С какими полушариями мозга связаны психические явления?

В физиологической деятельности мозга есть свои закономерности, в психической деятельности – свои. Каждое полушарие является ведущим в реализации определенных психических функций (обобщение исследований).

Правое – ОБРАЗ Левое – ЗНАК
ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ
Отвечает за бессознательное (подсознательные процессы) орган подражания и бессознательной социализации, всех подсознательных барьеров Не контролируется сознанием Орган сознания Контролируется сознанием
Производит непрерывные преобразования информации (топологические, пространственные и пр.), оценку структурированности, сложности объекта.  
Оперирует информацией, связанной с образами. Оперирует информацией, связанной со знаками(слова, числа и др. символы); логическими построениями. Работа со знаковой (вербальной) информацией хорошо удается.
Является хранителем непрерывной картины мира Здесь представлена дискретная модель мира, разбитая на отдельные элементы, расклассифицированные и «разложенные по полочкам».
Способность к целостному, одновременномувосприятиюсложных объектов. Способность к последовательному, ступенчатому познанию (модель мира разбита на элементы – собирается из отдельных деталей)
Непосредственно-чувственное восприятие(зрительное – живопись; слуховое - музыка; кинестетическое – мимика, жесты) Меньшая чувствительность к музыке, мелодии; анализ ритма мелодии (а не ее восприятие)
Восприятие пространства. Хорошая ориентация в пространстве и координация движений Образно-пространственные задачи решает лучше Ответственно за зрительно- пространственный анализ вербального материала  
Способностьк конструированию  
Обонятельно-вкусовое восприятие – дегустационные способности  
Художественные способности Математические способности
Способность к восприятию художественных текстов, поэзии Способность к работе с техническими и научными текстами
Синтетический склад ума Аналитический склад ума
Образное мышление Абстрактное мышление (словесно-логическое мышление). Анализ. Классификация предметов и явлений Рефлексия
Ответственно за интуитивное мышление, Ответственно за дискурсивное понятийное мышление,
Дивергентное мышление– выдвижение оригинальных концепций; успех в решении задач, имеющих несколько решений, в т.ч. нетрадиционных- (например, новые способы использования зубной щетки) Конвергентное мышление– поток мыслей идет в одном русле: успех в решении задач, имеющих однозначное решение (например, установление последовательности картинок)
обрабатывает поступающую информацию одномоментно и целостно. Решает пространственные задачи, осуществляемые на основе одномоментного охвата объектов, расположенных в пространстве. специализируется на последовательной поэтапной обработке информации; выделяет причинно-следственные отношения, требующие последовательное осуществление операций.
оперирует всем набором признаков. выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов.
Осуществляет проверку гипотез. Осуществляет выдвижение гипотез, прогнозирование будущих событий
Преобладание невербальных способностей Преобладание вербальных способностей
Непроизвольная сфера; регуляция непроизвольных действий Произвольная сфера – регуляция произвольных действий
Выполнение простых действий  
Распределение внимания– работа не с фигурой, не с центром внимания, а с фоном, с периферией Выделяет фигуру из фона и работает с информацией в фокусе внимания, т.е. обеспечивает концентрацию внимания (на нужный объект)
Речь.Снижены речевые способности. Нелингвистические компоненты речи: эмоциональная окраска речи; речевые интонации, тембр голоса высота, громкость Речь. Основные речевые центры расположены здесь. Словоохотлив. Богатый словарный запас
Отрицательные эмоции. Обиды, депрессии (При поражениях возникает состояние эйфории и беспечности); Эмоциональная память, связанная с социальным контекстом. Положительные эмоции, чувство юмора. Поражения ЛП приводят к преобладанию озабоченности и тревожности – больные беспокойны и часто плачут
Трудности возникают, когда приходится работать без опоры на наглядность. Словесное объяснение воспринимается хуже, чем рисунок, схема. Трудности усвоения большого объема конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями.
При правильных (практических) действиях трудно дается теоретическое обоснование. Легко дается теоретическое обоснование
Лучше геометрия Литература Лучше алгебра, Грамматика Счет, письмо




Наши рекомендации