Организационно-административные мероприятия.

Среди организационно-административных мероприятий одним из важнейших является соблюдение правил приема персонала на работу (предварительное медицинское обследование). Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является не допустить к работе лиц, являющихся источниками инфекции (больные или носители). Кроме того, персонал ЛПУ должен проходить периодические медицинские осмотры, с оформлением акта заключительной комиссии.

Периодические медицинские осмотры проводятся в процессе трудовой деятельности сотрудников для решения следующих задач:

· определение соответствия состояния здоровья выполняемой работе;

· динамическое наблюдение за состоянием здоровья в условиях воздействия профессиональной вредности;

· своевременное выявление ВБИ, в том числе профессиональных заболеваний;

· выявление ранних признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов на состояние здоровья работников;

· формирование групп риска;

· выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными производственными факторами.

Периодические медицинские осмотры проводятся в организациях, имеющих лицензию на данные виды деятельности.

Немаловажным компонентом среди организационно-административных мероприятий является организация диспансерного обследования медицинского персонала.

Диспансеризация– это профилактические медицинские осмотры, позволяющие выявить заболевание в ранней стадии и проводить более эффективное лечение, увеличивать продолжительность жизни, а также удлинять сроки комфортного физического самочувствия.

Диспансеризация предполагает более широкое (по числу стационаров и лабораторно - инструментальному исследованию) медицинское обследование персонала с целью выявления не только инфекционных, но и соматических, онкологических и других заболеваний.

Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок.

На рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов (параметры микроклимата, уровни освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, чистоты воздуха рабочей зоны, а так же шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового, лазерного излучения).

Для предотвращения вредного влияния биологического фактора на здоровье медицинского персонала в действующих ЛПУ в перевязочных для гнойных и ожоговых больных при недостаточной эффективности работы механической приточно-вытяжной вентиляции следует предусматривать устройство обеззараживания воздуха рециркуляционного типа.

В целях профилактики гемоконтактных инфекций перчатки необходимо надевать перед любыми парентеральными манипуляциями у пациента. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.

Персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.

Для персонала стационаров предусматривается устройство гардеробных с душем и туалетом.

Количество шкафов в гардеробных следует принимать равным 100% списочного состава медицинского и технического персонала; гардеробные должны быть обеспечены двухсекционными закрывающимися шкафами, обеспечивающими раздельное хранение домашней и рабочей одежды.

Площадь гардеробных уличной одежды следует принимать из расчета не менее 0,08 м2на 1 вешалку (крючок) гардеробной.

Площадь гардеробных для личной и рабочей одежды персонала следует принимать из расчета не менее 0,5 м2 на 1 шкаф.

Количество душевых кабин в стационарах принимается из расчета: не менее 1 душевой кабины на 10 человек, работающих в отделениях инфекционного и туберкулезного профилей; в других отделениях - не менее 1 душевой кабины на 15 человек, работающих в наибольшей смене. При меньшем числе персонала следует предусматривать не менее 1 душевой кабины.

В составе подразделения следует предусматривать санузлы для персонала. Один санузел для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работающих в смену не более 15 чел.

В ЛПУ по заданию на проектирование, в зависимости от мощности предусматриваются столовые, буфетные или комнаты приема пищи для персонала.

В каждом структурном подразделении выделяются комнаты для персонала, в которых должны быть предусмотрены условия для приема пищи.

Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью в соответствии с табелем оснащения, но не менее 3 комплектов спецодежды на одного работающего.

В оперблоке врачи и другие лица, участвующие в операции, должны работать в стерильных халатах, перчатках и масках. Сменная обувь должна быть из нетканого материала.

Стирка одежды персонала должна осуществляться централизовано и раздельно от белья больных.

Смена одежды в подразделениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля - 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Сменная обувь персонала, работающего в помещениях с асептическим режимом должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь, а также для инженерно-технических работников.

В ходе проведения манипуляций пациенту персонал не должен вести записи, прикасаться к телефонной трубке и тому подобное.

На рабочем месте запрещено принимать пищу.

Нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами ЛПУ не допускается.


Наши рекомендации