Анатомо-физиологические особенности периода раннего детства.
III период — раннее детство, или преддошкольный (от 1 года до 3 лет), характеризуется заметным снижением энергии роста, но более быстрым развитием центральной и периферической нервной системы, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети подвижны, любознательны, активно контактируют с внешним миром. У них совершенствуется речь, быстро развивается психика, расширяются границы эмоциональных проявлений: радости, обиды, удивления, страха, застенчивости, которым свойственна лабильность. Продолжает созревать двигательный анализатор, центральное звено которого расположено рядом с центром речи и письма. Под действием сигналов из двигательных центров стимулируется развитие близлежащих областей, поэтому, давая ребенку задания на развитие мелкой моторики (мозаика, игры с конструкторами и др.), можно совершенствовать его речь, учить счету, формировать обобщающие функции мозга. Задержка созревания движений повлечет задержку речи и общее отставание в психомоторном развитии. Не следует ограничивать двигательную активность ребенка и различнее игры, в которых закладываются бытовые и трудовые навь; .и.
Анатомо-физиологические особенности периода первого детства.
Дошкольный возраст.
Энергия роста ребенка в этом возрасте несколько замедляется, процесс окостенения продолжается менее интенсивно, чем в преддошкольном возрасте, корковые и подкорковые функции укрепляются, заканчивается формирование речи. Более интенсивно развиваются процессы внутреннего торможения, что способствует постепенному расширению возможностей воспитательного воздействия на организм ребенка.
Острота тонального слуха у дошкольников мало отличается от остроты тонального слуха у школьников, а речевые пороги превышают таковые у школьников на 7—8 дБ, что свидетельствует о различной степени развития физиологических механизмов, обусловливающих реакцию на слуховые раздражители первой и второй сигнальных систем. Это необходимо учитывать при проведении воспитательной работы. Резкие звуки и шум могут служить причиной притупления слуха в дошкольном возрасте.
Костная часть позвоночного столба у дошкольников растет энергичнее, чем хрящевая, и поэтому количество хрящевой части постепенно уменьшается. Однако позвоночный столб сохраняет, особенно в грудной части, большую подвижность, гибкость и податливость, и неправильное положение тела может привести к его искривлению.
В этот период адаптация к изменяющимся условиям внешней среды развивается более интенсивно, в особенности функция терморегуляции. Однако несовершенство иммунобиологических защитных механизмов и высокая общаемость дошкольников делают очень актуальной охрану их от инфекций. Особенности дошкольного возраста выдвигают необходимость с особой тщательностью охранять ребенка от неблагоприятных факторов внешней среды, в частности, путем санитарного благоустройства и содержания детских дошкольных учреждений, а также с помощью укрепления старых и воспитания новых навыков личной гигиены.
На завершающей ступени дошкольного возраста в связи с подготовкой детей к школе особое значение приобретают дальнейшее всемерное укрепление их здоровья, развитие их физической и психической выносливости, что способствует достижению так называемой школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают функциональную готовность ребенка к выполнению тех требований, которые предъявляет школа.
Анатомо-физиологические особенности периода второго детства.
Школьный возраст
Школьный возраст охватывает периоды второго детства, младшего, среднего и старшего школьного возрастов. Каждый из указанных этапов развития организма школьников характеризуется некоторыми особенностями. К семилетнему возрасту заканчивается период интенсивного увеличения массы ткани мозга, четко сформирована шестислойная структура коры большого мозга. Усиливается тормозной контроль ее. Масса мозга достигает нижней границы массы мозга взрослого человека. Этот возраст отличается необычайной подвижностью нервных процессов, превалированием возбуждения над торможением, иррадиации над концентрацией. Частые, вспышки возбуждения приводят к истощению нервной системы.
Благодаря защитной функции торможения школьники семилетнего возраста не способны значительно утомляться. Органы и системы весьма пластичны. Развиваются статические и динамические функции позвоночного столба, что повышает выносливость к статическому напряжению и возможность сохранить сидячее положение тела в течение 15— 20 мин, совершенствуется двигательный анализатор, движения становятся более координированными. Процесс окостенения костей запястья не закончен, червеобразные мышцы кисти развиты недостаточно, что создает трудности в выработке навыков письма.