Установите основные принципы осуществления розничной торговли лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
1. Основными принципами осуществления розничной реализации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения являются:
1) обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных средств;
2) обеспечение качества фармацевтических услуг, оказываемых каждому больному, соблюдение деонтологии;
3) приобретение зарегистрированных и разрешенных к медицинскому применению в Республике Казахстан и имеющих сертификат соответствия Pecпублики Казахстан лекарственных средств у субъектов, имеющих государственную лицензию на вид фармацевтической деятельности;
4) соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими прием, хранение, реализацию, уничтожение лекарственных средств;
5) предоставление потребителю необходимой информации о правильном применении, хранении лекарственных средств и содействие их рациональному использованию;
6) соблюдение санитарных, противопожарных правил и норм;
7) оказание первой медицинской помощи;
8) осуществление взаимодействия с врачами амбулаторно-поликлинических учреждений и соблюдение конфиденциальности в вопросах фармакотерапии;
9) предоставление информации об имевших место побочных действиях лекарственных средств;
10) внедрение отраслевых стандартов Надлежащей Аптечной Практики.
.
18.Расскажите о требованиях к устройству и оборудованию аптек, о нормах площадей, дайте характеристику помещениям аптек.
Согласно ППРК №91 от 17.01.2012 г. «Устройство, оборудование и эксплуатация аптечных организаций и санитарные правила и нормы» к помещениям и оборудованию аптечных объектов предъявляются следующие требования:
1. На аптечных объектах должны быть обеспечены условия для надлежащего хранения и сохранности лекарственных препаратов;
2. Все помещения аптечного объекта должны быть объединены в единый блок, изолированный от других объектов;
3. Площади аптечного объекта должны быть достаточны для осуществления фармацевтической деятельности с учетом ее вида и объема;
4. На площадях аптечных объектов не допускается размещение подразделений, функционально не связанных с осуществлением деятельности;
5. Аптечные объекты в зависимости от типа должны иметь в своем составе, как минимум, следующие помещения:
а) для аптеки: торговый зал, помещение для приемки и распаковки, материальную комнату, помещение для персонала, помещение для администрации, санузел.
Аптека, осуществляющая также изготовление лекарственных средств должна иметь помимо перечисленных: помещение для изготовления лекарственных средств (ассистентскую), моечную, дистилляционную. Для аптек, занимающихся изготовлением стерильных лекарственных форм, необходимо также иметь стерилизационную, которая может быть совмещена с дистилляционной, и асептический бокс/блок;
б) для аптечного пункта: торговый зал, помещение или зону для приемки и распаковки, для материальной комнаты и для персонала. Аптечным работникам должен быть обеспечен доступ к использованию санузла, который может располагаться в здании, где размещен аптечный пункт;
в) для аптечного киоска: единое помещение на одно рабочее место без торгового зала. Аптечным работникам должен быть обеспечен доступ к использованию санузла, который может располагаться в здании, где размещен аптечный киоск;
г) для больничной и межбольничной аптеки: помещение (зона) для приемки и распаковки, материальную комнату, помещение (зона) для отпуска, помещение для персонала, помещение для администрации, санузел. Для аптек больничных и межбольничных аптек, занимающихся изготовлением стерильных лекарственных форм, необходимо также иметь стерилизационную, которая может быть совмещена с дистилляционной, и асептический бокс/блок.
6. Внутренние поверхности стен, потолков, полы помещений аптечных объектов должны позволять проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Отделка административно-бытовых помещений аптечных объектов допускает использование обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т.п.
7. Аптечные объекты должны быть оснащены оборудованием, соответствующим объему и характеру осуществляемой фармацевтической деятельности.
Помещения для хранения лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить их надлежащее хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств в течение установленного срока годности.
Отделы аптек и их функции:
- отдел запасов (функции: определение текущей потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, своевременное представление заказов на них, приемки товаров по количеству и качеству, обеспечение правильного хранения, организация предметно-количественного учета, проведения лабораторных и фасовочных работ, отпуск товара другим отделам, отделенных ним структурным подразделениям, лечебно-профилактическим учреждениям;
- РПО (функции: прием рецептов на экстемпоральные лекарства, изготовление и оформление лекарств, контроль их качества, отпуск лекарств)
- отдел готовых лекарственных форм (функции: прием рецептов на готовые лекарственные средства аптечного и промышленного изготовления и их отпуск)
- отдела безрецептурного продажи (функции: реализация лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, а также изделий медицинского назначения).
19.
Установите виды отпуска фармацевтических товаров, порядок отпуска ЛС по рецептам и без рецепта врача, определите нормативно-правовые акты РК, регламентирующие правила отпуска фармацевтических товаров из аптечных учреждений.
Согласно требований ППРК №2135 от 15.10.11 г «Об утверждении правило обеспечения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения населению и лечебно-профилактических учреждений» розничная реализация лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств, получившими лицензию на розничную реализацию лекарственных средств, в аптеках, магазинах оптики, магазинах медицинской техники и изделий медицинского назначения.
В аптечной организации возможны два вида отпуска товаров – рецептурный и безрецептурный.
Для приема рецептов на готовые и экстепмпоральные лекарственные формы, изготовления лекарств, контроля их качества, отпуска рецептурных и безрецептурных товаров в аптечных учреждения могут быть следующие отделы:
1. отдел готовых лекарственных средств;
2. рецептурно-производственный отдел;
3.отдел безрецептурного отпуска или парафармацевтики.
Все лекарственные средства, за исключением лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном ППРК, согласно требований ППРК №1693 от 30.12.2011 г. «Бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств отдельным категориям населения по видам заболеваний.Прием рецептов и правило выписывания рецептов» должны отпускаться аптечными организациями только по рецептам установленных форм - форма № 107/у, формы № 132/у и № 132/е для льготного и бесплатного отпуска, специальный рецептурный бланк согласно требований ППРК №396 от 30. 03. 2012 г. «Правила хранения, выписывания, отпуска, использования лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры».
20.. Перечислите обязательные условия и порядок маркировки лекарственных средств, технический регламент РК «Требования к упаковке, маркировке, этикетированию и правильному их нанесению», определите требования, предъявляемые к содержанию и оформлению инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов (аннотации-вкладыша), по оформлению потребительской упаковки.
Обязательные условия и порядок маркировки лекарственных средств, основные требования предъявляемые к маркировки лекарственных средств регламентирует ППРК № 1692 от 30 декабря 2011 года.
Правила маркировки лекарственных средств:
1. Правила маркировки лекарственных средств разработаны в соответствии со статьей 75 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" и определяют порядок маркировки лекарственных средств в Республике Казахстан.
2. Маркировка лекарственных средств, подлежащих регистрации в Республике Казахстан, утверждается при государственной регистрации лекарственного средства государственным органом в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее - государственный орган).
3. Упаковка состоит из первичной (внутренней) и вторичной (наружной) упаковки:
а).первичная (внутренняя) упаковка - это упаковка, непосредственно соприкасающаяся с лекарственной формой;
б).вторичная (наружная) упаковка - это упаковка, в которую помещается лекарственный препарат в первичной упаковке.
4. маркировка - текст, товарные знаки, условное обозначение и рисунки, несущие информацию для потребителя и нанесенные на этикетки, контрэтикетки, кольеретки, ярлыки, наклейки (стикеры), упаковку лекарственного средства;
5. торговое наименование лекарственного средства - название, под которым регистрируется лекарственное средство;
6. товарный знак - зарегистрированное в Республике Казахстан обозначение, служащее для отличия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники одних производителей от однородной продукции других производителей;
7. номер серии - цифровое, буквенное или буквенно-цифровое обозначение, позволяющее специфически идентифицировать серию лекарственного средства и определить полную последовательность производственных и контрольных операций;
8. стикер (наклейка) - дополнительная этикетка на упаковке, содержащая информацию о лекарственном средстве на государственном и русском языках;
9. Маркировка упаковки наносится четкими, разборчивыми, легко заметными и несмываемыми буквами и должна сохраняться в течение всего срока годности лекарственного средства;
10. Маркировка вторичной упаковки, а при ее отсутствии - первичной упаковки должна включать следующую информацию:
1).торговое наименование лекарственного средства;
2).международное непатентованное название, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения;
3).название организации-производителя лекарственного средства;
4).наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-производителя, являющейся держателем лицензии, если лекарственное средство произведено по лицензии;
5.) лекарственная форма с указанием массы, объема и количества доз в упаковке;
6).активные вещества и их количественный состав на единицу дозирования или, в зависимости от лекарственной формы, на единицу объема или массы.
В однокомпонентных лекарственных средствах, при условии аутентичности названия лекарственного средства и активного вещества, состав активных веществ не указывается;
7).перечень вспомогательных веществ:
для лекарственных средств, предназначенных для парентерального введения, ингаляций, местного применения, глазных лекарственных форм, указывается перечень всех вспомогательных веществ;
для инфузионных растворов указывается перечень всех вспомогательных веществ и их количества, а содержащих более одного активного вещества, указывается значение величины осмоляльности;
8).способ применения и в зависимости от лекарственной формы, путь введения (не указывается способ применения для таблеток и капсул, предназначенных для приема внутрь (оральных лекарственных форм));
9).меры предосторожности;
10 . предупредительные надписи;
11).условия хранения, особенности хранения;
12).условия отпуска (по рецепту или без рецепта врача);
13) номер серии лекарственного средства;
14).дата изготовления (в случае если не введена в номер серии);
15).срок годности (указывается «годен до ____________» (число, месяц, год);
16).штрих-код и товарный знак (при наличии);
17).дополнительная информация не рекламного характера, соответствующей инструкции по медицинскому применению лекарственного средства, утвержденной государственным органом, при государственной регистрации лекарственных средств
Определите номенклатуру лекарственных средств, значение терминов: международное-непатентованное название (INN), патентованное торговое название, лекарство-генерик, определите правила выписывания рецептов под международными непатентованными и под торговыми названиями, предназначение официальных и магистральных лекарственных средств, сокращенные, развернутые, полусокращенные формы прописей рецептов.
Лекарственный препарат — фармакологическое средство, разрешенное уполномоченным на то органом соответствующей страны в установленном порядке для применения с целью лечения, предупреждения или диагностики заболевания у человека или животного. Для обозначения препаратов, еще не разрешенных к применению в качестве лекарственных препаратов, применяют термин “фармакологическое средство” — вещество с установленной фармакологической активностью, являющееся объектом клинических испытаний. В настоящее время для обозначения ЛС применяют два вида названий:
1).международные непатентованные названия, которые утверждаются официальными органами здравоохранения и используются в национальных и международных фармакопеях — сборниках стандартов и положений, нормирующих качество ЛС;
2).торговые, или фирменные названия, которые являются коммерческой собственностью фармацевтической фирмы. Один и тот же препарат, производимый различными фирмами, может иметь множество названий.
Некоторые ЛС имеют более 100 торговых названий. Обычно на упаковке лекарственного препарата приводится как фирменное, так и международное, непатентованное название. Генерированное лекарство (иногда используют также названия лекарство-копия и лекарство-аналог) – это лекарство, содержащее то же самое действующее вещество, что и лекарство-оригинал, которое предназначено для лечения тех же самых состояний болезни и так же действенно, безопасно и эффективно, как лекарство-оригинал. Лекарство-генерик поступает на рынок после окончания патентной защиты оригинального лекарства, если лекарство с тем же самым действующим веществом могут выпускать и другие производители лекарств. Производитель лекарства-генерика должен доказать, что лекарство содержит то же самое действующее вещество и точно в том же количестве, что и лекарство-оригинал и оно оказывает на организм то же самое действие, что и лекарство- оригинал.
Состав препарата, изготавливаемого в аптечном учреждении, регламентируется прописью, которая выписывается врачом в рецепте или требовании. Прописи могут быть стандартными и нестандартными.
Стандартные прописи создаются после проверки эффективности лечебного действии лекарственных препаратов. Их подразделяют на официальные и мануальные.
Существуют сокращенные и развернутые прописи. При сокращенном выписывании лекарственных средств в рецепте сначала указывают лекарственную форму, затем – название лекарственного средства, концентрацию, количество.
В развернутой форме перечисляют все входящие в лекарственный препарат ингредиенты и указывают их количества.
23. Определите санитарные нормы и правила к размещению, к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям зданий, сооружений и отдельных помещений аптечных учреждений.
Согласно требований ППРК №91 от 17.01.2012 г. «Устройство, оборудование и эксплуатация аптечных организаций и санитарные правила и нормы»:
1. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений аптечных организаций должны обеспечивать санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы, условия труда и отдыха обслуживающего персонала.
2. Состав и площади основных и вспомогательных помещений должны определяться заданием на проектирование и в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (далее - СНиП).
3. Структура, планировка помещений должны обеспечивать:
1) поточность процесса с кратчайшими расстояниями между технологически связанными помещениями;
2) исключение пересечения людских и технологических потоков;
3) максимальную группировку помещений с одинаковой степенью чистоты;
4) рациональное размещение оборудования и материалов для предотвращения смешения различных видов и серий: исходного сырья, полуфабрикатов и готовых лекарственных средств;
5) соблюдение норм и правил техники безопасности и пожарной безопасности.
4. Состав и площади основных и вспомогательных помещений должны определяться в соответствии с приложением 11 настоящих правил.
5. Запрещается изменение планировки помещений аптечных организаций, предусмотренных проектом, без согласования с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также использование помещений не по прямому функциональному назначению.
6. Помещения должны располагаться в условиях, не допускающих перекрестную контаминацию, исключения опасности пропуска или неправильного применения какой-либо стадии производства и контроля, перепутывания различных лекарственных средств или их составных частей.
7. В соответствии с ходом производственного процесса, кабинет для приема требований медицинской организации необходимо располагать рядом с экспедиционной.
8. Количество секций для хранения скомплектованных заказов в рецептурно-экспедиционном кабинете должно соответствовать числу функциональных подразделений медицинской организации.
9. Ассистентская для внутриаптечной заготовки (со шлюзом) должна иметь непосредственную взаимосвязь с фасовочной и быть максимально приближенной к аналитической.
10. Между помещениями асептического комплекса, в соответствии со стадиями технологического процесса, должна быть обеспечена последовательная непосредственная взаимосвязь: моечная - стерилизационная посуды - ассистентская (для изготовления инъекционных лекарственных форм, глазных капель и лекарственных форм для новорожденных) - фасовочная со шлюзом - закаточная - стерилизационная лекарственных форм. Они могут быть связаны друг с другом передаточными окнами или через дверь. Связь с ассистентской комнатой при изготовлении инъекционных лекарственных форм, глазных капель и лекарственных форм для новорожденных должна осуществляться через передаточное окно.
24. Установите санитарные требования к помещениям и оборудованию аптечных учреждений.
Согласно ППРК №91 от 17.01.2012 г. «Устройство, оборудование и эксплуатация аптечных организаций и санитарные правила и нормы» к помещениям и оборудованию аптечных объектов предъявляются следующие требования:
1. На аптечных объектах должны быть обеспечены условия для надлежащего хранения и сохранности лекарственных препаратов;
2. Все помещения аптечного объекта должны быть объединены в единый блок, изолированный от других объектов;
3. Площади аптечного объекта должны быть достаточны для осуществления фармацевтической деятельности с учетом ее вида и объема;
4. На площадях аптечных объектов не допускается размещение подразделений, функционально не связанных с осуществлением деятельности;
5. Аптечные объекты в зависимости от типа должны иметь в своем составе, как минимум, следующие помещения:
а) для аптеки: торговый зал, помещение для приемки и распаковки, материальную комнату, помещение для персонала, помещение для администрации, санузел.
Аптека, осуществляющая также изготовление лекарственных средств должна иметь помимо перечисленных: помещение для изготовления лекарственных средств (ассистентскую), моечную, дистилляционную. Для аптек, занимающихся изготовлением стерильных лекарственных форм, необходимо также иметь стерилизационную, которая может быть совмещена с дистилляционной, и асептический бокс/блок;
б) для аптечного пункта: торговый зал, помещение или зону для приемки и распаковки, для материальной комнаты и для персонала. Аптечным работникам должен быть обеспечен доступ к использованию санузла, который может располагаться в здании, где размещен аптечный пункт;
в) для аптечного киоска: единое помещение на одно рабочее место без торгового зала. Аптечным работникам должен быть обеспечен доступ к использованию санузла, который может располагаться в здании, где размещен аптечный киоск;
г) для больничной и межбольничной аптеки: помещение (зона) для приемки и распаковки, материальную комнату, помещение (зона) для отпуска, помещение для персонала, помещение для администрации, санузел. Для аптек больничных и межбольничных аптек, занимающихся изготовлением стерильных лекарственных форм, необходимо также иметь стерилизационную, которая может быть совмещена с дистилляционной, и асептический бокс/блок.
6. Внутренние поверхности стен, потолков, полы помещений аптечных объектов должны позволять проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Отделка административно-бытовых помещений аптечных объектов допускает использование обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т.п.
7. Аптечные объекты должны быть оснащены оборудованием, соответствующим объему и характеру осуществляемой фармацевтической деятельности.
Помещения для хранения лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить их надлежащее хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств в течение установленного срока годности.
Требования к помещениям и оборудованию:
1. Помещения аптечных организаций должны использоваться строго по назначению.
2. В качестве отделочных материалов для стен и потолков помещений аптечных организаций используются водостойкие краски, эмали или гладкие кафельные глазурованные плитки светлых тонов, разрешенные органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора для применения в медицинских организациях, устойчивые к воздействию дезинфицирующих средств, ультрафиолетового облучения.
3. В производственных помещениях (ассистентская, моечная, стерилизационная, дистилляционная, фасовочная) - для стен используются гладкие кафельные глазурованные плитки светлых тонов, выложенные на высоту и ширину всей стены, для потолков используются водостойкие краски.
4. Полы покрываются керамическими неглазурованными (терракотовыми) плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов. Полы в кладовых легковоспламеняющихся, взрывоопасных, горючих, летучих жидкостей должны быть из материала с антистатическими и антиискровыми свойствами.
5. Расстановка оборудования и аптечной мебели должна быть удобной для уборки помещения и не загораживать источник освещения. Поверхность аптечного оборудования, как снаружи, так и внутри, должна быть гладкой, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию лекарственных средств и химических реактивов. Запрещается размещать в производственных помещениях оборудование, не имеющее отношение к выполняемым работам.
6. Окна, расположенные на солнечной стороне, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами (жалюзи, маркизы), которые располагаются с внешней стороны окон или между рамами.
7. Оконные фрамуги или форточки, используемые для проветривания помещений, в теплое время года защищаются от летающих насекомых съемными металлическими или пластмассовыми сетками с размерами ячейки не более 2х2 миллиметров.
8. В производственных помещениях не допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать плакаты, за исключением коридоров, комнат отдыха для персонала аптечных организаций и кабинетов.
9. Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны изготавливаться из материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.
10. Декоративное оформление непроизводственных помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения за ними необходимого ухода (очистка от пыли, мытье) по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю.
11. Рабочие места персонала в зале обслуживания посетителей должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от воздушно-капельной инфекции.
12. Для мытья рук персонала в шлюзах асептического блока, ассистентской, моечной, туалете должны быть установлены раковины, которые целесообразно оборудовать педальными кранами с локтевыми или ножными приводами. Рядом с умывальником устанавливаются емкости с дезинфицирующим раствором, воздушные электросушилки. Пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарственных средств, запрещается.
13. В моечной комнате должны быть выделены и промаркированы моечные ванны или раковины для мытья аптечной посуды, предназначенной для изготовления: инъекционных растворов и глазных капель, внутренних лекарственных форм, наружных лекарственных форм. В этих же ваннах или раковинах моется посуда (баллоны, мерные цилиндры, воронки, ступки и другая аптечная посуда), используемая при изготовлении данных лекарственных форм. Для мытья рук должны быть оборудованы отдельные раковины.
14. Перед входом в асептический блок и ассистентские комнаты, а также в тамбуре туалета на полу должны быть коврики из пористой резины, смоченные дезинфицирующим раствором (приложение 3).
15. Перед входом в аптечную организацию должны быть оборудованы приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в день.
16. Отходы производства и мусор должны помещаться в специальные контейнеры, имеющие соответствующую маркировку. Контейнеры необходимо выносить в специально отведенные места вне зданий и регулярно вывозить их содержимое.
25. Разъясните санитарные требования к отоплению, вентиляции, микроклимату, воздушной среде и освещению аптечных учреждений.
Согласно ППРК №91 от 17.01.2012 г. «Устройство, оборудование и эксплуатация аптечных
организаций и санитарные правила и нормы» к отоплению, вентиляции, микроклимату
воздушной среде и освещению помещении предъявляются следующие требования:
1.Системы отопления, вентиляции, освещения и кондиционирования воздуха должны
обеспечивать условия микроклимата и воздушной среды помещений, не оказывающие
отрицательного влияния на качество лекарственных форм, химических реактивов, здоровья
персонала, а также функционирования оборудования;
2. При проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации систем отопления,
вентиляции и кондиционирования воздуха и электроснабжения следует руководствоваться
положениями действующих специальных нормативных документов и настоящих санитарных
правил;
3. Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в
течение всего отопительного периода, исключать загрязнение вредными веществами и
запахами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать шума, превышаемого
допустимые уровни, иметь регулирующие устройства, быть удобными для текущего
обслуживания, ремонта и уборки;
4. В помещениях для хранения стерильных материалов, изготовления лекарственных форм в
асептических условиях предусматривается скрытая прокладка трубопроводов и арматуры;
5. В зданиях аптечной организации следует предусматривать приточно-вытяжную
вентиляцию с механическим побуждением или естественную вентиляцию посредством
форточек, фрамуг, створок, других приспособлений в оконных проемах, наружных стенах или
вентиляционные каналы без механического побуждения движения воздуха;
6. Забор наружного воздуха для систем вентиляции должен производиться из чистой зоны на
высоте не менее двух метров от поверхности земли;
7 . Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры и другие устройства должны содержаться в чистоте, не должны иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушений герметичности;
8. Вентиляторы и электродвигатели должны устанавливаться с учетом шумо-виброзащитных требований и расчетов, иметь плавный ход, не вызывать вибрацию конструкции;
9. В производственных помещениях аптечной организации следует предусматривать кондиционирование воздуха;
10. Все производственные, служебно-бытовые помещения и помещения для хранения должны быть обеспечены освещением с интенсивностью света, необходимой для создания нормальных условий труда (в соответствии с действующими нормативами), где осуществляются сопутствующие производственному процессу виды визуального контроля;
11. Помещения аптечных организаций должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Только искусственное освещение допускается в санитарных узлах, душевых, комнатах личной гигиены женщин, складских помещениях. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, кроме того, для отдельных рабочих мест устанавливается местное освещение (настольная лампа). Искусственное освещение осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания;
12. В “чистых” помещениях осветительные приборы должны иметь конструкцию, не допускающую накопление пыли и облегчающую уборку, защитную арматуру для предотвращения разброса осколков в случае поломки.
26. . Определите правила организации торговой деятельности аптечного предприятия, требования к внешнему оформлению, оформлению торгового зала в аптечных учреждениях.
Правила организации торговой деятельности аптечного предприятия, требования к внешнему оформлению, оформлению торгового зала в аптечных учреждениях регламентирован Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 ноября 2009 года № 711. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 ноября 2009 года № 592 «Об утверждении Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».
Объекты оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники должны иметь вывеску с указанием наименования субъекта фармацевтической деятельности, его организационно-правовой формы и режима работы на государственном и русском языках.
В удобном для ознакомления населения месте размещаются:
1) копия лицензии на фармацевтическую деятельность и соответствующего приложения к ней;
2) информация о телефонах и адресах территориальных подразделений государственного органа в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
3) книга отзывов и предложений;
4) информация о номерах телефонов справочной фармацевтической службы;
5) в объектах розничной реализации:
информация следующего характера: "Лекарственные средства детям не отпускаются", "Запрещается безрецептурная реализация лекарственных средств, предназначенных для отпуска по рецепту врача";
информация о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовляемых в аптеке (для аптек с правом изготовления);
отпускающих лекарственные средства бесплатно или на льготных условиях, информация о перечне лекарственных средств и специализированных лечебных продуктов для бесплатного и (или) льготного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями на амбулаторном уровне;
в зоне обслуживания населения торгового зала оформляются витрины, информационные стенды, рекламная информация (листки, буклеты профилактического характера).