Биомеханические принципы шинирования зубов. Виды стабилизации зубных рядов.
Под шинированием понимают объединение нескольких или всех зубов в единый блок каким-либо ортопедическим аппаратом (шиной).
Шинирование направлено на решение основных задач ортопедического лечения при заболеваниях пародонта.
Е. И. Гаврилов считал, что для достижения лечебного эффекта шинирования при планировании шинирующей конструкции необходимо руководствоваться следующими биохимическими принципами:
1. Ограничение подвижности зубов за счет жесткости шины, что благоприятно действует на больной пародонт
2. Разгрузка пародонта происходит за счет нормализации распределения жевательного давления
3. Разгрузка пародонта зубов с наибольшим его поражением происходит за счет наиболее устойчивых зубов
4. Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, является самой жесткой за счет аркообразное™ и взаимного пересечения векторов подвижности включенных в шину зубов
5. При линейном расположении шин в боковых отделах, справа и слева, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза
Основные виды стабилизации.
Известно, что лучший результат шинирования получается тогда, когда шина объединяет зубы, подвижность которых происходит в пересекающихся плоскостях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация называется передней.Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в переднезаднем направлении, называется боковой(сагиттальной). Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, имеющих одинаковую функцию. Объединение передней и боковой шин (например, при помощи соединительной коронки) между собой придает ей дугообразную форму, а стабилизация становится более устойчивой и называется переднебоковой.
Для усиления сопротивляемости трансверзальным нагрузкам, боковые шины могут быть объединены между собой поперечной связью (дуговым протезом). Таким образом возникает поперечнаястабилизация. Если все зубы зубного ряда соединяются в блок непрерывный или многозвеньевой шиной, то появляется круговаястабилизация.
Ответы на экзаменационные вопросы
II часть
ВОПРОС 7
Временное шинирование и его роль в комплексном печении болезней пародонта. Показания к удалению зубов
При пародонтите.
Основные виды шинирования.
Шинирование может быть временным или постоянным, а конструкции шин съемными и несъемными. Временное шинированиепроводят на период терапевтического и хирургического лечения для создания условий нормального функционирования пародонта. Кроме того оно необходимо для выяснения прогноза существования отдельных зубов, например до заживления постэкстракционных ран и решения вопроса о включении этих зубов в постоянную шину. Временные шины применяются также для закрепления результатов ортодонтического лечения, как ретенционные аппараты.
В качестве временных шин могут использоваться временные пнротезы после множественного удаления зубов, для чего их дополняют шинирующими элементами. Временное шинирование и непосредственное протезирование имеют важный психотерапевтический эффект. При временном шинировании обычно применяют шины не требующие препарирования зубов и лабораторного изготовления, для чего используются быстротвердеющие пластмассы, композитные материалы, либо армируют их лигатурной проволокой.
Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для длительной иммобилизации подвижных зубов.
Показания к включению зубов в шину.
Ведущим фактором в определение показаний к удалению, сохранению и включению зубов в шину является величина атрофии зубной альвеолы. Необходимо учитывать также степень подвижности зубов, топографию дефектов зубного ряда, конструкции будущего протеза или шины, характер прикуса, возраст и состояние больного и др.
Наличие у зубов третьей подвижности является противопоказанием для включения в шину. Рекомендуется их удалять. Подлежат удалению также зубы с подвижностью второй степени, если резорбция луновочковой кости превышает 1/2 длины корня зуба. Не сохраняются также зубы с патологической подвижностью первой степенью и резорбции, превышающей 2/3 высоты лунки. Зубы с подвижностью второй степени и хроническими околоверхушечными очагами, даже если их каналы хорошо запломбированы в шину не включают. Наличие же свища является абсолютным противопоказанием для включения зуба в шину.
Целесообразным считается шинирование зубов с подвижностью зубов первой и второй степени, при этом основным правилом шинирования считается соединение подвижных зубов с неподвижными, сохранившими резервные силы. При шинровании съемными конструкциями показания к сохранению зубов могут быть несколько расширены.
Для временногошинирования используется лигатурное связывание зубов, а также шинирующпая конструкция непосредственно изготовляемая в полости рта больного. Из быстро твердеющих акриловых пласмасс и композитов или химиоотверждаемых композиционных материалов. В ряде случаев пластмассовые шины могут армироваться лигатурной проволокой или лигатурные временные шины покрываются слоем пластмасс.