Особенности старшего подросткового возраста
Ещё в античный период многие учёные имели интерес к особенностям психического развития детей. Они наблюдали за восприятием детьми новых понятий и за реакцией на разные ситуации для подтверждения своих взглядов на психику и ее развитие. Анализом психики детей стали заниматься в Новое время, в XVIII веке для разработки подходов к обучению. Также ученых интересовали такие вопросы как становление психики, мотивов деятельности взрослых людей и их мышления. В конце XIX века ученые стали осознавать возрастную психологию как самостоятельную науку [32].
В нашей стране становление возрастной психологии произошло в начале XX века. В стране появилось педологическое движение, которое изучало вопросы воспитания и обучения [12]. Представителями этого движения были Л.С.Выготский, М.Я. Басова, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд и др.
Советская психология была материалистической. Она опиралась на марксизм. На его основе в начале XX века после революции 1917 года « в отечественной психологии были разработаны крупнейшие концепции, обогатившие мировую психологическую мысль: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, субъектно-деятельностная психология С.Л.Рубинштейна, психология деятельности А.Н.Леонтьева, установки Д.Н.Узнадзе. [12]. Советская психологическая школа разработала системно-деятельностный подход.
В настоящее время главным отличием отечественной возрастной психологии от западной является разный взгляд на процесс психического развития ребенка. Западные концепции опираются на двухфакторную схему «наследственность — среда». В отечественной возрастной психологии анализ процесса психического развития ребенка ведется в принципиально иной парадигме, а именно в системе трех взаимосвязанных категорий — источника, движущих сил и условий развития. В данной понятийной триаде отражается специфика психического развития человека как существа, по своей природе социального и активного, «деятельностного». В отечественной психологии принять считать, что в процессе усвоения ребенком общественного опыта, опыта поколений, который воплощен в духовной и материальной общественной культуре, в процессе овладения различными способами средствами ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики, в мире в целом, формируются, возникают индивидуальные формы психической деятельности.
При этом усвоение родового опыта деятельности является глубоким процессом, включающим в себя формирование самих потребностей и способностей ребенка, его целостной личности [5].
Рассматривая особенности подросткового, в частности, старшего подросткового возраста, мы будем опирать на периодизацию, принятую в отечественной психологии, а точнее периодизацию, приведённую в учебнике Л.Ф.Обуховой [38].
Подростковым принято считать возраст от 11-12 до 14-15 лет. Старшим подростковым возрастом является возраст 14-15 лет. Основываясь на положениях отечественной психологии, а именно на системно-деятельностном подходе, мы будем говорить о том, что возраст всегда рассматривается как совокупность показателей. При описании анализируемого возрастного периода, в нашем случае старшего подросткового возраста, мы будем использовать следующие критерии – логические основания:
• социальная ситуация развития;
• ведущая деятельность;
• центральные новообразования;
• возрастной кризис;
• психологические особенности уровня развития познавательных и умственных процессов (память, внимание, мышление, речь).
Социальная ситуация развития подростка такова, что для него на первое место выходит общение со сверстниками. Взрослый больше не является непререкаемым авторитетом. У подростка в отношениях со взрослыми появляются трудности: возникают негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, главное для ребенка теперь происходит вне школы. Крайне важным становится мнение одноклассников, товарищей, общение с ними. Появляется желание самоутвердиться в их глазах. Часто этот возраст сопровождается снижением самооценки. Подростку важно, чтобы его признавали. Он стремится занять значимую позицию в обществе. Наблюдается тяга к включению в обширные социальные и общественные группы. Если подросток попадает в «хорошую» компанию, его бурная активность будет направлена в положительное русло, если в «плохую» компанию, поведение может стать девиантным, асоциальным. Достаточно часто при попадании в «плохую» компанию, подросток начинает курить, употреблять алкоголь, а в ряде случаев начинает употреблять и химические вещества.
Для подростка становится важным участие в социальной и общественной жизни, появляется стремление занять значимую позицию. Происходит отдаление от взрослых. Происходит перестройка ценностей. Появляется чувство взрослости. И так как ребенок все ещё является зависимым от родителей, часто возникает конфликтность и бунтарство как желание стать независимым. Появляется чувство самоиндентичности, формируется Я-концепция. Появляются собственные моральные суждения.
Происходит развитие мышления – появляется абстрактное мышление, развиваются классификация, анализ и обобщение. Запоминание становится смысловым.
Ведущей деятельностью для подростка является общение со сверстниками. Д.И.Фельдштейн в качестве ведущей деятельности обозначает общественно-полезную деятельность, Д.Б.Эльконин - интимно-личностное общение, В.В.Давыдов – общественно-значимая деятельность.
Центральными новообразованиями подросткового возраста являются появление чувства «взрослости» - подросток начинает относиться к себе как к взрослому. Л.Божович говорит о том, что появляется самоопределение как осознание себя в качестве члена общества. Происходит развитие рефлексии, на ее основе развитие самосознания, становление«Я»-идентичности. В этом возрастном периоде происходитполовая идентификация. Возникают чувства долга, коллективизма и товарищества. Происходит переоценка нравственных ценностей. Формируются устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Подростки с задержкой психического развития в анамнезе более внушаемы. Скорее всего, новые ценности они будут брать из коллектива, в котором находятся, от авторитетного лица. Поэтому так важно проводить профилактическую работу, в том числе направленную на формирование умения различать какая компания является плохой, а какая хорошей.
Возрастной кризис рассматриваемого периода, по мнению Л.С.Выготского, делится на 2 части. Первая часть – это предподростковый кризис (11-12 лет). Его начало обусловлено, согласно Выготскому, перестройкой всей системы интересов, которая приводит к падению школьной успеваемости, внешним конфликтам с взрослыми. На эти годы (11-12) приходится негативная фаза подростничества. В 14-15 лет начинается кризис идентичности. Он характеризуется переструктурированием отношений с родителями. Бунтарство и конфликтность существуют как желание стать автономным и независимым от родителей. Появляется желание изменить мир. С.Холл назвал этот период кризисным периодом развития. Он отметил противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Из-за снижения самооценки многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п
В развитии мышления происходят изменения. Развивается абстрактное мышление, благодаря этому развивается воображение. Фантазия уходит в интимную сферу, скрывается от людей, становится исключительно субъективной формой мышления – мышления для себя. Происходит развитие рефлексивного мышления. В качестве предмета внимания и оценки выступают свои интеллектуальные операции. У подростка появляется взрослая логика мышления.
Подростковый возраст имеет достаточно много новообразований, ребенок фактически становится взрослым человеком. Он сам хочет и принимает решения. Поэтому при проведении профилактической работы крайне важно не оказывать давление на обучающихся. Необходимо видеть в каждом подростке личность, взрослого человека, способного брать на себя ответственности и принимать решения.