С какими полушариями мозга связаны психические явления?
В физиологической деятельности мозга есть свои закономерности, в психической деятельности – свои. Каждое полушарие является ведущим в реализации определенных психических функций (обобщение исследований).
Правое – ОБРАЗ | Левое – ЗНАК |
ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ | МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ |
Отвечает за бессознательное (подсознательные процессы) орган подражания и бессознательной социализации, всех подсознательных барьеров Не контролируется сознанием | Орган сознания Контролируется сознанием |
Производит непрерывные преобразования информации (топологические, пространственные и пр.), оценку структурированности, сложности объекта. | |
Оперирует информацией, связанной с образами. | Оперирует информацией, связанной со знаками(слова, числа и др. символы); логическими построениями. Работа со знаковой (вербальной) информацией хорошо удается. |
Является хранителем непрерывной картины мира | Здесь представлена дискретная модель мира, разбитая на отдельные элементы, расклассифицированные и «разложенные по полочкам». |
Способность к целостному, одновременномувосприятиюсложных объектов. | Способность к последовательному, ступенчатому познанию (модель мира разбита на элементы – собирается из отдельных деталей) |
Непосредственно-чувственное восприятие(зрительное – живопись; слуховое - музыка; кинестетическое – мимика, жесты) | Меньшая чувствительность к музыке, мелодии; анализ ритма мелодии (а не ее восприятие) |
Восприятие пространства. Хорошая ориентация в пространстве и координация движений Образно-пространственные задачи решает лучше Ответственно за зрительно- пространственный анализ вербального материала | |
Способностьк конструированию | |
Обонятельно-вкусовое восприятие – дегустационные способности | |
Художественные способности | Математические способности |
Способность к восприятию художественных текстов, поэзии | Способность к работе с техническими и научными текстами |
Синтетический склад ума | Аналитический склад ума |
Образное мышление | Абстрактное мышление (словесно-логическое мышление). Анализ. Классификация предметов и явлений Рефлексия |
Ответственно за интуитивное мышление, | Ответственно за дискурсивное понятийное мышление, |
Дивергентное мышление– выдвижение оригинальных концепций; успех в решении задач, имеющих несколько решений, в т.ч. нетрадиционных- (например, новые способы использования зубной щетки) | Конвергентное мышление– поток мыслей идет в одном русле: успех в решении задач, имеющих однозначное решение (например, установление последовательности картинок) |
обрабатывает поступающую информацию одномоментно и целостно. Решает пространственные задачи, осуществляемые на основе одномоментного охвата объектов, расположенных в пространстве. | специализируется на последовательной поэтапной обработке информации; выделяет причинно-следственные отношения, требующие последовательное осуществление операций. |
оперирует всем набором признаков. | выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов. |
Осуществляет проверку гипотез. | Осуществляет выдвижение гипотез, прогнозирование будущих событий |
Преобладание невербальных способностей | Преобладание вербальных способностей |
Непроизвольная сфера; регуляция непроизвольных действий | Произвольная сфера – регуляция произвольных действий |
Выполнение простых действий | |
Распределение внимания– работа не с фигурой, не с центром внимания, а с фоном, с периферией | Выделяет фигуру из фона и работает с информацией в фокусе внимания, т.е. обеспечивает концентрацию внимания (на нужный объект) |
Речь.Снижены речевые способности. Нелингвистические компоненты речи: эмоциональная окраска речи; речевые интонации, тембр голоса высота, громкость | Речь. Основные речевые центры расположены здесь. Словоохотлив. Богатый словарный запас |
Отрицательные эмоции. Обиды, депрессии (При поражениях возникает состояние эйфории и беспечности); Эмоциональная память, связанная с социальным контекстом. | Положительные эмоции, чувство юмора. Поражения ЛП приводят к преобладанию озабоченности и тревожности – больные беспокойны и часто плачут |
Трудности возникают, когда приходится работать без опоры на наглядность. Словесное объяснение воспринимается хуже, чем рисунок, схема. | Трудности усвоения большого объема конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями. |
При правильных (практических) действиях трудно дается теоретическое обоснование. | Легко дается теоретическое обоснование |
Лучше геометрия Литература | Лучше алгебра, Грамматика Счет, письмо |