Морфологические адаптации к паразитическому образу жизни

У экто- и эндопаразитов можно выделить некоторые общие черты:

Форма тела. Для большинства паразитов характерно сплющивание тела. У эктопаразитов сплющивание может развиваться как в дорсо-вентральном направлений, как у вшей или моногеней, что облегчает паразиту удержание на поверхности тела, так и в латеральном направлении, как у блох, для облегчение передвижения через густой волосяной покров.

Укорачивание тела имеет ту же причину – компактным животным легче закрепиться на теле хозяина, они более незаметны и их сложнее удалить. Укорачивание тела сопровождается слиянием сегментов и утратой метамерии.

У эндопаразитов также часто наблюдается сплющивание тела, когда это сплющивание обеспечивает плотное прилегание к стенкам полости, как у Giardia, что препятствует выносу паразита из кишечника, либо, как у трипаносомы, уплощенное с боков тело облегчает движение в плотной среде. В этом случае тело удлиняется и становится червеобразным. У червей появляется дополнительная сегментация. Считается, что сегментация повышает гибкость тела и предохраняет его от разрыва.

У полостных и внутриклеточных паразитов тело округлое, что связано с тем, что они часто малоподвижны или не подвижны.

Размеры тела варьируют очень сильно. В общем смысле можно сказать, что эндопаразиты обычно крупнее свободноживущих близких видов, а эктопаразиты такого же размера или меньше. Особенно выражена такая зависимость у нематод. Абсолютное большинство нематод в длину не более полмиллиметра. Наиболее крупные из свободноживущих достигают 5 см. Паразитические нематоды в длину от 15 см до полутора метра у ришты. Другой пример – веслоногие рачки (циклоп). Размеры свободноживущих форм менее 1 см. Паразиты рыб, однако, достигают 5 см в длину, а паразитирующие на акулах – 30 см.

Если говорить о местах локализации паразитов, то паразиты кишечника обычно крупнее, чем паразиты полостей других органов или крови. Принято считать, что это связано с доступностью и обилием пищи. Известно, что при ложном паразитизме, к которому способны некоторые нематоды, черви, проглоченные временным хозяином, могут достигать вдвое больших размеров, чем свободноживущие формы.

Окраска тела паразитов зависит от локализации. Стационарные эктопаразиты обычно окрашены таким образом, чтобы сливаться с покровами тела хозяина. Временные паразиты по окраске, как правило, не отличаются от свободноживущих форм. Эндопаразиты бесцветны, что связано с обитанием в неосвещенной среде. Их покровы полностью лишены пигментации. Желтоватую или розоватую окраску им придают просвечивающие через покровы внутренние органы или полостная жидкость.

Органы фиксации у паразитов не разнообразны. Они варьируют по особенностям строения, однако в большинстве случаев представлены крючьями, либо присосками.

Клапаны– створки, при захлопывании которых между ними защемляется участок тканей хозяина. Характерны для моногеней и паразитических личинок морских пауков. У моногеней число клапанов на церкомере достигает нескольких десятков.

Клещевидные органывстречаются у личинок глохидий.

Распорки –редкий тип органов фиксации, встречается у некоторых паразитических полихет. Представляет собой двойной стилет, которой вводится в ткани хозяина, а затем раздвигается, заякоревая паразита.

Стилетыхарактерны для кишечных грегарин, церкарий трематод, растительноядных нематод. Обеспечивают фиксацию и питание (являются ротовым органом).

Стрекательные нитихарактерны для миксоспоридий. Это спирально закрученная нить в споре, которая раскручивается, когда паразит достигает кишечника, и заякоревает паразита. По стрекательной нити, которая представляет собой трубку, амебоидный зародыш проникает в клетку кишечного эпителия.

Прядильные нити –липкие нити, выделяемые специальными железами. Характерны для личинок глохидий и некоторых рачков. Всегда отмечаются на личиной стадии развития паразитов.

Стебелькихарактерны для паразитических динофлагеллят и некоторых раков (саккулины). Вырост тела, который проникает в хозяина после оседания на него личинки паразита. Под покровами хозяина стебелек разветвляется и служит для прикрепления и питания.

Наличие органов фиксации – не обязательное условие обитания паразита в пишеварительном тракте или на покровах. Например, аскариды или блохи не имеют специальных органов прикрепления. Эти животные компенсируют невозможность закрепиться активным поведением. Для протистов, таких как дизентерийная амеба или балантидий (кишечная инфузория), вынос из кишечника – нормальное явление в жизненном цикле. Они расселяются при помощи цист. Цисты заглатываются и, пока спускаются по пищеварительному тракту, паразиты успевают размножиться, и снова инцистироваться в прямой кишке.



Наши рекомендации