Отношение ислама к здоровью человека
Пророк Мухаммад (Мир Ему) сказал: « Сильный мусульманин ценнее и более любим для Бога, нежели слабый [15]. Задачей ислама как религии является воспитание сильной и всесторонне развитой личности и создание общества, спаянного крепкими духовными узами. Для Ислама важен, прежде всего, здоровый человек, как в духовном, так и в физическом отношении. Любой разумный человек, когда посмотрит на этот совершенный мир, увидит, что все, от камней до растений, было создано по некой причине и мудрости и для какой-либо цели. А значит, что созданный самым достойным, т.е. человеком, также был создан с какой-либо определенной целью. Всевышний Аллах, в Коране говорит про людей следующее: "Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе (безо всяких обязанностей)?" [Сура «Аль-Кыяма»,36]. И на самом деле, человек не предоставлен самому себе. У него есть множество обязанностей. Эти обязанности можно подразделить на два вида:
1.обязанности человека по отношению к Аллаху.
2.обязанности человека по отношению к себе и другому человеку.
Про первую категорию обязанностей Пророк Мухаммад (Мир Ему) сказал: "Ислам основывается на пяти столпах: свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад(Мир Ему)-посланник Аллаха; выполнять намаз; выплачивать закят; совершать Хадж и поститься в месяц Рамадан" [13]. Эти религиозные обязанности являются нашим долгом перед Аллахом, точно также, как сохранение своего здоровья, присмотр за семьей, в момент нужды оказание помощи тем, кто близко и далеко, особенно единоверцам, проявление интереса и забота об их нуждах,- являются религиозными обязанностями человека. Согласно религии ислам обязанности можно подразделить на пять категорий:
1.обязанности по отношению к Аллаху
2.обязанности по отношению к самому себе
3.по отношению к членам семьи
4.по отношению к Родине, народу
5.по отношению друг к другу.
Каждый человек, в первую очередь, обязан исполнить свой долг раба перед тем, Кто создал его из ничего. Всевышний Аллах в Коране говорит: "Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне" [Сура «Аль-Зарият»,51-56]. То есть основная цель создания людей и джиннов, это бытие рабом Аллаха. Но нужно всегда помнить, что Всевышний и Всемогущий Аллах ни от чего не зависит. Он (Свят Он и Велик), не нуждается ни в чьем поклонении. Но люди нуждаются в поклонении Ему.
Что же касается нашей обязанности по отношению к самим себе, то это в первую очередь, обязанность поддерживать и развивать свою жизнь. Следовательно, сохранение жизни и её развитие являются религиозным предписанием. Посмотрите, что приказывает Всевышний Аллах в Священном Коране: "...и не ввергайте себя собственными руками в гибель, вершите добро..."[Сура «Аль-Бакара», 195].
В хадисе Пророка Мухаммада (Мир Ему) говорится: «Два блага не оценивают большинство людей: здоровье и свободное время" [14]. Также Он (Мир Ему) говорил: «Цените пять вещей до наступления других пяти: жизнь до прихода смерти, здоровье до болезни, богатство до бедности, свободное время до полной занятости, молодость до наступления старости».
Одна из лучших щедростей и наград Аллаха, ниспосланных человечеству- это хорошее духовное и физическое здоровье. Наивысшее творение Всевышнего- человек- обладает совершенством и гармонией внутренних и внешних характеристик. Создав человека, Аллах даровал ему религию Ислам, как надежную опору в жизни, как необходимые знания и счастье в обоих мирах. Вера в Аллаха- это единственное, что делает каждого из нас действительно богатым, спокойным, уверенным, а значит, здоровым. Сказано Пророком (Да благословит Его Аллах и приветствует): "Просите у Аллаха убежденности в вере и здоровья, ибо никто так не богат, как тот, кто убежден в своей вере и обладает хорошим здоровьем".
Учитывая, что человек есть создание, состоящее из души и тела, обязанности по отношению к самому себе делятся на душевные и телесные. Наша обязанность по отношению к своей душе состоит из воспитания и развития духовных сил. Духовные силы - это разум, чувства и воля. Необходимо питать их хорошей, достойной и полезной духовной пищей. Что же касается телесной, т.е. физической стороны, наша религия повелевает нам защищать и развивать не только душу, но и тело.
Болезни человека тоже бывают двух видов: телесные и душевные. Поэтому для каждого вида болезней определен соответствующий тип лечения. Об этом напоминает великий египетский ученый - Ибн Хаджар (773/1371-852/1449) во вступлении к своей широко известной ещё в эпоху раннего средневековья книге "Фатх аль-бари фи шарх сахих аль-Бухари"- толковании сборника хадисов "Аль-Джами ас-сахих" имама аль-Бухари: "Врачевание делится на два вида: врачевание сердца и врачевание тела". Врачевание сердца возможно только через ниспосланное слово Аллаха Пророку Мухаммаду (Да будет ему Мир и благословение Аллаха). Что же касается врачевания тела, то для этого есть советы Пророка (Да будет ему Мир и благословение Аллаха). В Коране Всевышний творец не разделяет духовное и физическое. Неверие, многобожие и лицемерие Создатель называет недугом и пороком сердца, который становится не только заболеванием души и тела, но и ведёт к мучительному наказанию: "В их сердцах -порок. Да усугубит Аллах их порок! Им уготовлено мучительное наказание за то, что они лгали!"[Сура "Аль-Бакара,10]. Отрицание Бога- болезнь, страшнее и опасней которой нет. Физические же болезни не являются грехом. Ведь сказал Аллах: " Нет упрека ни слепому, ни хромому, ни больному" [Сура "Аль-Фатх",17]. Однако сохранение дарованного Всемогущим Аллахом блага является обязанностью каждого разумного человека. Один из первых вопросов в Судный день будет о том, как мы расходовали свое здоровье: "Разве Аллах не сделал твое тело здоровым и не устранил жажду твою холодной водой?".
Здоровье человека является одной из основных задач Ислама. Ислам запрещает убийство, ростовщичество, азартные игры, алкоголь, прелюбодеяние, ложь, злобу, зависть, словом все то, что может навредить человеку, семье, государству, обществу. И, наоборот, устанавливает законы, ведущие к правильному образу жизни, мышлению, здоровому питанию. Всевышний ниспослал человеку как здоровье, так и болезни. Однако по словам Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует): "Аллах не ниспослал ни одного недуга, одновременно не даровав от него лекарства". В божественном откровении- Коране Творец сообщает, что для людей -хорошо, полезно, а что- нет. Сам Коран является совершенным средством исцеления от любых болезней духа и тела, защитой, руководством и милосердием. Большое количество аспектов по сохранению здоровья человека содержатся в огромном своде законов Аллаха, отраженных в Коране и хадисах, позднее собранных в книгу - "Медицина Пророка".
Рекомендации по врачеванию
На протяжении многих веков мусульмане стремились следовать советам Пророка Мухаммада (Да будет ему Мир и благословение Аллаха). Даже современная медицина сегодня испытывает неподдельный интерес к методам сохранения здоровья и лечения заболеваний и прочих недугов, предложенным Посланником Аллаха (Да будет ему Мир и благословение Аллаха).
В общих чертах мусульманская медицина основывается на следующих постулатах:
·Не рекомендуется врачевать тем, кто не является врачом;
·Не дозволяется лечить без знаний, ведь "Тот,кто возьмется за лечение без знаний, тот поплатится за причиненный вред больному";
·В лечении врач обязан брать на себя всю ответственность, бояться причинить вред;
·Не рекомендуется в качестве лечения использовать такие продукты и лекарства, которые запрещены Аллахом: "Так как Аллах дал страдание и дал облегчение в нем, каждой болезни есть лекарство. По этой причине продолжайте лечение, но не лечитесь запретным;
·Плата за врачевание должна быть узаконенной, в размерах, допустимых Шариатом.
Вышеперечисленные советы в основном относятся к врачам. Заболевшим же пациентам Пророк (Да будет ему Мир и благословение Аллаха) советовал следующее:
- Заболев, начинать лечение нужно с желания снова стать здоровым. И хорошим лечением почти при всех заболеваниях является пост: "Поститесь, и таким образом получайте оздоровление";
- Обращаться к профессиональным докторам, сторониться самозванных лекарей и врачевателей. Когда к Пророку (Да будет ему Мир и благословение Аллаха) приходили за советом в лечении, он или советовал какое-либо лекарство, или направлял к известному врачу. На серьезность и важность данного вопроса указывают также следующие слова Пророка Мухаммада (Да будет ему Мир и благословение Аллаха) : "Если кто-то взялся врачевать и о его врачевании до этого ничего не было известно, тот берет всю ответственность на себя";
- Быть осторожным, внимательным к заразным заболеваниям, не находиться в местах эпидемий. Но если всё-таки кто-то оказался в зараженной местности, он обязан оставаться там до окончания срока карантина: " Если кто-то из вас узнает, что в каком-то месте распространилась эпидемия (чума), не посещайте это место. Если кто-то из вас находится в том месте, где распространилась эпидемия(чума), пусть не покидает этого места", "Разговаривайте с больным проказой на расстоянии одного копья"[16] .