Своеобразие системы попечения во Франции
Во Франции система помощи и поддержки хотя и развивалась в городах, однако имела свою особенность. В стране были сильны тенденции монастырской благотворительности, так как католическая церковь "имела большое влияние на жизнедеятельность общества. Не менее сильное влияние получает и королевская власть с хорошо развитым административным аппаратом. Светская власть стремилась придать организованный характер монастырской благотворительности, которая насчитывала в Средние века до 2000 благотворительных учреждений, госпиталей. Однако в данное время это достигнуто не было. Вот почему в Средние века во Франции королевская власть является инициатором реформ в области общественной благотворительности.
Короли во Франции занимали по отношению к организации общественной благотворительности двойственное положение. С одной стороны, они самостоятельно занимались благотворительностью, с другой — вводили жесткие меры против бесконтрольной раздачи милостыни.
Известна в этом отношении благотворительность Людовика IX, Филиппа IV Красивого. Филипп Красивый был не только благотворителем, но и исцелителем. Он, как и многие французские короли, по свидетельству современников, мог руками исцелять такую болезнь, как золотуха. Правда это была или вымысел, разобраться за давностью лет достаточно трудно. Однако исторически достоверно, что для «исцеленных» существовала служба раздачи милостыни,причетники (священнослужитель, состоящий на службе)которой выдавали деньги данным клиентам из кассы Двора.
Однако злоупотребление милостыней не осталось без внимания королевской власти. В 1350 году король Иоанн II издает указ против нищенства. Согласно этому указу вводились жесткие санкции по отношению к нищим: «здоровые между ними люди, мужчины и женщины, должны заключаться в тюрьму на 4 дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, в третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны».
В период Реформации в 1536 году Франциск 1 издал свод законов, «ордонанс» (фр. — приказывать, в XII — XIX веках в Западной Европе — королевские указы). Эта была одна из попыток вернуть Церковь к изначальной своей миссии — благотворительности. Согласно этому закону, оседлые немощные бедные, больные должны были содержаться приходом. Священники и церковные старосты должны были иметь списки нуждающихся, по которым осуществлялись денежные выплаты. Непосредственно сбор средств на это должен был осуществляться через «церковную кружку» в приходах и целенаправленные сборы с прихожан.
В 1551 году Генрих II расширяет эту систему, пасторы не только могли взимать налоги как и прежде, но облагали трудоспособных жителей на еженедельный взнос в пользу нуждающихся.
В 1579 году Генрих III отбирает все госпитали, которые принадлежат клиру, и отдает их в распоряжение городских жителей: граждан, ремесленников, купцов, исключение составляли чиновники, военные и дворяне. На сейме 1560—1561 годах дворянство закрепляет за городским и сельским населением содержание лиц, неспособных к труду, выдвигает предложения по локализации профессионального нищенства, в качестве репрессивных мер предлагает строительство дорог, работу на каменоломнях и т.д. Помимо мер общей организаций общественной благотворительности королевская власть осуществляла мероприятия в области попечения детей и сирот. Первые королевские законодательные акты, где оговариваются санкции против родителей, которые отказываются от детей, появляются в 789 году, там же рассматривались меры по организации ухода за младенцами. Однако целенаправленная деятельность против инфантицида осуществляется позднее. В 1445 году Шарлем II приют для нищих в Париже преобразован в приют для детей-сирот. Характерны в этом отношении указы Генриха II в1556году, король предписывал карать смертью тех, кто прервал беременность или убил новорожденного. Однако ни законодательная деятельность, ни организация приютов не могли в целом решить проблемы. Как пишут исследователи: «Малое количество приютов не давало возможности выделять нужное количество мест для детей-подкидышей и обеспечить им полноценное существование в обществе. Большинство брошенных детей умирали от голода и холода, остальные становились добычей нищих, которые избивали их, покрывали кровоточащими ранами, чтобы вызывать общественное сострадание, или фокусников, которые тренировали найденышей и использовали их в выступлениях к удовольствию толпы».