Возможные патогенетические пути коррекции опухолевого процесса
Успех в лечении любого заболевания, в том числе опухолевого, зависит от свовременного и правильного диагноза. С диагнозом "рак" вселяется обычно беспросветная безысходность, которая часто приводит больного к набоковской формуле человеческого бытия (неизбежность - невозвратимость - несбыточность), ускоряя приближение смерти. Но существует совершенно иная смысловая триада человеческого существования (воля - дух - вера), способная круто изменить материальный субстрат жизни, а следовательно, и даже сам опухолевый процесс. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи самоисчезновения опухолевой клетки, а также современные достижения фармакотерапии некоторых форм злокачественной опухоли (полное излечение лимфомы Беркитта, семиномы, хориокарциномы).
В связи с известными представлениями о патогенезе опухолевого процесса можно выделить несколько подходов к лечению больных со злокачественной опухолью:
1. Современное лечение больных со злокачественной опухолью складывается из методов хирургического, лучевого и химиотерапевтического удаления опухолевых клеток. Безусловно, современная хирургия блестяще справляется с проблемой по
удалению опухолевой ткани из организма, но не решает проблемы радикального избавления больного от опухолевой болезни. Фактически еще не опровергнут тезис Авиценны не трогать "холодную" опухоль, коль скоро она определена пальпаторно. Радиоактивное и химическое уничтожение опухолевой клетки несколько продлевает
жизнь больного. Борьба с опухолевыми клетками химиопрепаратами осуществляется, в основном, путем воздействия на биомические пути синтеза нуклеиновых кислот - использование:
- препаратов блокирующих синтез азотистых оснований нуклеиновых кислот, к примеру, пентостатин;
- ингибиторов рибонуклеотидредуктазы - гидроксимочевина;
- ингибиторов синтеза ДНК - цитарабин;
- блокаторов трансляции - даунорубицин;
- ингибиторов синтеза белка - фермент L-аспарагиназа; ингибиторов функции микрофиламентов - колхицин.
Однако по вышеперечисленному механизмам могут быть повреждены и клетки нормальных тканей. Достичь высокой избирательности и снижения токсичности цитостатиков позволяет оригинальный способ термического лизиса опухолевой клетки (по В.Ф.Баллюзек, 1992). Автором был использован феномен лавиннобразной гибели клеток при условии введения цитостатиков (в качестве лишь "детонатора") на пике метаболической активности (гликолиза) при температуре тела 42 градусов Цельсия в течение 2-х часов. При этом развивается синдром эксцесс-лактата, который сопровождается избирательной гибелью опухолевых клеток, а не нормальных, так как лактат в них метаболизируется.
Более естественным и радикальным подходом к избавлению организма от опухолеых клеток является восстановление функции иммунокомпетентных клеток, активность которых в той или иной степени угнетается в организме больного со злокачественной опухолью. В комбинированной терапии опухолевой болезни поэтому важное место занимает препараты, обладающие иммуностимулирующими свойствами. Противоопухолевые иммуностимулирующие препараты были получены из микробных тел (БЦЖ), грибков (крестин, зимозан) и растений (зостерин).
К препаратам эндогенного происхождения относятся цитокины (ронколейкин). Несколько иным иммунорегуляторным противоопухолевым действием обладают регуляторные пептиды костного мозга - миелопептиды. В частности, противопухолевое влияние препарата МП-2 (миелопептида-2) связано угнетением ингибирования опухолевой клеткой Т-лимфоцитов. При этом происходит восстановление лизирующего эффекта Т-клеток.
Однако указанные способы освобождения организма от опухолеых клеток пока не достигают желаемого результата - выздоровления. Если проследить путь возникновения злокачественой опухолевой клетки (см. патогенез), то невозможно ожидать другого результата, так как она стала таковой по причине "смертельной схватки" за жизнь. Об этом же свидетельствует легкость формирования резистентности к препаратам против опухоли.
2. Более биологически обоснованным путем борьбы с опухолевой клеткой, по-видимому, является нормализация фенотипа опухолевой клетки путем восстановления вне- и внутриклеточной регуляции дифференцировки и кооперации. При этом необходимо подчеркнуть, хотя это не особенно корректно, что многие "поведенческие" реакции опухолевой клетки напоминают свойства зарождающегося плода в утробе матери: все "действия" опухолевой клетки направлены на подчинение организма для себя; "заставляет" делать «материнский организм» то, что надо ей. Вместе с тем, изменения функции и обмена веществ макроорганизма могут отрицательно сказываться на развитие и прогрессию опухолевой ткани., т.е. возникает проблема отрицательных и положительных взаимоотношений организма «хозяина» и опухоли. Следовательно, необходимы методы коррекции функционального состояния человека. К ним можно причислить метод биоинформационного программирования (BIP - терапия) путем восстановления информационно-обменных взаимосвязей физиологического и психоэмоционального состояния человека с использованием матрично-резонансного конвертора (генератор по технологии фирмы "AIRES"), а также способ стохастического управления фрактальным магнитным полем. Терапевтический эффект этих воздействий может быть усилен препаратами, коррегирующими внутриклеточные механизмы деления клеток, внеклеточные процессы межклеточной кооперации и др. Однако, следует отметить, что противопухолевые технические решения и препараты этого поколения находятся еще в стадии клинического испытания.
3. Одной из разновидностей адъювантной терапии больных со злокачественной опухолью является применение ферментных препаратов (к примеру препарат Вобэ-Мугос Е). Эти препараты оказывают благоприятное влияние на организм больного через восстановление оптимальных взаимоотношений между биологически активными веществами и их рецепторами как в опухолевых клетках, так и в клетках опухолевого окружения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Каждый случай злокачественной опухоли можно рассматривать как следствие длительного эксперимента, поставленного самой природой, по развитию эволюции клеточной защиты от гибели. И если учесть, что все в природе имеет определенный смысл в свете сосуществования природы и человека, то феномен рака обусловлен богатством приспособительных эволюционных возможностей клеток, способных сохранить свою "вечность" существования через процесс репродукции. Открытие онкогенов и антионкогенов несколько приостановило блуждание во тьме в процессе поисков биохимической основы злокачественной опухоли. Эволюционно все заложено в мудрости природных явлений. А живая система, будь то она одноклеточной или многоклеточной, на "посягательства" ее жизни создала целый комплекс механизмов сохранения себя, который в целостном организме проявляется как опухолевый процесс. И гены, по воле судьбы своей, именованные устрашаюшим нас названием «онкогены», отслужив своевременно свое назначение в дальнейшем подвергаются репресии. Об этом свидетельствует развитие каждого индивида с момента зарождения до смерти. Подсчитано, что во внутриутробном периоде в течение неполного 1 года клеточная масса увеличивается в 500 тысяч раз. Такую невероятную скорость пролиферации клеток невозможно трудно представить активностью тех же генов, которые обеспечивают рост и развитие в постнатальном периоде, когда клеточная масса возрастает всего в пределах 20 - 25 раз. Сохранение деления у соматических клеток в постнатальном периоде связана с необходимостью выполнения не только специфической функции, но и обеспечения жизнедеятельности других клеток (альтруистическая функция). Однако из этих клеток возможно развитием опухоли. При условии хронического повреждения клеток для сохранения структурного гомеостаза включается самый надежный генетический механизм сохранения клеточного постоянства - замедление механизмов апоптоза оставшихся живых, деляшихся клеток. Это позволяет сохранить структурный гомеостаз за счет медленнодифференцирующихся клеток, подвергающиеся тем или другим факторам повреждения. Если растение сохраняет себя сбрасыванием мертвых частей и сохранения ростковых зон, то у живой клетки остается только один путь - это включение генетических механизмов независимого существования для репродукции себе подобных. Молекулярные механизмы экспрессии протоонкогенов служат доказательством такой трансформации генома клетки. Раковая клетка приобретает свободу передвижений (метастазирование), свободу проникновений в лучщие условия жизни (инфильтративный рост), быть незаметным "стражу" защиты - иммунологической системе и стать независимым от энергообеспечения. Фактически опухолевая клетка перестает "слышать" окружение, что приводит к потере кооперативности. В конечном итоге, клон этих "эгоистично" настроенных клеток, вызывая внутриорганные и межорганные разрушения, приводят к гибели самого организма.
Обсуждаемы вопросы, которые входят в экзаменационную программу по патофизиологии темы:»Патология клетки и онкогенез»
1.Основные механизмы повреждения клеток
2. Повреждение исполнительного аппарата клеток ( нарушение функции ядра, мембран)
3. Виды и механизмы некробиоза. Апоптоз, механизмы развития, роль в патологии.
4. Механизмы адаптации клеток к повреждению
5. Опухоли. Морфологическая, биохимическая, физико-химическая атипичность опухолей.
6. Генетические механизмы канцерогенеза.Стадии канцерогенеза: инициация, промоция.
7. Опухоли. Причины развития, методы экспериментального изучения опухолевого роста.
8. Противоопухолевый иммунитет. Роль нарушения иммунологического надзо ра при опухолевом процессе.
9. Протоонкогены, онкогены. Механизмы экспрессии онкогенов.
10. Общие признаки малигнизации. Молекулярные механизмы нарушения роста и дифференцировки при опухолевой трансформации клеток.
Список рекомендуемой литературы по теме:»Патология клетки. Онкогенез»
1. Аббасова С.Г., Липкин В.М., Трапезников Н.Н. Кушлинский Н.Е. Система Fas-FasL в норме и при патологии // Вопросы биол. мед. и фарм. химии 1999, №3, с.3-16.
2. Г.И.Абелев. Альфа-фетопротеин-взгляд в биологию развития и природу опухолей //Соросовский образовательный журнал. М.,1998, N9. С.8-14.
3. Р.Марри, Рак, онкогены, факторы роста //В кн. Биохимия человека. М.:Мир, 1993. Т.2. С.352-366.
4. В.Дж.Маршалл. Клиническая биохимия.-М.,1999. - С.309-311.
5. Нестерова М.В,, Чо-Чанг Ю.С., Северин Е.С. Роль антисмысловых олигонуклеотидов в регуляции клеточных процессов // Вопросы биол. мед. и фарм. химии 1998, №4, с.3- 14.
6. Общая онкология:Руководство для врачей/Под ред.Н.П.Напалкова.-Л.: Медицина, 1989. - 648 с.
7. Программированная клеточная гибель, под ред. Новикова B.C., Санкт-Петербург "Наука", 1996.
8. Уманский С.Р. Апоптоз: молекулярные и клеточные механизмы // Молекулярная биология, 1996, том. 30. вып. 3, с. 487-502.
9. Турусов В.С.Прогрессия опухолей: этиологические, морфологические и молекулярно-биологические аспекты//Архив патологии. 1992. т.54,N7. С.5-14.
10. А.А. Фильченков, Р.С. Стойка Апоптоз и рак Киев: Морион, 1999. 184 с.
11. Abastado J.-P. Apoptosis: function and regulation of cell death // Res.Immunol. 1996, v.l47,p.443-456.
12. Arends M.J., Wyllie A.H. Apoptosis. Mechanism and role in patology // Intern.Rev.Exp.Pathol., 1991, v.32, p.223-254.
13. Hoffman E.J. Cancer and the search for selective biochemical inhibitor. N-Y., 1999. 560 p.
14. Magno G., Joris I. Apoptosis, oncosis, necrosis // Amer. J.Pathol. 1995, v.146, N,1, p.3 -15.
15. Pan H., Yin C., Dyke T.V. Apoptosis and cancer mechanisms // Cancer Surveys 1997, v.29, p.305-327.
16. A.S.Schneider, P.A.Szanto. Pathology. Baltimore, 1993. P. 83 - 99.
|
|
|
|
|
|
|
|