Хронический вирусный гепатит
Хронический гепатит развивается из острого или из стёртых и бессимптомных форм.
Патоморфология хронического вирусного гепатитаизучена довольно хорошо.
На основании морфологических изменений в биоптатах печени, устанавливается активность гепатита и стадию процесса, что имеет большое значение для определения тактики и эффективности лечения. При этом патоморфологи оценивают в баллах следующие параметры:
некрозы гепатоцитов (при вирусном гепатите, как правило, это апоптоз);
воспалительная инфильтрация;
фиброз.
Различают неактивный и активный хронический гепатит.
Хронический неактивный гепатит характеризуется воспалением в пределах портальных трактов с преобладанием в инфильтратах лимфоцитов.
Хронический активный гепатит отличается ступенчатыми некрозами и фиброзом.
Ступенчатые – некрозы гепатоцитов на границе портальных трактов и паренхимы. Если некрозы сливаются, формируя поля, соединяющие портальные тракты и центральные вены или портальные тракты друг с другом, они называются мостовидными.
Воспалительная инфильтрация паренхимы и портальных трактов представлена лимфоцитами, макрофагами и иногда плазматическими клетками.
Фиброз в начальных стадиях развивается в пределах портальных трактов. По мере прогрессирования он распространяется на паренхиму. На месте мостовидных некрозов развиваются т.н. порто-портальные или порто-центральные септы, которые могут окружать группы гепатоцитов.
Для вирусного гепатита С, кроме данных изменений, характерны жировая дистрофия гепатоцитов, лимфоидные инфильтраты в портальных трактах, деструкция и пролиферация жёлчных протоков.
Осложнением хронического вирусного гепатита является цирроз печени.
Гепатит А (болезнь Боткина) вызывается РНК-вирусом семейства Picornaviridae. Заболевание передаётся фекально-оральным путем. Вирус попадает в организм человека через загрязнённые продукты питания, воду, предметы обихода. Источник инфекции – пациенты с бессимптомной (безжелтушной) формой заболевания, у которых вирус выделяется с калом. Среди заболевших (около 80%) преобладают дети. Инкубационный период чаще составляет 15-30 дней.
Носительство и хроническое течение, как правило, не возникает.
Патогенез. Поражение печени связано с прямым действием вируса на гепатоциты.
Патоморфологиявключает изменения, свойственные острому вирусному гепатиту (см. выше).
Исход процесса обычно благоприятный. Редко возникают остаточные явления в виде склероза портальных трактов и очагового внутридолькового склероза на месте погибших гепатоцитов печени.
Вирусный гепатит В
Вирус, вызывающий гепатит В, относится к семейству Hepadnaviridae, Хронический гепатит развивается у 10 % взрослых больных, перенёсших гепатит B. Гепатитом В, по данным ВОЗ, страдает более двух миллионов человек во всём мире, число носителей – более 350 млн.
Вирусный гепатит В может протекать в форме моно- или микст-инфекции при одновременном или последовательном заражении несколькими гепатотропными вирусами.
Гепатиты В, С и Dимеют парентеральный механизм передачи (через кровь, её препараты, жидкости организма).
Источниками инфекции служат больные с острой и хронической формой гепатита, циррозом печени, вирусоносители. У них вирус присутствует в крови, моче, слюне, сперме, влагалищном секрете, менструальной крови и др. Основной механизм передачи инфекции – парентеральный. Пути передачи вирусного гепатита В:
половой;
от матери плоду (во время родов);
бытовое инфицирование через бритвенные приборы, маникюрные принадлежности, зубные щетки, мочалки и др.
через повреждённую кожу, слизистые оболочки (стоматологические манипуляции, инъекции, операции, переливание крови и её препаратов, эндоскопические процедуры, пирсинг, татуаж).
Инкубационный период от 50 до 180 дней.
Проникнув в кровяное русло, вирус с током крови заносится в печень, где внедряется в гепатоциты. HBV не цитотоксичен. Вследствие внутриклеточного размножения вируса, в мембрану гепатоцитов встраиваются вирусные белки, которые будучи распознанными клетками иммунной системой, вызывают развитие иммунного ответа. Дальнейшее Повреждение гепатоцитов происходит за счёт реакции иммунных клеток с вирусным белком и белком гепатоцита, содержащим в себе вирусный белок.
Осложнениями острого гепатита Вявляются геморрагический и отёчно-асцитический синдром, острая печёночная недостаточность, печёночная кома, ассоциированная инфекция (воспаление жёлчных протоков, пневмония, флегмона кишки, сепсис). Хронический гепатит В приводит циррозу с соответствующими последствиями (см. ниже).
Вирусный гепатит С вызывается вирусом (HCV) семейства Flaviviridae. Механизмы передачи гепатита С и гепатита В идентичны.
Считается, что 15-20% заражённых вирусом гепатита С излечиваются самостоятельно, при помощи собственной иммунной системы. У остальных больных заболевание приобретает хронический характер. В 20% случаев развивается цирроз или рак печени.
Вирус гепатита С оказывает на гепатоциты прямое цитопатическое действие. Белки HCV могут индуцировать апоптоз гепатоцитов. Повреждение гепатоцитов может быть связано со специфическим или неспецифическим иммунным ответом организма. Слабая иммунная реакция и мутационная изменчивость вируса во многом обусловливают высокую частоту хронизации HCV (примерно у 50-70% больных).
Осложнения гепатита С те же, что и при гепатите B. Многие из них связаны с циррозом печени и гепатоцеллюлярной карциномой.
ВТОРИЧНЫЙ ГЕПАТИТ
Вторичный гепатит (неспецифический реактивный) имеет чрезвычайно разнообразную этиологию:
инфекция (брюшной тиф, малярия, дизентерия, туберкулёз, сепсис);
интоксикация (при тиреотоксикозе, употреблении гепатотропных ядов);
поражение желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвенная болезнь, колиты);
системные заболевания (системная красная волчанка, ревматизм, ревматоидный артрит и т.д).
Патоморфология отличается умеренно выраженными изменениями печени (хронический неактивный гепатит или гепатит с низкой активностью):
очаговая гидропическая, баллонная и жировая дистрофия гепатоцитов;
пятнистые или реже сливающиеся некрозы гепатоцитов;
умеренная лимфоцитарная, гистиоцитарная инфильтрация портальных трактов с небольшим количеством нейтрофилов.
Клиническое течение у большинства больных доброкачественное, бессимптомное. Прогноз благоприятный.
23. Эктопическая беременность: этиология, патологическая анатомия клинико-морфологические варианты трубной беременности.
Эктопическая беременность – беременность, развивающаяся вне полости матки.
Имплантация может произойти в маточных трубах, значительно реже – в яичниках, брюшной полости, шейке матки. Чаще наблюдается трубная беременность, причинами которой являются патологические процессы, препятствующие перемещению делящейся яйцеклетки (морулы) через яйцевод в матку. Этими процессами могут быть склероз с сужением трубы в результате её воспаления, эндометриоз, опухоль, гипоплазия желтого тела яичника, гормональная контрацепция и внутриматочные контрацептивы и др.
Патоморфология.
Макроскопически при трубной беременности маточная труба веретенообразно расширена, в этом участке содержит эмбриональный мешок и часто – кровоизлияние.
Микроскопически выявляется активная инвазия цитотрофобласта в стенку трубы с врастанием в неё ворсин хориона, что неизбежно приводит к кровоизлияниям (гематосальпинксу) и в дальнейшем к разрыву трубы. Трубная беременность как правило прерывается в срок до 6 недель. Этот процесс имеет три клинико-морфологических варианта:
Разрыв трубы, сопровождающийся внутрибрюшным кровотечением со скоплением крови в прямокишечно-маточном пространстве.
Преобладающий гематосальпинкс, для которого характерен болевой синдром и относительно небольшая кровопотеря.
Частичный или полный трубный аборт – выход хориального мешка через ампулярную часть трубы в брюшную полость.
24. Ревматические болезни: определение, общие признаки, фазы дезорганизации соединительной ткани. Морфогенез ревматической гранулёмы. Основные нозологические формы.
Ревматические болезни – группа заболеваний с системным или локальным поражением соединительной ткани и сосудов, патогенетически связанным с иммунными нарушениями.
В настоящее время к ревматическим болезням относят более 120 патологических состояний. Наиболее распространенными ревматическими болезнями являются:
ревматизм;
ревматоидный артрит;
системная красная волчанка (СКВ);
системная склеродермия;
узелковый полиартериит;
дерматомиозит;
анкилозирующий спондилоартрит;
синдром Шегрена.
Ревматические болезни имеют ряд общих признаков:
наличие хронического инфекционного очага;
нарушения иммунитета в виде реакций ГНТ и ГЗТ;
системное поражение соединительной ткани;
генерализованный васкулит;
хроническое течение с обострениями.
В основе патогенеза ревматических болезней лежат аутоиммунные процессы с нарушением распознавания аутоантигенов активированными T- и B-клетками. Это сопровождается реакциями гиперчувствительности с преобладанием поражения сосудов. Основными проявлениями реакций ГНТ являются:
плазматическое пропитывание;
мукоидное и фибриноидное набухание;
фибриноидный некроз;
инфильтрация полиморфно-ядерными лейкоцитами и макрофагами;
тромбозы и кровоизлияния.
Реакции ГЗТ проявляются в продуктивных васкулитах с образованием гранулем, лимфогистиоцитарной инфильтрации, пролиферации эндотелия и адвентиции.
Поражение соединительной ткани при ревматических болезнях представлено системной прогрессирующей дезорганизацией, включающей следующие стадии:
мукоидное набухание;
фибриноидное набухание;
воспалительные клеточные реакции;
склероз.
Мукоидное набухание – поверхностное обратимое повреждение соединительной ткани с накоплением или перераспределением кислых гликозаминогликанов и набуханием основного вещества и волокон. Мукоидное набухание сопровождается нарушением функции вовлеченных в этот процесс органов и свидетельствует об обострении процесса.
Фибриноидные изменения соединительной ткани – глубокая и необратимая деструкция основного вещества и волокон со значительным повышением сосудистой проницаемости и образованием фибриноида. Фибриноид представляет собой сложное вещество, включающее фибрин и компоненты плазмы крови и распадающейся соединительной ткани. Распространенные фибриноидные изменения завершаются фибриноидным некрозом, что ведет к прекращению функции пораженных структур.
Воспалительные клеточные реакции имеют экссудативный или пролиферативный характер и вместе с фибриноидным набуханием приводят к склерозу, гиалинозу.
Несмотря на системность поражений соединительной ткани, при каждом ревматическом заболевании преобладают изменения определённых органов.
Ревматические гранулёмы, открытые в 1904 г. Л. Ашоффом, в 1930г. были подробно описаны В.Т. Талалаевым, после чего их стали называть гранулёмами Ашоффа-Талалаева. Гранулёма рассматривается как реакция на фибриноидный некроз стенки сосуда и соединительной ткани. Она предназначена для изоляции и фагоцитоза некротических масс. Ревматические гранулёмы определяются в сердце, строме других органов, в суставных сумках.
Центр гранулемы представлен очагом фибриноидного некроза. Вокруг него располагаются крупные макрофаги с круглыми или овальными ядрами и базофильной цитоплазмой, а также T- и B-лимфоциты. Это стадия "цветущей" гранулемы.
В последующем очаг фибриноидного некроза редуцируется, в гранулёме появляются фибробласты, что соответствует "увядающей" гранулёме.
Процесс завершается рассасыванием фибриноида и склерозом, что обозначается как "рубцующаяся" гранулёма. Цикл развития гранулемы занимает 3-4 мес.
Клеточные реакции при ревматизме дополняются инфильтрацией соединительной ткани сердца и других органов из лимфоцитов, макрофагов, эозинофилов, нейтрофильных лейкоцитов.
Заключительной фазой дезорганизации соединительной ткани является склероз, который имеет системный характер.
25. Ревматизм: этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения.
В зависимости от преимущественного поражения различных органов выделены клинико-морфологические формы ревматизма:
кардиоваскулярная;
полиартритическая;
церебральная;
нодозная.
Ревматизм – заболевание с системной аутоиммунной дезорганизацией соединительной ткани у пациентов, сенсибилизированных β-гемолитическим стрептококком группы А, протекающее с преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы.
В настоящее время термин "ревматизм" в диагнозе употреблять не рекомендуется. Применяют термины «острая ревматическая лихорадка» (при обострении заболевания) и «хронические ревматические болезни сердца» (ревматизм в неактивной фазе).
Этиология ревматизма связана с β-гемолитическим стрептококком группы А (Streptococcus pyogenes), вызывающим хронический фарингит и сенсибилизацию организма. Не исключается генетическая предрасположенность к ревматизму, поскольку он развивается лишь у 1-3% людей, инфицированных стрептококком.
Болезнь начинается обычно в возрасте от 7 до 15 лет, реже в 4-5 лет или более старшем возрасте. Ревматизм имеет острое, подострое, хроническое и латентное течение.
Патогенез заболевания окончательно не изучен. Существует сходство между антигенами стрептококков и антигенами кардиомиоцитов, стромы миокарда, соединительной ткани клапанов сердца и суставов. В связи с этим иммунный ответ на антигены стрептококка сопровождается образованием перекрёстно-реагирующих антител и к соединительной ткани этих органов.
В основе структурных проявлений ревматизма лежит прогрессирующая системная дезорганизация соединительной ткани, начинающаяся со стадий мукоидного и фибриноидного набухания. Следующая за ними клеточная воспалительная реакция проявляется в виде ревматических гранулём.