы начинают распространяться в 1642 году в Плимутской колонии, в 1646 году — в Вир­джинии, в 1673 году — в штате Коннектикути т. д.

Можно отметить, что если в Новой Англии город через гражданских должностных лиц осуществлял контроль и помощь бедным, то в южных колониях эту функцию осуществляла англиканскаяцерковь через свою систему приходов. (АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из протестантс­ких церквей, возникшая в XVI веке в Англии).

Поддержка нуждающихся в колониях основыва­лась на принципах как открытой, так и закрытой си­стем помощи, известных на континенте. Так, в штате Массачусете город содержал в 1687 году некую вдо­ву, которая жила по две недели в семьях. Такая прак­тика была характерна и для других городов, где нуж­дающиеся, живя периодически в разных семьях, могли жить в них по несколько лет, а иногда и до самой смерти.

Другой распространенной формой помощи в XVII веке являлась материальная помощь, которую оказы­вали нуждающимся в одежде и медицинском обслужи­вании за счет общественных пожертвований.

Был распространен и такой вид помощи, как умень­шение налогов на различные сроки, известны случаи, когда нуждающиеся платили налоги по умеренной ставке более 30 лет.

Однако постепенно рост бедных и нуждающихся, мигрирующих из города в город, заставил власти ог­раничивать помощь и поддержку, появляются подхо­ды, ограничивающие социальные выплаты. В 1636 г. в Бостоне власти принимают решение, согласно ко­торому помощь оказывается прибывшим нуждаю­щимся только в течение двух недель, после чего под­держка прекращается, а надзиратели за бедными должны препроводить из города нежелательного клиента.

Что касается других форм помощи и поддержки, то можно отметить следующее. Чернокожее население, т. н. «черные рабы», были лишены системы поддержки, и переданы под ответственность их владельцев, поэтому среди них существовали неофициальные ме­ханизмы самопомощи.

Для детей нищих, детей-сирот были распростране­ны елизаветинские принципы социального учениче­ства, когда ребенок отдавался в семью того или иного ремесленника для получения профессии.

Однако, как и в Англии, праздных нищих в колони­ях подвергали различным наказаниям. В штате Мас­сачусетс в 1633 году здоровых нищих секли розгами, сажали в тюрьму как преступников. К концу XVII сто­летия в Америке для такой группы населения по при­меру Англии открываются работные дома.

Помимо миграции нищих по городам и колониям Америки большую проблему представляли нищие, прибывавшие из Европы. С целью снятия этой про­блемы в портовых городах Нью-Йорке, Бостоне существовали должностные лица, которые препятствовали их высадке на континент. Так, нищие, прибывшие в Бостон из Ирландии в ноябре 1719 года не были допу­щены на берег.

Власти штатов вводят меры, которые должны были уменьшить поток нищих с континента. К ним относи­лись: введение списков прибывших с указанием места прибытия и социального статуса пассажира; штрафные санкции для капитанов судов. Однако поток нищих и бедных с континента не уменьшался. Благотворитель­ные ресурсы городов во многом не могли обеспечивать вновь прибывших, вот почему многие местные власти обратились к колониальному казначейству с просьбой о государственной помощи нуждающимся. С 1701 года формируется практика помощи государства местным общинам, особенно когда это касалось локализации инфекционных болезней.

46.США в период революций и система оформления государственных подходов к помощи

Уже к началу XVIII века на территории будущих США наметилась устойчивая тенденция роста бедно­сти в различных городах. Так в Бостоне затраты на помощь бедным увеличивались год от года. Если в 1700 году было потрачено приблизительно 500 фунтов на общественную помощь, то в 1715 году ежегодный расход составлял 2000 фунтов, а в 1753 году расходы на помощь бедным составили 10 000 фунтов в год, хотя рост населения был относительно невысоким. Такая ситуация была характерна и для других городов, на­пример в Филадельфии в 1772 году каждый четвер­тый свободный человек мог бы «классифицироваться как бедный».

Революционные события вскрыли основные про­тиворечия «английской системы» помощи и поддер­жки нуждающимся: невозможность локальными средствами решить проблемы бедности и нищен­ства.

Во время войны за независимость увеличилось ко­личество инвалидов, которые требовали ухода И под­держки. Как отмечают американские исследователи, другой особенностью этого процесса был рост числа незаконнорожденных детей. В Новой Англии этот рост и так был достаточно высок, так как сезонные работы в море приводила к гибели мужчин, и количество вдов увеличивалось год от года, что накладывало отпечаток на общественные расходы.

Война приносила и другие бедствия: распростра­нение болезней и эпидемии. Вот почему намечается активизация конфессиональных и общественных организаций Америки.

Одними из первых, кто начал оказывать системную помощь нуждающимся стали квакеры.Квакеры, или Общество друзей, как христианская секта отрицали институт священников, христианское таинство. Они строили свою деятельность на основе благотворитель­ности и пацифизма. Квакеры выглядели предпочти­тельнее по сравнению с другими конфессиями, вот по­чему данная конгрегация находит свое место в амери­канском обществе. Благотворительная деятельность квакеров распространялась на нуждающихся всех конфессий и политических ориентаций во всех аме­риканские колонии.

В период противостояния Севера и Юга активизировали деятельность национальные благотворительные обще­ства: Шотландское благотворительное общество, Еписко­пальное благотворительное общество Бостона, Ирландское благотворительное общество, Немецкое благотворитель­ное общество, французское благотворительное общество и т.д. (КВАКЕРЫ — члены религиозной христианской общины, основанной в XVII веке в Англии, отвергают институт священников, церкви, проповедуют пацифизм, занима­ются благотворительностью).

Если изменение парадигмы помощи в Европе было связано с реакцией на широкое развитие профессио­нального нищенства, урбанизацию и промышленное производство, то в США новую идеологию помощи не определили только данные явления, но и такие специ­фические явления как Большое пробуждение, амери­канская революция и принятие Декларации независимости.

Большое пробуждение было связано с религиоз­ным течением, которое было противопоставлено каль­винизму. Новая идеология была направлена на до­стижение спасения через веру, раскаяние и преоб­ражение. Движение поощряло дух религиозной независимости, филантропической деятельности для всех слоев населения с целью создания гуманных от­ношений в обществе.

Американская буржуазная революция принесла изменение систему помощи и поддержки. Оконча­тельно были разрушены елизаветинские территори­альные подходы к бедности. Поскольку южные шта­ты имели преимущество в создании новой конститу­ции, то они определили в 1780—1785 годах, что графство надзирает за своими бедными, управляет фондами помощи и собирает налоги на реализацию программ ликвидации нищенства. В отличие от европейских стран, таких как Германия, Англия, Франция, США не имели федерального законодательства в об­ласти национального благосостояния. Федеральная система стремилась минимизировать свое присут­ствие в вопросах помощи нуждающимся, однако она подключалась в тех случаях, когда местные власти не могли использовать свои ресурсы в решении вопро­сов благотворительности.

Разделение государства и Церкви привело к тому, что многие конфессиональные общины стремились создавать и поддерживать свою систему приютов, больниц, благотворительных учреждений. К этому же стремились и добровольные общественные ассо­циации.

Американская революция привела к осознанию, что образцовая английская система борьбы с нищенством неэффективна в условиях США. Колониальные нор­мы помощи и поддержки, где ответственность сооб­щества, проживающего на одной территории, за рас­пространение нищенства, административное управле­ние, мировоззрение, где бедность рассматривалась как социальная проблема, как потенциальный источник преступности, социальных волнений, приводят к не­обходимости проведения новой социальной политики, опирающейся на долговременные программы, а не от­дельные акции.

Развитие системы поддержки в XIX столетии было связано с оформлением национальных социальных концептов государственного благосостояния. Феде­ральная система помощи как механизм защиты нуж­дающихся начинает оформляться в различных направ­лениях. И первой правительственной мерой в США стала программа помощи инвалидам.

В 1818 году конгресс одобряет первую военную пенсионную программу содействия инвалидам, что­бы помочь обедневшим континентальным армейским ветеранам. Не осталось без внимания правительства США организация помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в результате стихий­ных бедствий, таких как пожары, наводнения, цик­лоны, с этой целью начинают организовываться фе­деральные фонды.

Среди общественных организаций, включившихся в дело помощи нуждающимся, была Нью-Йоркская Ас­социация улучшения условий жизни бедных (А.1.С.Р.), созданная в 1843 году.

В 1865 году открываются государственные аген­тства социального обеспечения, Бюро Фридмена. Эти агентства оказывали помощь не только освободив­шимся рабам, но и прибывающим иммигрантам. На федеральные налоги данные, агентства начинают разворачивать систему образования для цветного на­селения. Однако в 1872 году Бюро фридмена закры­ваются, так как государство еще не могло оказывать помощь нуждающимся на федеральном уровне в та­ких масштабах, а данная помощь оказывалась в рам­ках экстренных мер. К тому же политическая борь­ба партий, общее негативное отношение к цветному населению не могли не сказаться на решении зак­рытия государственных агентств социального обес­печения.

Понимая, что не каждая семья может воспитать приемного ребенка, начинают формироваться служ­бы, в которые входили врачи, психиатры, педагоги. В 1876 году в США появляется первый исправитель­ный дом, где для подростков, нарушивших закон. место заключения было отделено от взрослых, дело нарушителей разбирал суд присяжных по особому законодательству. В учреждении они получали про­фессию, а при освобождении подростки трудоуст­раивались и находились под контролем местных властей. Как показала практика, четверо из пяти освобожденных не возвращались в уголовные учреждения. В 1898 году восемь штатов подключились к такой программе работы: Массачусетс, Пенсильвания, Огайо, Мичиган, Миннесота, Дакота, Индиана, Иллинойс.

Наши рекомендации