Законодательная система попечения в средневековой Англии.
Первый закон о бедных в Англии появился в результате национальной катастрофы [de Schweinitz, 1947]. В 1348 году эпидемия чумы ("Черной смерти"), завезенная из Леванта на торговых судах, на которых было множество инфицированных крыс, убила за два года две трети английского населения. Это привело к острой нехватке рабочей силы в сельском хозяйстве и резко подняло зарплаты крестьян [Rodgers B., 1966]. По настоянию дворянства, король Эдуард III издал в 1349 г. статут о рабочих. Он распорядился, чтобы
трудоспособные подданные без средств существования должны были поступать на работу к любому мастеру готовому их нанять, и запретил им покидать приход. Гражданам не разрешалось подавать милостыню
трудоспособным нищим. Статут для рабочих стал первым из последовавших за ним множества законов, заложивших основы для развития светского государства, в котором светская власть заменила церковную в делах гражданского общества. Он был разработан с целью предотвратить бродяжничество и попрошайничество и заставить сельских работников остаться на земле.
Первые конструктивные меры, принятые правительством для помощи бедным был закон Генриха VIII от 1531 года. Он устанавливал положение согласно которому мэры и мировые судьи должны были изучать обращения нетрудоспособных, престарелых и нищих,
которые получали поддержку от прихода. Для того, чтобы получать помощь они должны были зарегистрироваться и получить лицензию просить подаяние в данном районе. Этот закон стал началом признания общественной ответственности за благосостояние бедных, но закон по-прежнему имел карательный характер и угрожал жестокими наказаниями другим нищим и бродягам, занимавшихся попрошайничеством без разрешения.
С конфискацией Генрихом VIII имущества церкви стало необходимым организовать попечение нуждающихся иными способами. Статут, принятый в 1536 году создал первый план государственной помощи бедным под эгидой правительства Англии. Он постановил, что нищие могли быть зарегистрированы в своих приходах только после того, как они прожили не менее трех лет в данном графстве. Приход должен был поддерживать «бессильных бедных» за счет сбора добровольных пожертвований от прихожан церкви. Трудоспособные нищие были обязаны работать, а их неработающие дети в возрасте от пяти до четырнадцати лет, должны были быть отняты у родителей и отданы в ученичество. В 1562 году был издан Статут Ремесленников, который регулировал
заработную плату и продолжительность рабочего дня подмастерьев, а систему ученичества в целом в целях повышения мастерства
ремесленников. Он устанавливал наказание принудительными работами для бродяг и
попрошаек, а безработных нищих в возрасте от двенадцати и шестьдесят лет заставлял
наниматься в качестве слуг. Тем не менее, добровольных пожертвований оказалось
недостаточно для поддержки бедных слоев населения. Их ряды были разрослись после конфискации имущества церкви за счет на монахов и монахинь, а также тысяч семей, живших в монастырских приютах или
работавших при нем. В связи с сокращением рабочих мест и роста цен на продовольствие, бродяжничество и попрошайничество резко увеличилось. В 1563 году парламент был
вынужден принять принудительные меры для финансирования приходской помощи бедным. Каждый домовладелец по закону был обязан делать еженедельный, рассчитанный на основе
его доходов и имущества.
В 1572 году королева Елизавета
подписала закон, принятый парламентом, согласно которому вводился общий налог на финансирование помощи бедным и учреждалась должность попечителя, который должен были управлять помощью бедным слоям населения согласно новому закону. Статут 1572 года окончательно символизировал признание ответственности правительства за оказание помощи людям, которые не могли поддерживать себя самостоятельной. В 1576 году создаются "исправительные дома", в которых
трудоспособные бедные, особенно молодые люди, должны были принудительно работать. Для этих целей для домов выделялись материалы (шерсть, конопля, лен, железо) для
производственной деятельности.
Статут 1597 года утвердил состав попечительских советов, в задачу которых входила организация благотворительной
помощи. В него должны были входить церковные старосты и четыре достойных домовладельца, которых назначал мировой судья. Для нетрудосопособных бедных создавались богадельни, где могли получить кров и еду старики, слепые, калеки и т.д. , т.е. те люди, чьи увечья и физические возможности не позволяли работать. Этот же статут устанавливал взаимную ответственность родителей и детей за содержание друг друга в детстве и старости.
Рубежной вехой для развития институтов социального попечения в Англии, по мнению многих исследователей стал Закон о бедных 1601 года. Этот закон в англоязычной литературе также часто фигурирует под названием "43-й закон Елизаветы". Он кодифицировал все предыдущее законодательства в области помощи нуждающимся. Он стал, по сути, первым социальным кодексом в мире. Его единственным нововведением стало законодательное закрепление ответственности семьи за поддержку прародителей (бабушек и дедушек), а также родителей, проживающих отдельно, если они в этом нуждались
Закон 1601 года представлял собой окончательную форму законодательного регулирования положения нуждающихся и формы помощи им. Как отмечает De Schweinitz [1947], спустя три поколения (...после начала реформ благотворительной помощи) в Англии, где общественное мнение было озабочено необходимостью принятия мер помощи бедным слоям населения в период политических, религиозных и экономических потрясений и реформ, наконец-то сложилась система государственных действий по защите
нуждающихся. Закон подтвердил ответственность прихода - местной общины - за поддержку обездоленных, которых не могли содержать их родственники. Ответственность церковного прихода по отношению к обездоленным ограничивалась только кругом лиц, которые родились на его территории или проживали в округе не менее трех лет. Положение о цензе постоянного проживания или длительного жительства на территории общины как правового условия для предоставления попечения стал одним из наиболее важных критериев для получения государственной помощи и остался, по сути, до настоящего времени жизненно важным вопросом в организации социальной помощи.
Закон о бедных 1601 года не позволял человеку зарегистрироваться в качестве нуждающегося в благотворительной помощи, если его могли поддержать родственники, муж или жена, родители или собственные дети. Принцип родственной ответственности или семейных обязательств означал, что основную ответственность за поддержку нуждающихся должны нести родственники, а также то, что государственные органы благотворительной помощи имеют право предоставлять поддержку, только в том случае, если собственная семья нуждающихся не имеет возможности их поддерживать. Такая постановка вопроса об ответственности семьи до сих пор сохраняется в качестве серьезной проблемы в организации социальной помощи.
Попечительские комиссии регулировали выполнение закона о бедных на территории прихода. Они назначались, как мы уже упоминали выше, мировыми судьями или магистратом. Их функция была принять обращение об оказании помощи от бедного человек, изучить его условия жизни и решить, имеет ли он право на получение помощи. Попечители решали вопрос о том, должны ли заявитель и его семья быть помещены в работный дом или богадельню, могут быть "отданы в люди" или же должны получать помощь на дому. Как правило, под богадельни и работные дома отдавали старые неиспользуемые здания. В работных домах заключенных заставляли выполнять тяжелую работу под руководством суперинтенданта, назначенного комиссией попечителей благотворительности. Кроме того, попечители должны были собирать и учитывать пожертвования для бедных налога, определяя их размер исходя оценки стоимости земли и дома прихожанина, а также традиционную десятину со всего населения прихода. Налог на помощь бедным был основным источником финансирования поддержки обездоленных [Лифинцев, 2004].
Кроме этого налога, фонды помощи могли пополняться за счет частных пожертвований и завещанного имущества, а также за счет поступления штрафов за нарушение определенных статутов.
Закон 1601 года на 300 лет определил структуру общественной помощи нуждающимся, осуществляемую в рамках ответственности правительства Великобритании. Он установил принцип, согласно которому местная община-приход должны организовывать и финансировать благотворительную помощь для своих жителей и обеспечивать средствами к существованию и поддержкой
нетрудоспособных граждан и детей, а также заботиться о работе для трудоспособных. Закон сохранял все особенности, свойственные ранней стадии развития системы социальной поддержки и содержал множество репрессивных мер по отношению к нищими, демонстрировал общее презрение к обездоленным людям, но в тоже время, он возлагал на общественные институты и обязательства по помощи людям, которые не могут себя обеспечивать. Основные положения закона о бедных были позднее включены в законы американских колоний и остаются даже сейчас важным элементом в концепции
государственной социальной политики и объектом общественных дискуссий в области социального законодательства.