Здоровье, болезнь, инвалидность

Здоровье, болезнь, инвалидность

План

1. Понятие нормы и патологии в клинической психологии

2. Понятия «здоровье» и «болезнь» как уровень нормы и патологии

3. Понятие «инвалид» и «инвалидность» как крайняя форма патологии

Вопросы

Литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

2. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2005. – 351 с.

3. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2003.

Понятие нормы и патологии в клинической психологии

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни задают систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии.

Два основных содержания термина «норма»:

Первое– статистическое содержание – статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных.

Пример.

Отсутствие гомосексуальных контактов статистически нормально.

Второе– оценочное содержание: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны стремиться все люди. Идеальная норма устанавливается субъективно. Произвольно устанавливаемый норматив принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц (специалистов, лидеров группы, общества).

Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно-невредно).

Социальные нормы контролируют поведение человека.

Индивидуальная норма - индивидуальное идеальное с точки зрения индивида состояние, учитывающее работоспособность и возможности человека.

Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология.

В медицинском лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма.

В клинической психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет биологических компонентов.

Нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (т.е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения).

Патология (греч – страдание) – человек чувствует эмоциональный дискомфорт.

Пример

Депрессию могут вызывать:

- нейрохимические нарушения (пониженная активность биогенных аминов – серотонина, норадреналина, дофамина);

- нейрогормональными изменениями, вызванными гиперактивностью системы «гипоталамус – гипофиз – надпочечники» (повышенное выделение кортизола);

- жизненной ситуацией (текущей, культурной, эпохальной, политическими условиями жизни);

Мотивационно обусловленными особенностями когнитивной переработки информации (интерпретация событий).

Трудно однозначно утверждать, изменения какого уровня выступают первопричиной наблюдаемых отклонений от нормы.

Многие психиатры и кл. психологи предлагают заменить термин «патология» на термин «расстройство», ограничивая применение понятия «патология» только биологическим уровнем нарушений.

Расстройство означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния.

Критерии определения психического расстройства:

- отдельные типы реакций, превышающие частоту их возникновения у большинства людей в определенной ситуации (пять из девяти признаков депрессии наблюдаются у человека на протяжении двух и более недель);

- состояния, мешающие человеку адекватно реализовывать поставленные перед собой цели и поэтому наносящие ему ущерб (дисфункциональные состояния);

- типы поведения, от которых страдает и получает физический ущерб сам индивид или приносящие страдания и физический ущерб окружающим его людям.

Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье

В литературе по психологии здоровья выделяют три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторы (Н.В. Ходырева).

Передающие

1.Совладание (копинг).

2. Употребление и злоупотребление веществами.

3. Виды поведения, способствующие здоровью.

4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им.

Мотиваторы

1. Стрессоры.

2. Существование в болезни.

Состояние здоровья – это истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра.

Самочувствие – субъективно и не всегда точно отражает объективное состояние здоровья.

Искажения внутренней картины болезни возможно:

- у маленьких детей;

- в силу своеобразия структуры личности (нестабильность самооценки, «Я- образа в целом и физического Я, зависимости собственной самооценки от оценок других людей.

Показатели психического здоровья (А.М. Громбах, В.В. Лебединский, Б.Д. Карвасарский):

1) совершенно здоровые (жалоб нет);

2) легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов;

3) лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких людей неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);

4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности – это динамическое сочетание различных показателей, болезнь – можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья.

Болезнь:

1) любое состояние, диагностированное профессионалом;

2) субъективное ощущение себя больным (есть заболевания, когда человек не чувствует себя больным: туберкулез).

Здоровье, болезнь, инвалидность

План

1. Понятие нормы и патологии в клинической психологии

2. Понятия «здоровье» и «болезнь» как уровень нормы и патологии

3. Понятие «инвалид» и «инвалидность» как крайняя форма патологии

Вопросы

Литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

2. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2005. – 351 с.

3. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2003.

Наши рекомендации