Организм как единое целое. Регуляция функций в организме. Наследственность и среда.
Организм как единое целое. Регуляция функций в организме. Наследственность и среда.
Организм представляет собой единое целое, в котором строение и функции всех тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение строения и функций любого органа и системы органов вызывает изменения строения и функций других органов.
Воздействие внешней среды на организм и ответная реакция организма на условия жизни, как упоминалось, происходит посредством нервной системы. Внешняя среда оказывает влияние на регуляцию обмена веществ, а следовательно, на рост и развитие всего организма и отдельных органов и тканей.
Решающее значение для роста и развития организма детей имеют социальные и экономические условия жизни: жилище, питание, бытовые и гигиенические условия, трудовая деятельность, физические упражнения, перенесенные заболевания и др. На рост и развитие детей влияют также время года, климат и географические условиях наиболее благоприятен умеренный климат. Условия жизни особенно быстро изменяют рост, вес и окружность грудной клетки. Рост и ширина плеч и таза медленнее изменяются в зависимости от условий жизни и являются более устойчивыми показателями физического развития, особенно ширина таза, которая мало изменяется при неблагоприятных условиях. Решающее влияние социальных и экономических условий жизни доказано резким отставанием роста и развития детей неимущих классов по сравнению с имущими.
Гомеостаз и определяющие его факторы.
Гомеостаз в классическом значении этого слова физиологическое понятие, обозначающее устойчивость состава внутренней среды, постоянство компонентов ее состава, а так же баланс биофизиологических функций любого живого организма.
Основой такой биологической функции ,как гомеостаз, является способность живых организмов и биологических систем противостоять изменениям среды; при этом организмы пользуются автономными механизмами защиты.
Впервые этот термин применил ученый-физиолог, американец У. Кеннон в начале двадцатого века.
Любой биологический объект имеет универсальные параметры гомеостаза.
Гомеостаз системы и организма
Научная база такого явления, как гомеостаз, была сформирована французом К. Бернаром - это была теория о константе состава внутренней среды в организмах живых существ. Эта научная теория была сформулирована в восьмидесятые годы восемнадцатого века и получила широкое развитие.
Итак, гомеостаз это итог сложного механизма взаимодействия в сфере регуляции и координирования, которое происходит как в организме в целом, так и в его органах, клетках и даже на уровне молекул.
Понятие гомеостаза получило толчок к дополнительному развитию в результате использования методов кибернетики при исследовании сложных биологических систем, таких как биоценоз или популяция).
Функции гомеостаза
Исследование объектов с функцией обратной связи помогло ученым узнать о многочисленных механизмах, отвечающих за их устойчивость.
Даже в условиях серьезных изменений, механизмы адаптации (приспособления) не дают химическим и физиологическим свойствам организма сильно измениться. Нельзя сказать, что они остаются абсолютно стабильными, но серьезных отклонений обычно не происходит.
Механизмы гомеостаза
Наиболее хорошо развит механизм гомеостаза в организмах у высших животных. В организмах птиц и млекопитающих (включая человека) функция гомеостаза позволяет поддерживать стабильность количества ионов водорода, регулирует постоянство химического состава крови, держит давление в кровеносной системе и температуру тела примерно на одном уровне.
Существует несколько способов, которыми гомеостаз воздействует на системы органов и организм в целом. Это может быть воздействие с помощью гормонов, нервной системы, выделительных или нейро-гуморальных систем организма.
Гомеостаз человека
Например, стабильность давления в артериях поддерживается при помощи регулирующего механизма, который работает по образу цепных реакций, в которые вступают кровеносные органы.
Происходит это так рецепторы сосудов чувствуют перемену силы давления и передают сигналь об этом в мозг человека, который посылает ответные импульсы к сосудным центрам. Следствием этого становится усиление или ослабление тонуса кровеносной системы (сердца и сосудов).
Кроме того, в работу вступают органы нейро-гуморального регулирования. В результате этой реакции давление приходит в норму.
Участием нервных, гуморальных, обменных и других факторов. Множество отдельных механизмов, регулирующих внутри- и межклеточные взаимоотношения, оказывает в ряде случаев взаимопротивоположные (антагонистические) воздействия, уравновешивающие друг друга. Это приводит к установлению в организме подвижного физиологического фона (физиологического баланса) и позволяет живой системе поддерживать относительное динамическое постоянство, несмотря на изменения в окружающей среде и сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма.
Возрастные периоды
В современной науке нет общепринятых классификаций периодов роста и развития и их возрастных границ, т.к. паспортный и биологический возраста не совпадают, их оценивают по различным показателям:
· состоянию костной системы,
· моторным показателям,
· уровню половых гормонов.
Однако, в 1965 году на основе морфологических, физиологических и педагогических критериев была принята схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют этапы:
1) пренатальный (внутриутробный – 40-42 недели),
2) постнатальный (после рождения), где различают периоды:
I - новорожденности (1-10 дней, до момента отпадения пуповины)
Особенности:
1) резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) приводит к адаптациям в виде временных нарушений (устраняются спустя 1-2 недели):
· первые 2-4 дня потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении),
· желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов,
· гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением),
· недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается,
2) заболевания связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей) или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.),
3) самостоятельное дыхание,
4) наличие безусловных рефлексов (сосание),
5) выработка условных рефлексов (на время кормления).
II - грудной (10 дней - 1 год):
Особенности:
· процессы окостенения родничков: боковые - к 10 дням, затылочный - к 1,5-2 мес., лобный - к 1-2 годам;
· появление изгибов позвоночного столба: шейный лордоз - 1,15 мес., грудной кифоз - 6-7 мес., поясничный лордоз и крестцовый кифоз - к 1 году;
· появляются первые зубы (к 6 мес.) до 8 (к году);
· увеличивается рост - на 25 см (активность гипофиза);
· повышена регенерация тканей (за счет обилия молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, питающих их);
· воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микробовсо стороны регионарных (периферических) лимфоузлов слабо выражена, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией;
III - раннее детство(1-3 года)
Особенности:
· темп роста и развития ребенка несколько замедляется: прибавка роста - 8-10 см, веса – 4-6 кг за год;
· изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет;
· перевод с грудного вскармливания на общий стол (наличие зубов, увеличение количества пищеварительных ферментов, повышение концентрации соков);
IV - первое детство(3-7 лет)
Особенности:
· замедляются темпы роста (прибавки роста 5-8 см, веса - около 2 кг),
· меняютсяпропорции тела (голова составляет 1/6 длины тела)Þпроисходит перемещение средней точки длины тела (у доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, в возрасте 6 лет - на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого - на лобке),
· дальнейшее развитие и формирование иннервационного аппарата мышц Þхорошая координации движений (быстрый бег и прыжки, свободная ходьба по ступеням, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, вырезание из бумаги),
V–второе детство (8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки),
Особенности:
· дифференциация по полу,
· меняется социальная жизнь ребенка (начало обучения в школе, освоение новых навыков),
· усиление функций двигательной зоны к.б.п. (на правую кисть падает нагрузка → активизация нейронов → стимуляция морфофункционального созревания б.п. головного мозга, подкорковых структур, лобных долей → речь, произвольное внимание),
VI - подростковый(13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки)
Особенности:
· усиление функций гипофиза и половых желез (тропные гормоны стимулируют половые железы),
· проявление вторичных половых признаков (по Таннеру5 стадий зрелости: оволосение под мышками - 4 стадия),
· повышение возбудимости - неадекватные реакции (нервная система находится под влиянием гормональной),
· заканчивается созревание двигательной зоны к.б.п.,
· симпатический отдел ВНС опережает развитие парасимпатического,
VII - юношеский(17-21 год юноши, 16-20 лет девушки)
Особенности:
· завершается созревание функциональных систем,
· снижается уровень обмена веществ,
· увеличение числа сократительных элементов в скелетных мышцах Þ увеличение мышечной массы и веса,
· характерны страсти, порывы, безрассудность, высокая эмоциональность.
Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греч. - ``рождающий''), локализованные в структурах ядра клетки - хромосомах.
Общий вывод состоит в том, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и ``доля'' влияния наследственности и среды у каждого своя.
Организм как целое
Организмчеловека представляет собой сложнейшую систему иерархически (соподчинено) организованных подсистем и системно объединенных общностью строения и выполняемой функцией.
Элементом является клетка. В организме человека более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой микросистему, отличающуюся сложной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками.
Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань.
Основные типы тканей:
· эпителиальная,
· соединительная,
· костная,
· мышечная
· нервная.
Каждая из тканей выполняет определенную функцию и обладает специфическими свойствами. Например, характерным свойством мышечной ткани является сократимость, нервной ткани -возбудимость и проводимость.
Ткани образуют органы. Органы занимает в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани;
Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Например, слюнная железа, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены в систему пищеварения, сердце и сосуды — в систему кровообращения.
Дошкольный возраст.
Энергия роста ребенка в этом возрасте несколько замедляется, процесс окостенения продолжается менее интенсивно, чем в преддошкольном возрасте, корковые и подкорковые функции укрепляются, заканчивается формирование речи. Более интенсивно развиваются процессы внутреннего торможения, что способствует постепенному расширению возможностей воспитательного воздействия на организм ребенка.
Острота тонального слуха у дошкольников мало отличается от остроты тонального слуха у школьников, а речевые пороги превышают таковые у школьников на 7—8 дБ, что свидетельствует о различной степени развития физиологических механизмов, обусловливающих реакцию на слуховые раздражители первой и второй сигнальных систем. Это необходимо учитывать при проведении воспитательной работы. Резкие звуки и шум могут служить причиной притупления слуха в дошкольном возрасте.
Костная часть позвоночного столба у дошкольников растет энергичнее, чем хрящевая, и поэтому количество хрящевой части постепенно уменьшается. Однако позвоночный столб сохраняет, особенно в грудной части, большую подвижность, гибкость и податливость, и неправильное положение тела может привести к его искривлению.
В этот период адаптация к изменяющимся условиям внешней среды развивается более интенсивно, в особенности функция терморегуляции. Однако несовершенство иммунобиологических защитных механизмов и высокая общаемость дошкольников делают очень актуальной охрану их от инфекций. Особенности дошкольного возраста выдвигают необходимость с особой тщательностью охранять ребенка от неблагоприятных факторов внешней среды, в частности, путем санитарного благоустройства и содержания детских дошкольных учреждений, а также с помощью укрепления старых и воспитания новых навыков личной гигиены.
На завершающей ступени дошкольного возраста в связи с подготовкой детей к школе особое значение приобретают дальнейшее всемерное укрепление их здоровья, развитие их физической и психической выносливости, что способствует достижению так называемой школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают функциональную готовность ребенка к выполнению тех требований, которые предъявляет школа.
Школьный возраст
Школьный возраст охватывает периоды второго детства, младшего, среднего и старшего школьного возрастов. Каждый из указанных этапов развития организма школьников характеризуется некоторыми особенностями. К семилетнему возрасту заканчивается период интенсивного увеличения массы ткани мозга, четко сформирована шестислойная структура коры большого мозга. Усиливается тормозной контроль ее. Масса мозга достигает нижней границы массы мозга взрослого человека. Этот возраст отличается необычайной подвижностью нервных процессов, превалированием возбуждения над торможением, иррадиации над концентрацией. Частые, вспышки возбуждения приводят к истощению нервной системы.
Благодаря защитной функции торможения школьники семилетнего возраста не способны значительно утомляться. Органы и системы весьма пластичны. Развиваются статические и динамические функции позвоночного столба, что повышает выносливость к статическому напряжению и возможность сохранить сидячее положение тела в течение 15— 20 мин, совершенствуется двигательный анализатор, движения становятся более координированными. Процесс окостенения костей запястья не закончен, червеобразные мышцы кисти развиты недостаточно, что создает трудности в выработке навыков письма.
Препубертатный возраст
Препубертатный возраст—это первая фаза полового созревания. Во второй фазе полового созревания (девушки 13—15 лет, юноши 15—17 лет) все явления усугубляются — резко преобладает процесс возбуждения, что сказывается на стабилизации двигательных условных рефлексов, требующей многократного сочетания.
Этот период характеризуется лабильностью психики, вегетативной нервной системы, отклонениями в обмене веществ, а также в функциях сердечно-сосудистой системы.
Наблюдаются усиленный рост легких и увеличение окружности груди, что приводит к увеличению объема каждого вдоха и минутного объема дыхания, жизненной емкости легких.
Наилучшей организационной формой работы по гигиеническому обеспечению подростков среднего и старшего школьного возраста является их диспансеризация, а также врачебно-профессиональная консультация. Забота о систематическом укреплении здоровья учащихся возложена Советским законом о школе на органы народного образования и органы здравоохранения.
Половая зрелость — стадия онтогенеза, когда особь достигает способности к половому размножению. У самцов она наступает с началом сперматогенеза, у самок с первой овуляцией (а у женщин начинается так называемое менархе).
Момент наступления половой зрелости является началом периода плодородия. Ему предшествует пубертатный (полового созревания) период и завершается он — климактерическим (угасания).
Для того чтобы стать взрослым, прежде всего нужно достичь физиологической зрелости.
Психологическая и социальная зрелость — это результат жизни в обществе, результат психологического и социального развития и приспособленности к совместной жизни с другими людьми. Подросток постепенно учится как можно лучше организовывать свое поведение в социальной среде, согласовывать самооценку и собственные ожидания со своими возможностями и окружающей его реальностью.
Виды и формирование памяти
Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение — мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:
1. Двигательная память— лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.
Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.
Функции крови.
• Транспортная - выражается в том, что кровь переносит (транспортирует) различные вещества: кислород, углекислый газ, питательные вещества, гормоны и т. д.
• Дыхательная - перенос кислорода от органов дыхания к клеткам организма и углекислого газа от клеток к легким.
• Трофическая - перенос питательных веществ от пищеварительного тракта к клеткам организма.
• Терморегуляторная - выражается в том, что кровь, обладая большой теплоемкостью, транспортирует тепло от более нагретых органов к менее нагретым и органам теплоотдачи, т. е. Кровь способствует перераспределению тепла в организме и поддержанию температуры тела.
• Защитная - проявляется в процессах гуморального (связывание антигенов, токсинов, чужеродных белков, выработка антител) и клеточного (фагоцитоз) специфического и неспецифического иммунитета, а также в процессах свертывания (коагуляции) крови, протекающих с участием компонентов крови
Группы крови
Учение о группах крови приобретает особое значение в связи с частой необходимостью возмещения потери крови при ранениях, оперативных вмешательствах, при хронических инфекциях и по другим медицинским показаниям. В основе деления крови на группы лежит реакция агглютинации, которая обусловлена наличием антигенов (агглютиногенов) в эритроцитах и антител (агглютининов) в плазме крови. В системе АВО выделяют два основных агглютиногена А и В (полисахаридно-аминокислотные комплексы мембраны эритроцитов) и два агглютинина - альфа и бета (гамма-глобулины).
При реакции антиген - антитело молекула антитела образует .связь между двумя эритроцитами. Многократно повторяясь, она приводит к склеиванию большого числа эритроцитов.
В зависимости от содержания агглютиногенов и агглютининов в крови конкретного человека в системе АВ0 выделяют 4 основных группы, которые обозначают цифрами и теми агглютиногенами, которые содержатся в эритроцитах этой группы.
• I (0) - агглютиногены в эритроцитах не содержатся, в плазме содержатся агглютинины альфа и бета.
• II (А) - в эритроцитах агглютиноген А, в плазме агглютинин бета.
• III (В) - в эритроцитах агглютиноген В, в плазме агглютинин альфа.
• IV (АВ) - в эритроцитах агглютиногены А и В, агглютининов в плазме нет.
Организм как единое целое. Регуляция функций в организме. Наследственность и среда.
Организм представляет собой единое целое, в котором строение и функции всех тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение строения и функций любого органа и системы органов вызывает изменения строения и функций других органов.
Воздействие внешней среды на организм и ответная реакция организма на условия жизни, как упоминалось, происходит посредством нервной системы. Внешняя среда оказывает влияние на регуляцию обмена веществ, а следовательно, на рост и развитие всего организма и отдельных органов и тканей.
Решающее значение для роста и развития организма детей имеют социальные и экономические условия жизни: жилище, питание, бытовые и гигиенические условия, трудовая деятельность, физические упражнения, перенесенные заболевания и др. На рост и развитие детей влияют также время года, климат и географические условиях наиболее благоприятен умеренный климат. Условия жизни особенно быстро изменяют рост, вес и окружность грудной клетки. Рост и ширина плеч и таза медленнее изменяются в зависимости от условий жизни и являются более устойчивыми показателями физического развития, особенно ширина таза, которая мало изменяется при неблагоприятных условиях. Решающее влияние социальных и экономических условий жизни доказано резким отставанием роста и развития детей неимущих классов по сравнению с имущими.