Многоцветный тест М. Люшера (определение психофизического состояния)

СПОРТИВНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов.

Психодиагностика в спорте осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.

Предмет психодиагностики – это описание конкретного человека в терминах общей психологической модели, полученное в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психической регуляции деятельности и поведения обследуемого, объединенных в модифицированную модель личности, которая определяет порядок интерпретации указанных оценок, соответствует структуре общей модели, конкретным целям и методам психодиагностического обследования, а также задаче прогнозирования параметров деятельности и поведения субъекта в различных обстоятельствах его жизни.

Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестирования может вызвать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Рекомендации базируются только на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов

Психодиагностические методы.

Рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности, состояния психической готовности к соревнованию, состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов в сборные команды.

Для изучения реакции организма на утомление широко применяются психологические тесты - цветовой тест Люшера, СМОЛ, САН, тест Спилбергера, Айзенка и другие, которые достаточно легко поддаются анализу и проводятся с использованием персонального компьютера.

Чем лучше реакция и быстрее восстановление, тем выше уровень адаптации, а, следовательно, и восстановление нормального состояния человека.

Широко используются различные инструментальные и бланковые методики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных, эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.

Ниже представлены различные методики применяемые в спортивной деятельности для определения состояния спортсменов.


Исследование состояния человека с помощью теста дифференциальной самооценки функционального состояния — опросника САН

Тест «САН», названный по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение» был разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института име­ни И.М.Сеченова: В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, М.П.Мирошниковым и В.Б.Шарай и впервые опубликован в 1973 году. «САН» предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (напри­мер, рабочей смены, этапов обучения и тренажа или различных периодов социальной или медицинской реабилитации). «САН» представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны само­чувствия, активности и настроения. Метод измерения заключается в том, что испытуемому предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака). Шкала оценок представлена семью градациями. Между парами слов расположе­ны цифры 3-2-1-0-1-2-3, а задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Каждую категорию характеризуют 10 пар слов. Десятикратное предъявление поляр­ных слов — характеристик одной и той же категории позволяет получить более надежные данные.

Цель работы:определить уровень самочувствия, активности и настроения человека; провести тестирование, анализ результатов, произвести сопоставление с литера­турными нормативами.

Оборудование:бланк опросника.

Ход работы:

1. Обследуемому дается инструкция о том, что он должен соотнести свое состояние со шкалой 3 2 10 12 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ» и «САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ» расположены цифры 3 2 10 12 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не мо­жет отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает са­мочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию.
Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характе­ризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника. В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений обследуемый осуществ­ляет свой выбор отмечая необходимое значение шкалы «321012 3».

2. При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл «3» шкалы 3 2 10 12 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение 1, балл «0» оценивается цифрой 4, балл 3, от­ражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобрета­ет значение 7.

Итогом анализа результатов исследования является сумма значения баллов по отдельным шкалам — «самочувствие», «активность», «настроение». Производится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.

Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу < 30 баллов — низкая оценка; 30 — 50 баллов — средняя оценка, > 5.0 баллов — высокая оценка.

3. Заполняется итоговая таблица, делается вывод о текущем уровне самочувствия, активности, настроении обследуемого.

Бланк теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ 3 2 1 0 1 2 3 САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ 3 2 10 12 3 ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ
ПАССИВНЫЙ 3 2 10 12 3 АКТИВНЫЙ
МАЛОПОДВИЖНЫЙ 3 2 10 1 2 3 ПОДВИЖНЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ 3 2 10 12 3 ГРУСТНЫЙ
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ 3 2 10 1 2 3 ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ
РАБОТОСПОСОБНЫЙ 3 2 10 1 2 3 РАЗБИТЫЙ
ПОЛНЫЙ СИЛ 3 2 10 1 2 3 ОБЕССИЛЕННЫЙ
МЕДЛЕННЫЙ 3 2 10 I 2 3 БЫСТРЫЙ
БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ 3 2 10 1 2 3 ДЕЯТЕЛЬНЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ 3 2 10 1 2 3 НЕСЧАСТНЫЙ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ 3 2 10 1 2 3 МРАЧНЫЙ
НАПРЯЖЕННЫЙ 3 2 10 12 3 РАССЛАБЛЕННЫЙ
ЗДОРОВЫЙ 3 2 10 12 3 БОЛЬНОЙ
безучастный 3 2 10 12 3 УВЛЕЧЕННЫЙ
РАВНОДУШНЫЙ 3 2 10 12 3 ВЗВОЛНОВАННЫЙ
ВОСТОРЖЕННЫЙ 3 2 10 12 3 УНЫЛЫЙ
РАДОСТНЫЙ 3 2 10 12 3 ПЕЧАЛЬНЫЙ
19 20 ОТДОХНУВШИЙ 3 2 10 12 3 УСТАЛЫЙ
СВЕЖИЙ 3 2 10 12 3 ИЗНУРЕННЫЙ
сонливый 3 2 10 12 3 ВОЗБУЖДЕННЫЙ
ЖЕЛАНИЕ ОТДОХНУТЬ 3 2 10 12 3 ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ
СПОКОЙНЫЙ 3 2 10 12 3 ОЗАБОЧЕННЫЙ
оптимистичный 3 2 10 12 3 ПЕССИМИСТИЧНЫЙ
выносливый 3 2 10 12 3 БЫСТРО УТОМЛЯЕМЫЙ
БОДРЫЙ 3 2 10 12 3 вялый
СООБРАЖАТЬ ТРУДНО 3 2 10 12 3 СООБРАЖАТЬ ЛЕГКО
РАССЕЯННЫЙ 3 2 10 12 3 ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
ПОЛНЫЙ НАДЕЖД 3 2 10 12 3 РАЗОЧАРОВАННЫЙ
довольный 3 2 10 12 3 НЕДОВОЛЬНЫЙ

Итоговая таблица

Результаты  
Самочувствие  
Активность  
Настроение  

ВЫВОДЫ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика Шульте

Определение устойчивости вниманияи динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Ключ

  Ответы
Номер суждения Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
Ситуативная тревожность
Личностная тревожность

1) На основе оценки уровня тревожности составления рекомендации для коррекции поведения испытуемого.

2) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 – 44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низко тревожные.

Интерпретация результатов

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

Экстраверсия — интроверсия.

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм.

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Психотизм.

Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных психологические свойства и состояния личности, реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве “предрасположенности” к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие – интровертированному.

Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7–15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8–16.

Средние значения по шкале психотизма: 5–12.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный), черт темперамента, в жизни в чистом виде они встречаются редко.

СПОРТИВНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов.

Психодиагностика в спорте осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.

Предмет психодиагностики – это описание конкретного человека в терминах общей психологической модели, полученное в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психической регуляции деятельности и поведения обследуемого, объединенных в модифицированную модель личности, которая определяет порядок интерпретации указанных оценок, соответствует структуре общей модели, конкретным целям и методам психодиагностического обследования, а также задаче прогнозирования параметров деятельности и поведения субъекта в различных обстоятельствах его жизни.

Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестирования может вызвать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Рекомендации базируются только на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов

Психодиагностические методы.

Рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности, состояния психической готовности к соревнованию, состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов в сборные команды.

Для изучения реакции организма на утомление широко применяются психологические тесты - цветовой тест Люшера, СМОЛ, САН, тест Спилбергера, Айзенка и другие, которые достаточно легко поддаются анализу и проводятся с использованием персонального компьютера.

Чем лучше реакция и быстрее восстановление, тем выше уровень адаптации, а, следовательно, и восстановление нормального состояния человека.

Широко используются различные инструментальные и бланковые методики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных, эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.

Ниже представлены различные методики применяемые в спортивной деятельности для определения состояния спортсменов.


Исследование состояния человека с помощью теста дифференциальной самооценки функционального состояния — опросника САН

Тест «САН», названный по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение» был разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института име­ни И.М.Сеченова: В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, М.П.Мирошниковым и В.Б.Шарай и впервые опубликован в 1973 году. «САН» предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (напри­мер, рабочей смены, этапов обучения и тренажа или различных периодов социальной или медицинской реабилитации). «САН» представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны само­чувствия, активности и настроения. Метод измерения заключается в том, что испытуемому предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака). Шкала оценок представлена семью градациями. Между парами слов расположе­ны цифры 3-2-1-0-1-2-3, а задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Каждую категорию характеризуют 10 пар слов. Десятикратное предъявление поляр­ных слов — характеристик одной и той же категории позволяет получить более надежные данные.

Цель работы:определить уровень самочувствия, активности и настроения человека; провести тестирование, анализ результатов, произвести сопоставление с литера­турными нормативами.

Оборудование:бланк опросника.

Ход работы:

1. Обследуемому дается инструкция о том, что он должен соотнести свое состояние со шкалой 3 2 10 12 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ» и «САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ» расположены цифры 3 2 10 12 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не мо­жет отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает са­мочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию.
Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характе­ризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника. В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений обследуемый осуществ­ляет свой выбор отмечая необходимое значение шкалы «321012 3».

2. При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл «3» шкалы 3 2 10 12 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение 1, балл «0» оценивается цифрой 4, балл 3, от­ражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобрета­ет значение 7.

Итогом анализа результатов исследования является сумма значения баллов по отдельным шкалам — «самочувствие», «активность», «настроение». Производится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.

Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу < 30 баллов — низкая оценка; 30 — 50 баллов — средняя оценка, > 5.0 баллов — высокая оценка.

3. Заполняется итоговая таблица, делается вывод о текущем уровне самочувствия, активности, настроении обследуемого.

Бланк теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ 3 2 1 0 1 2 3 САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ 3 2 10 12 3 ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ
ПАССИВНЫЙ 3 2 10 12 3 АКТИВНЫЙ
МАЛОПОДВИЖНЫЙ 3 2 10 1 2 3 ПОДВИЖНЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ 3 2 10 12 3 ГРУСТНЫЙ
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ 3 2 10 1 2 3 ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ
РАБОТОСПОСОБНЫЙ 3 2 10 1 2 3 РАЗБИТЫЙ
ПОЛНЫЙ СИЛ 3 2 10 1 2 3 ОБЕССИЛЕННЫЙ
МЕДЛЕННЫЙ 3 2 10 I 2 3 БЫСТРЫЙ
БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ 3 2 10 1 2 3 ДЕЯТЕЛЬНЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ 3 2 10 1 2 3 НЕСЧАСТНЫЙ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ 3 2 10 1 2 3 МРАЧНЫЙ
НАПРЯЖЕННЫЙ 3 2 10 12 3 РАССЛАБЛЕННЫЙ
ЗДОРОВЫЙ 3 2 10 12 3 БОЛЬНОЙ
безучастный 3 2 10 12 3 УВЛЕЧЕННЫЙ
РАВНОДУШНЫЙ 3 2 10 12 3 ВЗВОЛНОВАННЫЙ
ВОСТОРЖЕННЫЙ 3 2 10 12 3 УНЫЛЫЙ
РАДОСТНЫЙ 3 2 10 12 3 ПЕЧАЛЬНЫЙ
19 20 ОТДОХНУВШИЙ 3 2 10 12 3 УСТАЛЫЙ
СВЕЖИЙ 3 2 10 12 3 ИЗНУРЕННЫЙ
сонливый 3 2 10 12 3 ВОЗБУЖДЕННЫЙ
ЖЕЛАНИЕ ОТДОХНУТЬ 3 2 10 12 3 ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ
СПОКОЙНЫЙ 3 2 10 12 3 ОЗАБОЧЕННЫЙ
оптимистичный 3 2 10 12 3 ПЕССИМИСТИЧНЫЙ
выносливый 3 2 10 12 3 БЫСТРО УТОМЛЯЕМЫЙ
БОДРЫЙ 3 2 10 12 3 вялый
СООБРАЖАТЬ ТРУДНО 3 2 10 12 3 СООБРАЖАТЬ ЛЕГКО
РАССЕЯННЫЙ 3 2 10 12 3 ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
ПОЛНЫЙ НАДЕЖД 3 2 10 12 3 РАЗОЧАРОВАННЫЙ
довольный 3 2 10 12 3 НЕДОВОЛЬНЫЙ

Итоговая таблица

Результаты  
Самочувствие  
Активность  
Настроение  

ВЫВОДЫ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многоцветный тест М. Люшера (определение психофизического состояния)

Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как физиологи­ческий, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в ис­кусстве, эстетике и т.п. Очевидно, что данный факт может учитываться и в обратной задаче — состояние человека находит свое отражение в предпочтении (выбором), безразличии, или отказе (негативной оценкой) от определенного цвета. Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает направленность обследуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние, а устойчивое предпочтение опреде­ленных цветов связано с чертами личности. Кажущаяся простота теста не снижает его важ­ности для выявления нарушений гармонии в отношении человека с самим собой и с бли­жайшим окружением. При правильной организации тестирования предпочтение обследуе­мым того или иного цвета в значительной степени является неосознанным. Значения цве­тов в их психологической интерпретации определялись автором теста — швейцарским психологом М.Люшером, в ходе разностороннего обследования многочисленного контин­гента различных испытуемых. Однако интерпретации, и, особенно, личностные — не все­гда однозначны. Они конкретизируются и угочняются в ходе личной беседы психолога с обследуемым и с помощью дополнительных контрольных гестов.

При этом наличие психо-эмоционального стресса, особенности переживаемого лич­ностного конфликта находят достаточно убедительное выражение в анализе предпочтений
конкретных цветом и в рассчитываемых коэффициентах. ,

Общий принцип рассмотрения результатов предпочтения (выбора) обследуемого той или иной цветной карточки базируется на следующем:

- синий (темно-синий) — потребность в покое, привязанность к кому-либо
или к чему-либо;

- зеленый (сине-зеленый) — потребность в самоутверждении, характеризует
доминантность и концентрацию;

- красный (оранжево-красный) — потребность действовать как с позиции ак­тивности, так и силы;

- желтый (светло-коричневый) — потребность действовать и надеяться, несет
в себе символику радости и бодрости.

Цель работы:оценить на основании рассчитанных коэффициентов цветового теста Люшера уровень психо-эмоциональной напряженности человека.

Оборудование:восемь карточек основных цветов (1-темно-синий, 2-сине-зеленый, 3- оранжево-коричневый, 4- светло-коричневый, 5 — фиолетовый, 6- коричневый, 7-черный, 0- серый).

По результатам тестирования оценивают уровень психо-эмоциональной напряженности, который определяют по отклонению от аутогенной нормы-последовательность выбора карточек, характерная для человека в оптимальном функциональном состоянии. Чем больше отклонение от аутогенной нормы, тем больше уровень психо-эмоционального напряжения.

Интерпретация результатов: 0,9-1,2 – сбалансированность симпатических и парасимпатических влияний; < 0,9 – преобладание парасимпатических влияний; > 1,2 – преобладание симпатических влияний.

Методика Шульте

Определение устойчивости вниманияи динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Наши рекомендации