Предписания Шариата и их роль в сохранении здоровья

Рассмотрим главные нравственно-этические понятия Исламской религии с точки зрения одной из важнейших отраслей медицинской науки, профилактического здравоохранения. Основа, на которую опирается Исламская медицина- это здоровый человек и здоровое общество. Ценности Ислама, за тысячелетний период превратившиеся в устойчивые традиции, могут и сегодня помочь в воспитании молодого поколения, охране здоровья и образа жизни, подобающего мусульманину.

Ислам- гарант физического здоровья людей. Нынешняя действительность показывает, что пришло время, когда представители науки заинтересовались бесценными, вековыми сокровищами Ислама. Если будет на то Воля Аллаха, наше общество встанет на путь не только физического, но и нравственного выздоровления, признавая истинные ценности.

Первый императив, установленный Исламом, заключается в том, что изначально все, сотворенное Аллахом для человека, разрешено. Круг запрещенного в Исламе, невелик, в то же время, разрешенное в Исламе безгранично. Основной принцип Корана, особенно касающийся медицины и других наук, призванных изменить жизнь человечества к лучшему- предоставить людям, опирающимся на наблюдения, исследования и опыт, свободу действий и повысить их мотивацию в вопросах научных поисков и исследовательской работы.

В Священном Коране содержится более 40 аятов, связанных с медициной. Имам Шафии так говорит об уроках, преподанных исламом: " Есть два класса людей, без которых нельзя обойтись- ученые и врачи. Ученые нужны для религии, а врачи для тела" Там же: " После науки, определяющей халяль и харам, нет науки, более благородной, чем врачевание".

Многие предписания Ислама имеют большое здравоохранительное значение, и выполнение этих предписаний дает не меньший эффект, чем образ жизни, рекомендуемый сторонниками самых новомодных систем. Мусульманин своим здоровьем, трезвостью и гигиеническими навыками обязан Исламу, как образу жизни.

В том контексте, как профилактическая медицина понимается в Исламе, её основы были заложены более 14 веков назад. И в последнее время, благодаря подходу к исламским традициям без идеологической предвзятости, в отечественной литературе появляются заметки о высокой роли исламской культуры в развитии медицины и здравоохранения.

Профессор Н.С. Сорокина в учебнике по истории медицины высоко оценила вклад мусульманской культуры в развитие медицины: "Высокий уровень организации медицинского дела на арабоязычном Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний... Многие из них (мероприятия гигиенического характера) закреплены в Коране: пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино, и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т.д. Эти основы даны в Коране в форме общего учения, содержащих в себе предписания и наставления, которые мусульманин, поклоняясь Всевышнему, обязан исполнять".

Профилактическая медицина в её Исламском понимании подразделяется на две основные части:

1. Предписания и наставления, регламентирующие соблюдение здорового образа жизни и исполнение правил личной гигиены, что и способствует сохранению здоровья человека.

2. Предписания, способствующие чистоте окружающей среды и сохранению здоровья общества.

Профилактика заболеваний осуществляется через следующие религиозные запреты на употребление алкоголя, наркотиков, свинины, мертвечины; прелюбодеяния; аборты; однополые браки; азартные игры; музыку, отрицательно действующую на психику человека.

Переедание приводит, как правило, к ожирению, атеросклерозу, подагре, гипертонии, циррозу печени, к эндокринным заболеваниям, коронарной недостаточности, повышает риск заболевания раком. Установлено, что лучшим способом избежания этих заболеваний является умеренность и воздержанность в еде, ибо "желудок- это гнездо болезней, а диета- наилучшее лечение". В Коране говорится: "...ешьте и пейте, но не излишествуйте, ведь Он не любит излишествующих!" [сура «Аль-Аграф»,31]

Существует высказывание Пророка (Да благословит Его Всевышний и привествует) о том, что после еды желудок человека должен быть заполнен на одну треть пищей, на одну - жидкостью, и одна должна оставаться незаполненной. Пророк (Да благословит Его Аллах и приветствует) также говорил о том, что даже кусок пищи, съеденный после насыщения, является греховным. Умеренность- вот к чему призывает Ислам.

Дозволенное питание

В Священной книге мусульман, Коране, зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие, дабы сохранить свое здоровье. Сура № 5 Корана так и называется "Трапеза". В ней вопросам питания отводится значительное место. В суре "Аль-Бакара" Всевышний Аллах обращается ко всем людям со словами: "О люди! Вкушайте на этой земле дозволенные блага и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас явный враг!" [ аят 168]. Затем Аллах обращается специально к верующим: "О вы, которые уверовали! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодорите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь. Воистину, (Аллах) запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный!". В этом специальном послании для верующих Всевышний повелевает им питаться доброй пищей, которой Он их наделил, и быть благодарными за Его щедроты. Затем Он разъясняет, что никакая пища не запрещена, кроме четырех видов, изложенных выше, о которых более подробно упоминается в других местах Корана.

Каждый человек, входящий в мир Ислама, является удивительным творением Аллаха, обладающим как явной, внешней стороной - физическим телом, так и скрытой, внутренней - душой, разумом и чувствами. Его организм необычайно сложен, он состоит из множества органов и систем, где каждая клеточка выполняет особую жизненно-важную функцию. Когда нарушается гармония между душой и телом, в нем происходят колоссальные изменения, влекущие за собой много болезней. Как Творец и Хранитель всего сущего, Аллах проявляет к нам огромную заботу, и только Он обладает наилучшим знанием того, что является полезным для человеческого организма, а что может причинить ему вред. Аллах повелевает наслаждаться человеку хорошей пищей и питьем, и запрещает употреблять мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что забито для съедения не ради Него.

Каковы же медицинские аспекты запрета свинины?

Как известно, свинья является самым алчным и нечистоплотным животным, пожирающим все грязное, в том числе человеческие экскременты. Воздерживаясь от употребления в пищу её мяса, мы проявляем заботу о собственном здоровье. Известный лекарь, мусульманин по вероисповеданию, Абу Али ибн Сина (Авиценна), однажды сказал: " Один раз отведав запретное, нанесешь себе многократный урон, ибо повергнешь себя в пропасть недуга". И этим словам бессмысленно перечить. В запрещенной Аллахом свинине таится множество вредных для человека веществ, вызывающих ряд тяжелых заболеваний. Японскими учеными доказано, что в этом мясе содержится повышенное количество мочевины и гормонов, и употребление его в пищу ускоряет старение человеческого организма. Американские биотехнологи обнаружили в свинине "сианделин"- вещество, оказывающее стимулирующее действие на процесс старения клетки. Сама по себе свинина непомерно жирная, даже так называемая постная свинина содержит большое количество жира и главным образом в виде жировых клеток в отличие от говядины и баранины. В общем, в баранине клеточного жира значительно меньше, чем в свинине. При обильном употреблении свинины, которая, кроме того, содержит много углеводов и и белков, создаются условия для депонирования жира в соединительной ткани, для развития ожирения. Кроме того, многими учеными доказано, что в свинине содержится огромное количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза и других заболеваний сердечнососудистой системы. Американский биолог Бенджамин Райдер сделал своеобразное открытие: он обнаружил, что у свиньи ускорен обмен веществ, а также имеет место повышенный синтез адреналина и других биологически активных веществ, в связи с чем он не рекомендует употреблять в пищу мясо этого животного. После тщательного исследования свиной клетки учены мира пришли к единодушному мнению: жировая свиная клетка не растворяется в желудочном соке, но откладывается в организме человека, составляя инородное тело, которое затем превращается в злокачественную опухоль. Поскольку свинья питается всевозможными отходами, включая человеческие экскременты, она является резервуаром вредных микроорганизмов и паразитов, и может служить источником многих опасных заболеваний. Одно из них - это трихинеллёз. Заражение человека этим возбудителем происходит при употреблении в пищу мяса, в котором содержаться цисты с жизнеспособными личинками. Они развиваются в тонком кишечнике, а затем с током крови мигрируют в мышечную ткань, где вновь происходит образование цист. Данный недуг может осложниться миокардитом, энцефалитом и другими тяжелыми поражениями. Кроме трихинеллы в свинине содержится целый ряд других паразитов, таких как свиной солитер. Попадая с током крови в головной мозг, цисты солитера могут вызывать приступы эпилепсии и менингиальные симптомы. Кроме того, попробовав кусочек свиного мяса можно заболеть японским энцефалитом-Б, токсоплазмозом и бруцеллезом. Эти убедительные факты говорят о том, что употребление свинины может нанести значительный урон вашему здоровью. Аллах воистину Велик: до ниспослания Корана, Он накладывал запрет на употребление в пищу свинины и в других священных писаниях. Известно, что и японцы относятся к употреблению свинины с опаской, ибо согласно самурайским преданиям, употребляя в пищу то или иное животное, человек перенимает себе его качества и черты характера. Таким образом, мы видим, что отказ от употребления в пищу свинины - одно из условий, которое должен соблюдать человек, стремящийся к душевной и физической гармонии. И хотя она не содержит в себе веществ, способных убить мгновенно, в ней скрыт "яд", постепенно разрушающий организм.

Ислам запретил употреблять в пищу мясо животного, забитого без поминания имени Аллаха.

Процесс совершения заклания животного

Необходимо сделать намерение, желательно направить животное в сторону Каабы и произнести: "Бисмиллях, Аллаху Акбар!" Острым ножом быстро проводят по горлу животного, перерезая трахею и пищевод, а также основные вены и артерии. При этом стараться не прикасаться к наджасе, таким как кровь. Тому, кто режет, желательно обращаться с животным с состраданием, не нужно тащить его на место забоя, осторожно класть его на место забоя, не туго затянув ноги. Наваливаться на животное сверху не нужно. Ножи нужно точить быстро в стороне от животного, не надо резать перед другими животными. Нож должен быть заточен так, чтобы хватило одного раза провести по горлу. Перед закланием животное успокаивают. Освежевать можно только тогда, когда убеждены в бездыханности животного. Когда у живого существа перерезаются вены в передней части шеи, то оно сразу же теряет сознание, но при этом можно увидеть, как животное совершает судорожные движения, как будто бы оно испытывает страдания. На самом деле животное совершает непроизвольные судорожные движения, потому что перерезаются вены, а кости шеи остаются нетронутыми. И хотя кровь в мозг уже не поступает, он все еще остается живым. Нервная система, расположенная в задней части шеи, все ещё имеет связь со всеми органами тела и подает сигналы сердцу, органам и каждой клетке о том, что необходимо совершать судорожные движения, посылая тем самым кровь к сердцу, которое должно отправить его к сердцу. Однако по причине отрезанных вен и артерий, кровь, вместо того, чтобы попасть в мозг, выходит наружу. Таким образом, нервная система подает сигналы, а органы посылают кровь, которая в итоге выходит из тела, пока оно полностью не освободится от всей крови. Кровь- это самая благоприятная среда для роста бактерий. Помимо этого она несет в себе вредные для человеческого организма вещества. Другие способы заклания животных, которые широко используются во многих странах, как например, когда по голове животного наносится удар, чтобы оно потеряло сознание, а затем уже забивает. Или же, когда используют пистолет с выдвигающимся стержнем (для коров и КРС), электрооглушение (для овец), электризованная водная ванна (для птицы), углекислый газ, мало того, что причиняют животному страдания и боль, но и имеют серьезные последствия для здоровья человека. Например, если животному наносится удар по голове, то оно умирает медленной смертью, и это является причиной того, что бактерии находящиеся в толстой кишке животного проникают в его кровь, и начинают взаимодействовать с ней, пока не распространятся по всему телу. Поэтому выпуск всей крови из тела животного- это самый лучший способ заклания, при котором животное не подвергается мучениям и его мясо является безопасным для употребления.

Медицинский аспект запрета на употребление алкоголя и наркотиков

Хотелось бы остановиться на категорическом запрете Ислама на прием спиртных напитков и наркотиков. В Священном Коране сказано: " О верующие! Воистину, и нет сомнений, спиртное (все, что опьяняет разум, рассудок), азартные игры, идолы (различные формы язычества, жертвоприношения идолам) и гадания -мерзость (грязь, гнусность, скверна) из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете…» и далее: «…Перестаньте же заниматься этим!)" [сура №5 аят 90-91].

Человек- лучшее творение Аллаха, так как Господь поставил его выше других творений, дав ему разум, и человек обязан сохранить этот дар Всевышнего Аллах от того зла, которое может причинить человеку вред.

Нынешнее значение слова "свобода" превратилось во "вседозволенность". Распространение употребления алкоголя, табачных изделий и даже наркотиков стало обыденностью. По данным статистики, в России более 30 млн. человек хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Если не прямо, то косвенно, создаются условия для привлечения молодежи к табакокурению и употреблению алкоголя, а этим закладываются предпосылки к употреблению уже и наркотиков, так как они являются следующей ступенью в пропасть. Сегодня наше общество привыкло закрывать глаза на факты курения и распития алкоголя, даже среди молодежи. Это можно назвать невниманием по отношению к уже начавшейся болезни, которую следовало ожидать, ведь Пророк Мухаммад (Да благословит Его Аллах и приветствует) сообщил: "Опьяняющее является матерью бесчестия и зла" (Приводит Аль-Бухари). Таким образом, неоспоримым фактом является то, что умение мусульман заблаговременно предупреждает о возможной опасности вредных привычек. На протяжении всей своей истории Ислам последовательно и твердо выступал против пьянства и различных дурманов, справедливо считая это зло одним из самых опасных для человеческой цивилизации. Эффективность шариатского метода в решении этой проблемы заключается не только лишь в категорическом запрете на употребление различных опьяняющих веществ, но и в закрытии путей и дорог, ведущих к этому, таких как производство и распространение наркотических средств. По Исламским канонам за это предусмотрено суровое наказание. Эта проблема чрезвычайно актуальна и в наше время, когда из года в год все больше людей обретает пагубное пристрастие к наркотикам, с каждым днем все глубже увязая в трясине, из которой им без посторонней помощи уже не выбраться. Нам представляется, что основная причина распространения наркотиков кроется в бездуховности и безнравственности современного общества. Выход из этого положения в том, что человек сам должен решить свои проблемы через внутренние свои убеждения. Именно отсутствие веры в душе человека, делающее его жизнь пустой и бесцельной, верховенство эгоизма, жажда быстрой наживы и ощущение собственной ненужности приводят в итоге к распущенности и вседозволенности среди молодежи. Невнимание со стороны общества и отсутствие духовно-нравственного стержня заставляют человека искать забвения своих насущных проблем в наркотическом дурмане, причем на какое-то время это становится лишь модной забавой, а уж затем, несколько позже, приходит окончательная зависимость, происходящая вследствие необратимых физиологических изменений в человеческом организме. К этому злу и относятся вино, наркотики, ибо они пагубно, отрицательно влияют на мозг человека и его организм в целом. Мы можем убедиться в этом, взглянув на пьяного человека: он не контролирует свои поступки, речь; не уважает себя и других, говорит скверное; совершает разные злодеяния, которые могут привести к смерти или убийству. По статистике большинство преступлений совершается в пьяном виде или под действием наркотиков. В хадисах Пророка (Да благословит Его Аллах и приветствует), говорится: " Не пей опьяняющего, ибо оно ключ всех злодеяний..." "40 дней Всевышний не примет молитву того, кто выпьет опьяняющий напиток...".

Если Аллах запрещает что-либо, то все действия, связанные с этим запретны. Вино, сигареты и эротические зрелища мусульманину запретны. Деньги связанные с производством, работой, куплей-продажей этих веществ, считаются харамом (запретными), даже если человек потратил их на хорошем пути (ради Аллаха).

С точки зрения медицины алкогольные изделия и наркотики являются причинами опасных заболеваний и могут привести и привести к смерти человека. Они также являются главными причинами психических, нервных заболеваний и других систем организма человека (цирроз печени, рак желудка и т.д.). Употребление алкоголя является причиной духовной деградации, упадка общества и катастрофического ухудшения генофонда. К сожалению, также увеличивается и уровень женского и детского алкоголизма. Ислам настолько строго относится к алкоголю, что не поощряет его использование также в качестве лекарства. Передается от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (Да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: " Поистине, Аллах не сделал для вас лечения в том, что запретил для вас". (Приводит Аль-Бухари).

Примечательно, что и в настоящее время медицина все более склоняется к точке зрения, полностью отрицающей безвредность умеренного употребления алкоголя. В этой связи заслуживают внимания слова академика Ф.Г. Углова: " Те, кто призывает к "умеренной дозе", культуре потребления спиртных напитков, сами находятся в плену у алкоголя. Пьянство и культура несовместимы ни в каких видах и "пропорциях", это антиподы".

С точки зрения социологии алкогольные изделия и наркотики являются причинами разложения семьи и общества. Большинство разводов и других социальных проблем также связаны с их потреблением. 50% браков распадаются ежегодно, в 30% случаев причиной является алкоголизм. У людей, их потребляющих, понижается моральный уровень, и они вызывают у населения отрицательные эмоции.

Если посмотреть на эту проблему беглым взглядом с точки зрения экономики, то увидим, что производство и продажа алкогольных напитков довольно прибыльное для государства. Однако если посмотреть глубже, то оказывается, что ущерб, наносимый последствиями их потребления, намного превышает прибыль, идущую от их производства и продажи. Под ущербом подразумевается дотация на здравоохранение (лечение алкоголиков и наркоманов, лечение других болезней, связанных с их потреблением) и правоохранительные органы (деньги, затраченные на усиление контроля над преступностью). Совершенно очевидно, что от вина и наркотиков тянутся нити всех дурных поступков человека. Вот почему нам необходимо поднять духовный уровень человечества, а для этого мы должны вести работу по религиозному просвещению и воспитанию личностей (психотерапевтическое значение проповедей имама) в духе истинных высших ценностей, которые проповедует Ислам. И в возрождении традиций Ислама нам видится мощный резерв сохранения и улучшения не только нравственного, но и физического здоровья в целом, так и каждой отдельной личности.

О вреде курения и других причинах, ведущих к онкологии

Существенную роль в возникновении рака легких, полости рта, языка, гортани, прямой кишки играет курение. Однако, соблюдение запретов и рекомендаций ислама объективно снижает риск возникновения многих заболеваний, в том числе онкологических. Так, нормы Шариата в области прикрытия определенных частей тела, отношений между полами, питания способствуют оздоровлению человеческого организма. В патогенезе многих онкологических и предраковых заболеваний также играют особую роль открытые солнечные лучи. Их длительное воздействие на оголенные участки кожи способны спровоцировать рост чрезвычайно злокачественной опухоли- меланомы. При этом особому риску подвергаются обладатели большого количества родинок, пигментных пятен, так как они особенно склонны к раковому перерождению. В этом отношении особенно опасно агрессивное солнце южных стран, куда в последнее время зачастили туристы, многие из которых с утра до вечера "выпекаются" на солнце, нещадно поджаривая себя чуть ли не до шоколадного цвета. Такое загорание чревато возникновением не только меланомы, но и рака груди. Известно, что по Шариату женщины должны покрывать все части своего тела, кроме лица, кистей и стоп.

Ученые- гинекологи указывают на следующие причины возникновения рака шейки матки: беспорядочная половая жизнь, травма шейки вследствие большого количества абортов и родов, венерические заболевания. Стоит отметить, что в Шариате существует система сексуальных запретов, во многом являющаяся противоядием против половой распущенности, аборты в Исламе также запрещены, за исключение случаев, когда беременность угрожает жизни матери и прерывается на ранних сроках. Что касается возможного инфицирования шейки матки, то не стоит забывать, что оно возможно и в браке, если супруги не соблюдают нормы гигиены - например, практикуют половую близость во время менструации у женщины. Это очень опасная практика, поскольку риск занесения инфекции в этот период очень высок. В исламе близость во время менструации строго запрещена.

Злокачественное заболевание - рак тела матки возникает у женщин не рожавших, и зачастую, не живших половой жизнью, попросту говоря, у "старых дев" в подлинном смысле этого слова. В данном случае позиция Шариата является предельно четкой - монашество в Исламе запрещено, безбрачие резко осуждается, а вступление в брак является крайне желательным и частью сунны Пророка (Да благословит Его Аллах и приветствует). И мужчина, и женщина должны жить полноценной жизнью в браке, полностью реализуя свое предназначение. Это является залогом здоровья - как их собственного, так и их детей. Соблюдение законов Шариата в ряде случаев играет профилактическую роль в предотвращении возникновения иных форм рака. Например, обрезание у мальчиков существенно снижает риск развития рака у мужчин во взрослом возрасте и предотвращает развитие фимоза. Современная наука доказала также, что заболеваемость женщин раком шейки матки зависит от того, сделано ли обрезание у их мужей. Не случайно обрезание крайней плоти в последние годы получило широкое распространение и в традиционно христианских странах Запада.

Катастрофические масштабы на сегодняшний день принял рак кишечника и, в частности, прямой кишки. В его возникновении, как и в случае с раком легкого, немалую роль играет курение и хроническая травматизация этого органа. В данном контексте стоит вспомнить, что Ислам резко негативно относится к таким извращениям, как анальный секс даже между мужчиной и женщиной, а гомосексуализм и вовсе жестко запрещает.

Половая распущенность и гомосексуализм

Половая распущенность и гомосексуальные отношения повышают риск заболевания венерическими болезнями, некоторыми разновидности рака, бесплодием, различными венерическими заболеваниями, СПИДом в том и числе. Известно, что общества, провозгласившие своим принципом вседозволенность, захлестнуты волной болезней, передаваемых половым путем, которые по своей распространенности среди населения вышли на первое место среди инфекционных заболеваний. Ислам в защиту отдельных людей и целых обществ запрещает заниматься распутными действиями. Например, в одном из них говорится: " И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь - это мерзость и плохая дорога".(сура №17, аят 32).

Сейчас весь мир в ужасе от угрозы эпидемии СПИДа. Как слова предупреждения о появлении этого страшного заболевания можно воспринимать высказывания Пророка Мухаммада (Да благословит Его Аллах и приветствует): " Порок становится явным в людях, и они сами начинают говорить о нем только тогда, когда поразит их чума и болезни, о которых не знали их предки". То есть там, где существуют распутство и разврат, будут появляться новые бедствия. Значительные успехи в лечении венерических болезней с помощью современных методов привели к тому, что некоторые люди перестали обращать внимание на них, возлагая чрезмерные надежды на медицину. Для них хочется процитировать мнение известного польского сексолога, профессора Збигнева Лев-Старовича: "Хотя мы и располагаем эффективными методами лечения, но необходимо помнить, что многие инфекции вызываются возбудителями, устойчивыми к применяемым ныне лекарствам; кроме того целый ряд болезней протекает бессимптомно, и лишь их отдаленные последствия заставляют вспомнить об истинной причине различных драматических ситуаций (например бесплодия). Существует и другой аспект, которым нередко пренебрегают: частые смены партнеров способствуют внедрению, как в собственный организм, так и в организм другого человека вирусов, штаммов бактерий, уменьшающих сопротивляемость и нарушающих биохимию половой сферы. Ведь для каждого человека характерна своя флора и среда, а половое сожительство со многими партнерами способствует обмену микроорганизмами, которые могут вызвать заражение".

Роль соблюдения правил гигиены

Велика роль соблюдения правил гигиены в профилактике заболеваний человека. В первую очередь хотелось бы остановиться на гигиеническом уходе за полостью рта. Навыки ухода за полостью рта пришли к нам со времен возникновения Ислама. Известно, что в профилактике многих заболеваний важную роль играет поддержание зубов и ротовой полости в здоровом состоянии. Несоблюдение гигиены полости рта является причиной кариеса и пародонтоза, хронического тонзиллита, ревматизма, заболевания сердца и сосудов, болезни почек, ЖКТ. Поэтому трудно переоценить предписание Пророка Мухаммада (Да благословит Его Аллах и приветствует) о необходимости регулярно чистить зубы. Передают, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (Да благословит Его Аллах и приветствует), сказал: "Если бы я не боялся обременить мою общину, то велел бы использовать сивак при каждом омовении". (Передал Аль-Бухари). Поэтому среди мусульман широкое распространение в качестве средства защиты зубов получило употребление "сивака". Сивак - прообраз современной зубной щетки, изготавливаемой из корня лекарственного растения. С его помощью удаляют остатки пищи, он оказывает дезинфицирующее воздействие благодаря содержащимся в нем химическим веществам, препятствуя тем самым скоплению микробов и предохраняя зубы и ротовую полость от стоматологических заболеваний. Таким образом, сивак одновременно выполняет роль и зубной щетки, и зубной пасты. Карл Фукс так его описал: " У татар я нашел только одно косметическое средство-палочка, короткая, получаемая из Бухарии, имеющая в себе вязкую горечь, под названием "мисвак-агач". Татарские купцы всякий раз перед тем временем, когда идти в мечеть, трут себе зубы и десны, чтоб не пахло изо рта" [8]. Он и в настоящее время широко используется в здравоохранении арабских стран, в частности, в Саудовской Аравии. Кроме того, в профилактике стоматологических заболеваний важное гигиеническое значение имеет полоскание ротовой полости, совершаемое во время каждого омовения. Кроме чисто гигиенических соображений, необходимость содержать в чистоте полость рта исламскими богословами объяснялась тем, что именно человеческий рот произносит Имя Создателя Вселенной - Аллаха, и поэтому не должен быть осквернен чем-либо недостойным. По требованию исламского вероучения, из человеческого рта всегда должны исходить благовония. Современные медицинские исследования показывают, какое большое значение для гигиены тела имеет соблюдение правил гигиены и к каким тяжелым последствиям может привести пренебрежение ими. Так, если не стричь ногти, то это может привести к заболеванию, так как под ними скапливаются целые колонии микробов- переносчиков болезней. Моча представляет собой совокупность токсических веществ, выводимых организмом при мочеиспускании. Поэтому Ислам предписывает оберегать тело и одежду от попадания мочи. Это требование воспитывает у людей чистоплотность.

Ритуальное омовение

Роль ритуального омовения, совершаемого перед намазом, с точки зрения гигиены и санитарии неоспорима. По китайской медицине, на человеческом теле имеются более 700 биологически активных точек, из них 66 точек являются сильнодействующими, и в рефлексотерапии за эти эффекты их называют точками агрессии, античными точками или точками первоэлементов. 61 из этих сильнодействующих точек расположены на ногах, между щиколоткой и коленом. Таким образом, если учесть, что при совершении омовения мытье ног до колен и протирание (массаж) моющихся частей тела являются сунной ( то есть желательной), то получается, что каждый раз при омовении мусульмане совершают своего рода комплексную процедуру, включающую в себя гидромассаж БАТ, температурное и физическое воздействие на них. При омовении лица, не считая освежающего воздействия воды на терморецепторы кожи лица, происходит "перезарядка" таких органов, как кишечник, желудок и мочевой пузырь, оказывается положительное воздействие на нервную систему, половые функции и т.д. При омовении рук до локтей происходит гидромассаж БАТ, что приводит к поднятию тонуса, успокоению сердца, усилению кровообращения и половых функций, нормализации работы легких, продолжается воздействие на кишечник и мочевой пузырь. На моющейся при омовении части правой ноги расположены БАТ, связанные с костной системой, кишечником, нервной системой, поясничной областью, желудком, поджелудочной железой, желчным пузырем, щитовидной железой, солнечным сплетением и т.д. Таким образом, при мытье правой ноги активизируются эти системы и органы - происходит нормализация их функционирования. На моющейся части левой ноги расположены БАТ, связанные с гипофизом - органом, регулирующим работу желёз внутренней секреции и контролирующим процессы роста, связанные с половыми железами и т.д. Большое количество (более 100) БАТ расположены в области ушных раковин. Они представляют собой своего рода "пульт управления" всего тела. Известно, что омовение ушей является сунной при совершении ритуала омовения. При этом происходит активация 17 зон, расположенных внутри, и 5 зон с задней стороны каждой ушной раковин. При массировании точек, расположенных на ушах, происходит нормализация работы почти всех внутренних органов, снижение давления при гипертонии (на ушных раковинах расположены анитигипертензивная и антиаллергическая зоны), уменьшается зубная боль и боль при ангине.

Намаз

Намаз оказывает благотворное терапевтическое и духовное воздействие на мусульманина, начиная с ритуального омовения и до совершения специальных ритуальных телодвижений в процессе намаза: такбир, кыям, руку, саджда, джалса и таслим. Мусульмане совершает пять обязательных ежедневных молитв (салят), ряд необязательных молитв (сунна, нафиль), а также намаз таравих в месяце Рамадан. Выполнение этих молитв сопряжено с умеренными физическими нагрузками на все мышцы тела, в процессе которых одни мышцы сокращаются изометрически (т.е. сохраняя свою длину), другие же сокращаются изотонически (т.е. сохраняя напряженность). Энергия, необходимая для мышечного метаболизма, повышается в процессе выполнения молитвы, что приводит к активному потреблению кислорода и веществ, питающих мышцы. Это, в свою очередь, вызывает вазодилятацию, т.е. увеличение калибра кровеносных сосудов, что облегчает приток крови к сердцу. Временно возросшая нагрузка укрепляет сердечную мышцу и улучшает циркуляцию крови внутри неё. Небольшие физические нагрузки, которые испытывает молящийся при выполнении намазов, улучшают общее состояние и эмоциональный настрой. Повышаются выносливость организма, сопротивляемость и гибкость. Было замечено, что пятикратная ежедневная молитва даёт физиологический эффект, аналогичный тому, что возникает при занятиях бегом по три километра ежедневно, не вызывая побочных нежелательных проявлений.

Молитва способствует улучшению здоровья и продлевает жизнь. В результате повторяющихся регулярных движений тела во время молитвы мышечная сила, эластичность сухожилий, связок, гибкость и кардиоваскулярный резерв организма повышается. Намаз повышает общую сопротивляемость организма, чувство уверенности в себе и в своих силах. Намазы улучшают респираторную деятельность: циркуляция крови в капиллярах, окружающих мелкие артерии или легочные альвеолы, усиливается, вызывая улучшенный газообмен и более глубокое дыхание. Благодаря увеличению потребления кислорода человек, чувствует себя лучше. Мусульмане, которые кроме предписанных ежедневных пятикратных молитв выполняют ещё и дополнительные намазы, гораздо более активны и жизнеспособны, чем те, кто их не выполняет. И это особенно заметно у людей в преклонном возрасте. Хорошо известно, что физические упражнения могут предотвращать тромбоз сердечной мышцы, повышать потребление кислорода, замедлять частоту сердечных сокращений, несколько снижать кровяное давление.

Исследователь Гарвардского университета Герберт Бенсон установил, что повторение молитв, аятов Священного Корана и поминание Аллаха (зикр) в сочетании с небольшой физической активностью и пассивным отключением активного мыслительного процесса вызывает ответную физиологическую релаксацию: понижение кровяного давления, уменьшение потребления кислорода, уменьшение частоты биения сердца и частоты дыхания.

Таким образом, оказывается, что намаз, сочетающий в себе все описанные признаки, является идеальным условием, вызывающим состояние физиологической релаксации. Когда намазы выполняются человеком всю жизнь с перерывом в несколько часов - это воспитывает в человеке дисциплинированность и выносливость и человек получает от этого как физическую, так и духовную пользу. Ислам является единственной религией, в которой духовные устремления молящегося сочетаются с выполнением ряда обязательных физических движений во время намазов.

Регулярный утренний намаз позволяет значительно снизить риск возникновения сердечнососудистых заболеваний и атеросклероза. Об этом свидетельствуют результаты исследований Ассоциации кардиологов в Иордании. Иорданские медики указывают, что причиной возникновения ряда опасных сердечно - сосудистых заболеваний является слишком продолжительный сон (более восьми часов). Дело в том, что частота сердцебиения во время долгого сна падает до 50 ударов в минуту, а это в свою очередь приводит к затруднению кровообращения, закупорке сосудов, ослаблению сердечной мышцы. В результате увеличивается риск инфаркта и инсульта. Избежать этого, по мнению ученых, можно, если делать непродолжительные перерывы во время сна. После четырех часов сна желательно пробудиться хотя бы на 15 минут и сделать какие-нибудь движения. Именно это обеспечивают ежедневные молитвы на рассвете, считают иорданские кардиологи. В исследовании указывается, что мусульмане, ежедневно прерывающие свой сон на утренн

Наши рекомендации