Выдающиеся личности 6 магала
В Дербенте есть 9 магалов. В своем рассказе хочу рассказать об одном из них, о 6-ом магале. Потому что этот магал во многом отличается от других магалов. И не удивительно, что когда речь идет о жителях магалов, говорят: “Мы из торгового центра”, что означает: “Мы из 6-го магала”. На всех магалах на свадебном торжестве плов подавали в медных подносах. А в 6-ом магале плов подавали в фарфоровых блюдах. Всегда говорили, что этот магал купцов и беков. И это на самом деле было так.
Ведь именно с этого магала вышли ряд выдающихся личностей. Одним из них являлся миллионер Эминов Хаджи Шахмардан Моллаэмин оглу. Такого человека, занимающегося благотворительностью, не было ни в одном магале. Среди жителей этого магала своей благотворительностью прославился Хаджи Алиахмед Хаджи Нифтулла оглу. Он на каждый святой месяц 10 дней раздавал милостыню.
Житель этого магала Кярбалаи Хамза тоже был одной из влиятельных личностей. У него было 7 сыновей и одна дочь. И все они были образованные. Старшего сына Алигейдара все знали как прекрасного человека. Его в 1942 году арестовали как врага народа.
Третий сын Абдулджэлил работал в государственном аппарате Азербайджана. В 1937 году его тоже расстреляли как врага народа.
Четвертый сын Абдулазиз до последних дней своей жизни работал в Бакинском Государственном Университете. В Азербайджане он известен как патриарх минералогической науки. Он был доктором минералогических наук.
Пятый сын Кярбялаи Хамзы мешади Абдулкадыр в Иране получил духовное образование. В 1944 году его тоже арестовали как врага народа. После освобождения он вернулся на Родину.
Шестой сын, Магомед, был профессором, доктором исторических наук. Он умер и был похоронен в Баку.
Последний сын, Абдуллятиф, был инженером и умер в Баку.
Восьмым членом семьи была Сякина-ханым. Она работала учительницей. Житель шестого магала, известный математик Мирсамед Сейидов, был ее мужем. Оба они скончались в Баку.
Одним из знаменитых жителей 6-го магала был Сейидов Сейид Гасан Мирмустафа оглу. Он работал в Азербайджанском Государственном Университете деканом. Аспирантуру он закончил в Москве. В 1944 году погиб на Великой Отечественной войне.
Видный деятель Азербайджанской музыкальной культуры Асеф Зейналлы тоже выходец из 6-го магала. Он был выпускником Итальянской консерватории. Скончался на 22 году жизни в Баку.
Его брат, Джафар Зейналлы, работал заместителем министра в Министерстве Внутренних дел, будучи подполковником. В 50-е годы умер и был похоронен в Баку.
В настоящее время в Баку в старом городе именем Асеф Зейналлы названа улица и средняя музыкальная школа.
Знаменитый скульптор Омар Эльдаров был сыном Гасанбалы, внуком Абдина и правнуком Эльдара. Отец Омара Эльдарова Гасанбала выучился в России в институте на агронома. После окончания Великой Отечественной войны он вернулся в Дербент. Работал в совхозе им. К. Маркса начальником участка. Омар Эльдаров был великим скульптором и депутатом Милли меджлиса (народного собрания). Он вложил большой труд в создание памятника Зарифы-ханым Алиевой.
Одной из порядочных купеческих семей 6-го магала считалась семья Мешади Гасан Гафур оглу. Его старший сын Абдулхалыг и младший сын Зейнал были выпускниками реального училища. Внук Абдулхалыга Исмаил является профессором Азербайджанской Академии нефти и химии. Семью Мамедбековых знают все. Мирза Ахмед-бек Мамедбеков работал приставом в селах северного Табасарана. Его штаб находился в селении Ерси. Его дед Мамед-бек служил подполковником в царской армии.
Сын Мирзы Ахмед-бека Керим Мамедбеков сочетал должность председателя Совета Министров Дагестана с другими руководящими должностями Правительственных органов.
Младший брат Керима Хади работал в Москве в Министерстве пищевой промышленности.
Двое их сестер тоже были образованными. Одна работала в Крыму, другая в Московском метрополитене главным инженером.
Единственная дочь Мамед-бека Ханым вышла замуж за купца Хаджи Тагы, который являлся сыном Хаджи Казыма. Он был жителем 6-го магала. Хаджи Казым был единственным представителем города Дербента, которого сам император Александр II пригласил на коронацию. Хаджи Казым был сыном мешади Асадуллы.
Одним из жителей 6-го магала был также Кярбалаи Магомед. У него было семеро детей, из них три дочери и четверо сыновей. Все они были образованными. Его второй сым Багадур в данное время живет в Москве и работает доктором медицинских наук, профессором в области онкологии.
Сулейман Султанов (сын Мурсал-бека), который был вторым лицом Государственного аппарата Азербайджана, тоже был выходцем из 6-го магала. Он в 1937 году был депортирован как враг народа и через 20 лет вернулся в Государственный аппарат. Умер в Баку, был похоронен на Родине в Дербенте.
Одним из выдающихся личностей 6-го магала является также правнук Султан-бека, внук Исмаил-бека, брат Ися-бека Султанов Сафтар мешади Алияр оглу. Закончив с отличием Политехнический институт в Новочеркасске, долгие годы работал в Дербенте инженером. Теперь Сафтар живет в Баку и давно уже на пенсии.
Хочется рассказать еще об одной семье.
Джафар хан вместе со своей семьей в начале века был сослан в Сибирь. Там он близко познакомился с революционерами и через 10 лет ссылки вернулся в Дербент. Он рассказал людям о том, что Коммуна — это будущее, на что люди, посмеявшись, подумали, что он потерял рассудок. Однажды Джафар хан повстречался с миллионером Сафтаром Ахундовым в нижней части города на нынешней улице Буйнакского. Он строил дом. Сафтар Ахундов спросил у Джафар хана:
— Как тебе мой новый дом?
На что Джафар хан ответил:
— Неплохо, но жить тебе в нем не суждено.
Сафтар Ахундов подумал, что Джафархан помешался, вытащил из кармана золотую монету и отдал ее ему, но тот не взял. Вскоре произошла революция, и его предсказания сбылись.
Единственный внук Сафтара Ахундова Вагид Ахундов сейчас работает в Президентском аппарате Азербайджана.
Сын Джафар хана Иса-бек до 40-х годов был жив. Он всегда носил на плече ружье. Был строгим и смуглым человеком.
Его единственный сын Дашды-бек участвовал в Великой Отечественной войне и там же погиб.
Сафтара Ахундова и Алимирзу Фигарова арестовали в Баку, привезли в Дербент, заключили в тюрьму в камеру №17. В то время тюрьма находилась на нынешней улице Ленина в здании фабрики “Динамо”.
В 1937 году в число врагов народа были включены Агалар-бек Пашабеков и Мирза Урва Мамедрза оглу.
В число семейств, живущих в 6-ом магале относились род Эбдаллар (Рзаевы) и Сюлсюллер. Им принадлежали дома, магазины, виноградники и многое другое. Эти семейства во времена правлений Надир-шаха были переселены с прибрежных районов реки Кюр в Дербент. Никаких потомков из рода Сюлсюлляр не осталось. Зато род Эбдалов живет и поныне. Один из представителей Сейфулла Рзаев живет сейчас в Москве.
Одним из знаменитых жителей 6 магала является также генерал, доктор технических наук Тофик Сейидов, который является заведующим кафедрой в военой Академии. Его могила находится на почетном кладбище.
Одним из покойных его дедов в Дербенте был Сейид Тагы, братьями Ахун Сейид Хамза, Мешади Мир Мехти, третий дед ага Мир Казым и четвертый Мир Али Эннагы. Согласно этой хронологии по арабскому календарю умер в 750 году.
ДИНАСТИЯ И РОД ГАЙДАРБЕКА
У Гайдарбека было трое сыновей: Минатулла-бек, Неметулла-бек, генерал, и Гаджи-Гамдулла-бек. Минатулла-бек с семьей жил в местечке возле площади Свободы, где находится ныне кожвендиспансер. Неметулла же жил на 2-ом магале, книзу от углового трехэтажного дома по ул. Рзаева. Рядом с Неметуллой, в одном квартале, жил сын брата Мусабека. Родник Мекирли находился в этом же квартале. Неметулла, сын Гайдарбека, как это было указано ранее, являлся царским генералом. Умер он в 1910 году. Его похоронили к югу от Дербента. Но его могила разрушена, как и ряд других могил в Дербенте во время рытья окопов в 1943 году. У него не осталось наследников.
У старшего сына Гайдарбека было трое сыновей: Мусабек, Исабек и Касумбек. У Мусабека был сын по имени Исмаил-бек. В 1918 году он являлся начальником полиции г. Дербента, когда его расстреляли вместе со своим дядей Касембеком. А дядя тогда занимал пост главы г. Дербента. Их расстреляли армянские бичараховцы из организации Дашнаксутун. В то время эти бичараховцы находились в Дербенте. Газета “Дагестан” №1 сообщала, что армяне, служащие бичараховцам, совершили самосуд над мусульманами г. Дербента, что они арестовали и расстреляли не только главу г. Дербента и начальника полиции, но расстреливают любого мусульманина. Газета “Дагестан” от 14 ноября 1918 г. писала о том, что виновность расстрелянных людей не указывается.
Касумбек окончил университет в Санкт-Петербурге. Он владел несколькими иностранными языками.
Исабек Гайдаров тоже был образованным человеком и в свое время был главой г. Дербента после Гамидбека Векилова, сына Худадат-бека. Исабек имел большие земли к северу от Дербента, а также много других хозяйств. У сына Минатуллы-бека Исабека было двое сыновей и одна дочь. Дочь свою он выдал замуж за образованного Мухаммед-бека, сына Алибеки и внука Магарамбека, которые жили по ул. Церковной (ныне ул. Коммунаров) напротив нынешнего здания суда. Старший сын Исабека Гайдарова был Омарбек. Он тоже был образованным человеком. Женился он на дочери Бейбалабека, сестре полковника Муртуз-Алибека и Али-Марданбека. Муртуз-Алибек в 1922 г. уехал в Турцию вместе с Гайдаровым.
Сын Гайдарбека Ибрагимбек был всесторонне развитым человеком. Первый раз он женился на дочери князя, полковника Угумияева по имени Саядбике. Она являлась внучкой дочери генерал-лейтенанта Араблинского. От нее родился сын Ибрагимбек, который по настоящее время живет в Турции.
Ибрагимбек Гайдаров окончил в Санкт-Петербурге институт железнодорожного транспорта.
Когда Ибрагимбека избрали в третью думу, он оканчивал Петроградский институт путей сообщения. Это было в 1913 году. Он также принимал участие на съезде мусульман Кавказа в г. Баку в 1917 г. Там он впервые выступил с докладом против В.И. Ленина, так как он являлся первым противником коммунистического строя. С 1 января 1919 года Ибрагимбек Гайдаров стал министром иностранных дел Северо-Кавказской Республики Дагестан. Через некоторое время он эмигрировал во Францию со своим сыном и двумя дочерьми от второй жены по имени Нигар-ханум. Во Франции он находился до 1925 г. В 1925 году по приглашению старшего сына Минатуллы Ибрагимбек из Франции переехал в Турцию в город Анкара. В Турции он работал в Министерстве путей сообщения. Под его руководством в ряде городов Турции были проведены железные дороги. Умер он в возрасте 70 лет и похоронен на лучшем кладбище Анкары. Ибрагимбек родился в 1879 г., умер в 1949 г. У него были глубокие всесторонние знания. Его сын Минатулла тоже имел высшее образование и пользовался большим уважением и почетом в Турции.
Ибрагимбек мечтал окончить несколько разных ВУЗов, войти в глубину мира науки, и потому, имея одно высшее образование, он был недоволен. Главной мечтой Ибрагимбека было воссоединение Дагестана с Азербайджаном, в особенности родного Дербента. С этими мечтами он и ушел из жизни.
Я побеседовал с его покойной сестрой. Она мне напомнила про нашего Абдуллаева Гамдуллу. Сказала, что от брата им было два письма, которых они не видели. Только лишь в КГБ вызывали ее мужа, чтобы написать отказ от писем со стороны сестры. Я тогда много узнал о покойном роде Гайдарбека. Его сестра покоится на кладбище к югу от Дербента.
У Касумбека, сына Минатуллы-бека, внука Гайдар-бека, до революции и в 70-х гг. было во владении около 6 га виноградников, которые находились у подножия гор, выше нынешнего армянского кладбища. За 6 га виноградников и зимой, и летом присматривал житель 9-го магала по имени Ахад. Ахад-бек был отцом покойного Мухтара, который в прошлом работал в милиции. Однажды во время сезона винограда в 1916 г. двое русских солдат потребовали у управляющего Ахад-бека виноград. Он же им ответил, что это не его собственность и что он тут только управляющий и без разрешения хозяина, против его воли, он не может дать им выделенное количество винограда. Несмотря на это, солдаты самовольно направились к виноградникам. Крайне злой, Ахад-бек берется за оружие и кричит им, прося убраться из виноградников. Но они продолжали наполнять свои сумки. Тут Ахад-бек не стал больше ждать и выстрелил так, что один упал замертво, другой же спасся бегством. Эта новость доходит до органов власти, и Ахад-бека арестовывают, наконец начинается суд. Касумбек тоже приходит туда, и видится со своим управляющим. Слово предоставляют заключенному Ахад-беку. Он берет себя и руки и говорит: “Я являюсь служащим на своей работе. И на каждого, кто посягнет нарушить мои границы, я вынужден и обязан открывать огонь”.
Потом слово предоставили хозяину владения Касумбеку Гайдарову. Он, в свою очередь, поддержал своего управляющего, утверждая, что он выполнял свой долг. В результате арестованного оправдали. Ахадбек вернулся на свою работу.
Касумбек Гайдаров имел также двухэтажный дом по ул. Буйнакского, выше дома купца Гаджи-Шерифа, и около 2 га орошаемой земли около дома. Перед самой революцией этот двухэтажный дом с садом был продан жителю Дербента Магарамову Исмаилу, отцу Джалеля, ставшего позже вице-адмиралом.
У Исмаила, в свою очередь, был брат Мешади Алияр. В настоящее время их поколение живет в г. Баку. Сын вице-адмирала Джалеля служит в космической авиации старшим офицером. Зовут его Гариб.
ДВЕ ЗАПОМНИВШИЕСЯ СВАДЬБЫ,
СОСТОЯВШИЕСЯ НА 6 МАГАЛЕ
Первая из них состоялась в 1912 году на 6-ом магале. Сыграли скромную свадьбу того времени у Талыбова Алибалы, сына мешади Гаджи-бабы. На свадьбу был приглашен известный певец из Азербайджана Джаббар Гарягды-оглы, который в том же году приехал из Ирана на свадьбу Мамедали-шаха, сына Музаффарятдина-шаха из династии гаджаров.
Джаббар Гарягды-оглы был знаменитым певцом из Северного Азербайджана.
В то время свадьбы играли в больших дворах. Свадьба Алибалы прошла во дворе дома богатого человека Гаджи-Шахмардан муллы Эмин-оглы (Эминов). Гостей встречали трое сыновей Гаджи-Шахмардана: мешади Али-Экбер, Мухаммед-Садык и младший сын Мухаммед-Керим. Кроме них среди встречающих были сыновья другого знатного рода Абдуллаевых во главе с Фейзуллой, сыном мешади Гаджи-Абдуллы.
Эта свадьба прошла очень весело, все гости остались довольны.
На следующий день Джаббара благополучно провели до Баку, выразив благодарность и уважение за редкий талант.
Эта свадьба надолго осталась в памяти жителей 6- го магала. Об этой свадьбе подробно рассказал житель 6-го магала (ныне покойный) Али-Ага Аскеров — сын мешади Гораша, и Гасанов Сейфулла — сын Фейзуллы-оглы из рода Памбуглар.
Вторая такая свадьба состоялась в 1922 году у известного рода Алекберовых (Момлинляр). Свадьба была Мустафы-сына мешади Гаджи-бабы. У мешади Гаджи-бабы было четверо сыновей и одна дочь по имени Минаханум. Отцом мешади Гаджи-бабы был молла Гаджи-Ахмед. Дедом был Аликбер, прадедом мешади Фатали — основатель династии Момлинляр. Они жили на пересечении 5-го и 6-го магалов.
Мустафа был старшим сыном мешади Гаджи-бабы. На свадьбу было приглашено пятьсот человек. Ворота особняка, где игралась свадьба, были распахнуты с двух сторон — с 5-го и 6-го магалов. Приглашенных встречали 25 человек из рода Алекберовых с двух ворот.
Ханянде (певец) по имени Ислам был приглашен из Азербайджана (Гарабага). Его ждали очень долго, но не дождавшись, пошли встречать на вокзал. Но поезд из Баку опаздывал на 3 часа. Чтобы свадьба не расстроилась, был приглашен местный ханянде Дурег Абаскули, второй муж Мясмяханум из 5-го магала. А на станции Ислама из Гарабага встречали два фаэтона. Наконец поезд из Баку прибыл, и фаэтоны поспешили на свадьбу.
Когда Ислам вошел во двор, он услышал ноющий голос местного певца (ханянде). Тот исполнял “Хей-раты”. Ему это не понравилось, и он сказал: “Если у вас был свой ханянде, то зачем нужно было приглашать меня?” Хозяин объяснил это тем, чтобы свадьба не сорвалось, из-за опоздания поезда.
Войдя во двор, Ислам из Гарабага поздравил присутствующих. Послышались громкие аплодисменты, и полилась танцевальная музыка: “Узун-дере”, “Теркеме” и другие.
Дурме (палка для приглашения на танец) передавалась из рук в руки.
Так прошло около двух часов... Послышались громкие возгласы: это присутствующие просили Ислама из Гарабага спеть мугам-сегах Мирза Гусейни. На свадьбе были знатоки мугама. В это время присутствующие заметили слезы на глазах Имран-бека, сына Расул-бека, отца Джумшуд-бека. От искусства пения мугама Имран-бек не смог удержать слезы. На память приходят душезатрагивающие слова на азербайджанском языке.
Дюн гедже ятмыш идим хеял илен
Гэм бесдеринде идим, о назлы нигяр илэн,
Сорушду мэндэн эй, бимари эшг,
Неждэ кечди гюнюм, мэндэн сора о рузигар илэн?
Дедим нютгюн мэсихием, нютгилэн инанмышлам.
Зюлфюн сияхи сайэсинэ имди мэн далдаланмышлам.
Аллах! мэни джэхэннэмэ салма!
Мэн нары джэза гюню нари хюджрюдэ,
Артых бу дюнъяда янмышам!
Эй хамэтэ ислам, алэмэ солтан,
Ким салды сэни, бу дэрдю бэлайэ?
Олъсэм сэнэ бир вэсийэтим вар,
Табутума япышмаха эджйары коймайын гэлсин!
Эти строки принадлежат покойному Исламу из Гарабага.