Типология трансмиссивных заболеваний
Выделяют два типа трансмиссивных заболеваний.
Облигатно-трансмиссивные передаются исключительно переносчиками.
Факультативно-трансмиссивные заболевания имеют разные пути переноса возбудителя: механический перенос кровососами, передачу через воду, пищу, воздух, загрязненные выделениями больного человека. Если говорить о паразитарных заболеваниях, то это амебиаз, аскаридоз и некоторые другие.
Трансмиссивные болезни также делятся на две группы по восприимчивому объекту.
Антропонозы свойственны только человеку (малярия, лямблиоз, амебиаз, аскаридоз и др.). Возбудитель передается переносчиком от человека к человеку, другие животные в его распространении не участвуют.
Зоонозы характерны для животных, хотя может болеть и человек. Источником возбудителя служат больные животные.
Учение академика К. И. Скрябина о девастации
В первой половине 20-го века в Советском Союзе, сразу по окончании гражданской войны, началось активное развитие медицины, в том числе санитарной медицины и паразитологии. В состав Советского Союза входили республики с разными эколого-климатическими условиями и низким уровнем жизни. Например, в средней Азии были широко распространены лейшманиозы, дракункулезы, в центральной России и Сибири – паразитарный тиф, в болотистых местностях, в Белоруссии, – малярии, и гельминтозы – повсеместно.
Советским паразитологом, академиком Скрябиным, была разработана идея о возможности полного уничтожения паразитов.
Девастация – комплекс мероприятий, направленный на истребление (уничтожение) возбудителей болезней на всех фазах их жизненного цикла всеми доступными способами механического, физического, химического и биологического действия, либо на их биологическое вымирание.
Девастационные мероприятия
Для полного уничтожения паразитов предполагалось одновременно проводить три типа мероприятий:
1. Выявлять больных людей, лечить их и предотвращать дальнейшую передачу паразита.
2. Бороться с очагами заболевания. То есть, (а) физически уничтожать переносчиков и резервуары, и (б) уничтожать элементарные очаги.
3. Проводить просвещение среди населения, для того чтобы профилактировать заражение паразитом.
При этом академик Скрябин выделял девастацию тотальную и парциальную.
Тотальная девастация – физическое уничтожение возбудителей инвазионных и инфекционных болезней с одновременным созданием в природе таких условий, в которых бы они не могли существовать.
Парциальная девастация – резкое снижение (но не полная ликвидация) некоторых инвазионных болезней в отдельных географических зонах.
Осушение болот в Белоруссии и Украине позволило полностью решить проблему с малярией в СССР. Осушение болот – мера радикальная, однако важное значение имеет, например, уничтожение искусственно созданных микробиотопов, пригодных для размножения переносчиков. В случае комаров, это уничтожение старых застойных луж, в которых могут развиваться личинки комаров, баков с водой и т.д. В США простое уничтожение (сжигание) старых автомобильных шин позволило заметно снизить численность комаров и частоту заболевания малярией.
Терапия паразитарных заболеваний.
Основной проблемой лечения паразитарных заболеваний и создания новых лекарств является сходство метаболизмов хозяев и паразитов. И те и другие относятся к эукариотам и вещества, токсичные для одних, чаще всего, токсичны и для других. В связи с этим важнейшая задача при решении проблемы создания противопаразитарных препаратов это обеспечение их селективной токсичности.
Существует 5 биохимических механизмов обеспечения такой селективности:
- Различия в механизмах поглощения или выделения препарата между клетками паразита и хозяина (рецепторы)
- Препарат активируется только в клетках паразита
- Наличие биохимической мишени только в клетках паразита
- Различие биохимических мишеней в клетках паразита и хозяина
- Биохимическая мишень в клетках паразита более критичная для его выживания, чем в клетках хозяина
Паразиты в организме хозяина вызывают иммунный ответ, то есть выработку провоспалительных цитокинов и антител. Если происходит выработка антител, значит, существует потенциальная возможность для создания противопаразитарных вакцин. Такие работы ведутся в мире в течение последних 60-ти лет. Тем не менее, за это время была создана только одна настоящая противопаразитарная вакцина, это ветеринарная вакцина против Dictyocaulus viviparus – легочной нематоды крупного рогатого скота. В 2012 году бразильские ученые объявили, что им удалось создать генрекомбинантную вакцину против шистосомоза. Если работа действительно окажется успешной, это будет вторая противопаразитарная вакцина, созданная за всю историю науки.
Почему не удается создать вакцины против паразитов пока не понятно. Есть гипотеза, что паразиты избирательно угнетают именно противопаразитарный иммунитет своих хозяев. Некоторые паразиты меняют собственную антигенную специфичность в процессе развития в организме хозяина. Кроме того, смена стадий развития внутри одного хозяина, приводит к тому, что необходимо создавать вакцину для каждой стадии развития паразита.
Очевидно, что в процессе эволюции паразиты должны были выработать массу приспособлений, которые позволяют им противостоять иммунитету своих хозяев. Паразиты, как и другие патогены, могут быть более или менее эффективны в своей способности противостоять иммунному ответу. Но требования к паразитам в этом отношении более высоки, чем к большинству вирусов, поскольку, в большинстве случаев, паразит живет в организме своего хозяина всю жизнь, часто годами. В связи с этим паразиты должны обладать уникальными механизмами контроля иммунной системы своего хозяина. Очевидно, эти уникальные механизмы не позволяют пока создавать эффективные вакцины против паразитов.