История изгнания сейидов после
ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ (СРАЖЕНИЕ
ПОКОЛЕНИЯ ПРОРОКА МУХАММЕДА С
АРМИЕЙ ЕЗИДА)
После трагедии в Кербела все Сейиды, объединившись, объявили траур по убиенным и прокляли Омейядского императора Езида, сына Муавия и внука Абусуфьяна за жестокое уничтожение поколения пророка.
Траур длился долго. В Кербела было неспокойно. Чтобы обезопасить себя, император Омейядской империи Езид отдает приказ во что бы то ни стало изгнать Сейидов из Ирака, особенно из Кербела. Жестокий Хаджаж, следуя приказу, начал гнать Сейидов со священных земель. Он даже пытался уничтожить могилы погибших. Но это ему не удалось.
Сейиды, опасаясь за жизни близких, решили оставить Ирак и бежать на территорию другого государства — Ирана. Но это не было их конечной остановкой. Через некоторое время они стали продвигаться дальше: в Северный Азербайджан, Дагестан. В Дагестане основная масса остановилась в Дербенте. Лишь немногие (всего несколько семей) поднялись в горы на постоянное жительство. В книге капитана Руновского о жизни Имама Шамиля отмечается, что в Имамате Авария жили пятнадцать семей Сейидов. По посланию пророка Мухаммеда все эти семьи получали денежные пособия из казны Бейтул-Малека. Эти вопросы также нашли отражение в другой книге (книга начала восьмого века). Автор Джахиз (это его псевдоним), что означает “пучеглазый”. О себе автор пишет, что был очень некрасивый, и приводит такой эпизод из своей жизни: однажды он сидел на базаре в Ираке. Вдруг увидел, что к нему подходит незнакомая женщина в чадре, берет его за руку и ведет за собою. Долго шли они по базару, пока не дошли до ювелирной мастерской. Ему не терпелось узнать, в чем дело. Ювелир начинает ему объяснять причину их визита. Оказывается, что эта женщина захотела заказать фигурку шайтана из драгоценного камня. Но ювелир ответил, что он никогда не видел шайтана и естественно изобразить то, что не видел, он не может. Тогда женщина объявила, что она найдет и приведет шайтана. Вот она и привела тебя.
Такова история происшедшая с автором книги. И вот этот Джахиз тоже рассказывает о Сейидах.
Муавия враждовал с Али (сын Абу-Талиба). Однако, хотя они и были врагами, после смерти Али Муавия помогал семье Али, ежемесячно выделяя им денежную сумму. Муавия считал себя халифом, хотя это не так. Он только исполнял заветы Мухаммеда. Заветов было два: писание Аллаха (Коран) и Ихли-бейт — семейство пророка: сам пророк Мухаммед, Али, внуки пророка, Гасан, Гусейн и Фатима.
Вообще, вопрос о возникновении (происхождении) Сейидов — очень сложный, противоречивый вопрос.
Известный ученый Дагестана Мирза-Гасан-Эффенди Мемнун пишет ответ на письмо, полученное из Дербента. Автором письма был некий офицер по имени Мирза-Гаджи Алкадарский. В этом письме Алкадарский доказывает истинность происхождения Сейидов от пророка Мухаммеда.
В другой книге, которая написана на кумыкском языке, говорится о смерти дочери пророка Мухаммеда. Перед смертью она поручает мужу восьмилетнего Гасана и семи летнего Гусейна. Ночью, когда младенцы находились в сладком сне, мать прощалась с двумя падишахами мира.
Тесть Шамиля — Имам шейх, Джамалетдин, тоже принадлежал к Сейидам. По нации он был казикумухцем и жил в поместьях Аслан-хана, сына Шахмардан-бека, отца Нуцан-хана. Шейх Шамиль сам тоже относился к роду Сейидов. В детстве его имя было Шейх-Али. Но после перенесенной тяжелой болезни его называют Шамилем.
Пятнадцать семей, которые обжжились в горах Дагестана, свои ветви пустили по нескольким линиям: Авария, казикумухцы и кумыки. В небольшой книжке о Дагестане говорится, что среди кумыков есть шииты. На самом деле это были Сейиды.
ИСТОРИЯ РОДА СЕЙИДОВ
Сейиды и Агамиры — коренные жители города Дербента. Братья Агамир — Таиб, отец Сейид-Мамеда и Ага-Мир-Гусейна, отец мешади Сейид-Гасана из 7-го и 5-го магалов.
В г. Дербенте проживают около девяноста семей Сейидов и Агамиров. Только некоторые из них уехали в Баку. Среди них следует указать несколько поколений покойного Мирисмаила во главе со старшим сыном Мирралламом из 6-го магала; сыновья Миримамверди и его брат Мирсамед, проживающий на 6-ом магале.
Семьи Агамир-Гусейна, Агамир-Багира и его брата Миркямала из 5-го магала.
Известный в поколениях Сейидов-Агамиров род генерал-майора, доктора военно-технических наук профессора Сейидова Тофика из 6-го магала, проживающего на ул. Хан-куче.
Наследники Кербелаи Мир-Садыка на сегодня продолжателями его рода являются сыновья: Мир-Садык из семьи Агамир-Аббаса, Сейид-Яхья и Мирдайи, проживающие на 1-ом и 3-ем магалах.
Продолжатели рода Сейид Гаджи-Ахмеда, отца Агамир-Халила, деда Ага-Гаджи Мирахмеда-ахуна, жителя 9-го магала.
Семья Шикяс-Мири, отец Мирисмаила, 1 магал.