Техника и механизмы, используемые для разбора завалов разрушенных зданий
Во время проведения поисково-спасательных работ используется инженерная техника военного, так и хозяйственного назначения. Подъемно-транспортные машины, находящиеся на вооружении подразделений МЧС, предназначены в первую очередь для выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, таких как разборка завалов, подъем и перемещение технологического оборудования и различных разрушенных конструкций.
Парк подъемно-транспортных машин разнообразен:
· домкраты (механические, гидравлические, пневматические - грузоподъемностью от 0,5 до 60 т);
· тали (ручные и с электроприводом, грузоподъемностью от 1 до 18,5 т);
· лебедки (с ручным и электрическим приводами - 0,25-5 т);
· погрузчики автомобильные (вилочные, одноковшовые, фронтальные, грузоподъемностью 3-5 т и высотой подъема груза до 6 м, причем они обеспечивают скорость перемещения груза до 20 км/ч).
Погрузчики снабжаются сменным рабочим оборудованием: ковшом, грейдером, клещевым захватом, крановой стрелой.
Краны являются наиболее распространенной группой грузоподъемных машин. По степени подвижности подразделяются на стационарные, передвижные и самоходные, а по типу ходовой части: железнодорожные, гусеничные и колесные.
Автокраны гидравлические (Приложение Е) получили широкое распространение в аварийно-спасательных подразделениях МЧС, так как обладают высокой оперативностью (максимальная транспортная скорость до 100 км/ч), маневренностью и легкостью управления при высоких рабочих показателя (грузоподъемность, высота подъема и т. д.).
Автокраны состоят из сварных металлоконструкций, механических и гидравлических агрегатов, смонтированных на базовом автомобильном шасси и объединенных в три основные части:
· неповоротная часть крана;
· поворотная часть крана;
· стреловое оборудование.
В неповоротную часть крана входят: шасси автомобиля, рама с выносными опорами, дополнительная трансмиссия, привод насосов гидросистемы, механизмы блокировки подвески, пневмооборудование.
Поворотная часть крана состоит из: поворотной рамы, механизма поворота, кабины оператора, противовеса, приводов управления двигателем и краном.
Телескопическая стрела с помощью оси крепится к стойкам поворотной рамы, а грузовой канат закрепляется на барабане лебедки.
Привод крановых механизмов - гидравлический от аксиально-поршневых насосов, приводимых во вращение от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности и карданную передачу. Привод грузовой лебедки осуществляется регулируемым аксиально-поршневым мотором, который обеспечивает широкий диапазон регулирования скорости подъема-опускания груза. Выносные опоры оборудованы выдвигаемыми гидравликой телескопическими опорными балками.
Современные краны оснащаются разнообразными системами, обеспечивающими безопасность выполняемых работ. Например, микропроцессорные ограничители грузоподъемности выдают информацию на дисплей о длине и вылете стрелы, степени загрузки крана и массе груза, которую можно поднимать при установленном вылете и длине стрелы.
На вооружении подразделений МЧС имеется специальная инженерная техника для разборки завалов: инженерные машины разграждений ИМР и универсальные машины для разборки завалов УМРЗ-1, УМРЗ-2.
Инженерная машина разграждений ИМР, ИМР-2 (Приложение Е) на базе танка (Т-72 для ИМР-2) предназначена для проделывания проходов на путях движения техники в условиях сильных разрушений и завалов, в том числе и на местности с высоким уровнем радиоактивного заражения.
Многообразие видов рабочих операций, из которых складывается выполнение задачи по преодолению зон массовых разрушений и завалов, обеспечивается рабочим органом в виде силового манипулятора. Манипулятор с гидравлическим приводом в какой-то степени копирует действия руки человека. Он имеет шесть независимых движений (захват предметов и поворот их в различных направлениях). Все операции по управлению манипулятором выполняет экипаж (два человека) без выхода из машины.
Универсальные машины для разборки завалов УМРЗ-1, УМРЗ-2 (Россия) на базе автомобилей Урал-4320, КрАЗ-258 являются многоцелевыми передвижными средствами для выполнения аварийно-спасательных работ путем разборки завалов.
Они представляют собой одноковшовый экскаватор, на который возможна установка специального гидравлического аварийно-спасательного оборудования: молота МГ-120, ножниц НГ-713А для разрезки металлических конструкций, ножниц НГ-413 для разрушения железобетонных конструкций.
Организация производства