Модели взаимоотношений медработников и пациентов
1. Патерналистическая модель (название происходит от латинского «pater», что значит «отец»). Отличается особо трепетным, отеческим отношением к пациентам. При этом, больные воспринимаются как малые дети, не способные принимать самостоятельные решения, делать разумный выбор.
В такой ситуации медицинский работник (врач или медсестра) почти всегда берет на себя полную ответственность за лечение пациента, принимая наиболее важные решения в одиночку, не советуясь с больным.
Яркими примерами патерналистической модели взаимоотношений может быть:
• использование «плацебо» (нейтральных препаратов, выдаваемых за лекарство);
• сокрытие точного правдивого диагноза от пациента.
2. Инженерная модель. Проявляется в безличностном отношении к пациентам со стороны медперсонала. При такой модели взаимоотношений медицинский работник старается найти причину болезни (словно поломку) и устранить ее (произвести ремонт), не учитывая аспект межличностных взаимоотношений вообще, либо сводя его к минимуму.
Инженерная модель может быть допустима при:
• рентгенологическом обследовании;
• функциональном диагностировании;
• обследовании больных, пребывающих в бессознательном состоянии.
3. Коллегиальная модель. Данный вид взаимоотношений между медицинским работником и пациентом подразумевает доверительные, буквально дружественные отношения. Таким образом, реализуется общее стремление врача и пациента к выздоровлению, избавлению от болезни.
В результате пациент из простого стороннего наблюдателя превращается в непосредственного участника оздоровительного процесса.
Коллегиальная модель разумна и логична в случае с часто и длительно болеющими пациентами, хроническими недугами, прочими серьезными заболеваниями. При таких отношениях врач хорошо знаком с психологическим портретом пациента, знает его особенности характера, склонности и предпочтения.
4. Контрактная модель. Достаточно редко данная модель реализуется в официальном, юридически заверенном документе. Чаще всего, можно наблюдать негласную договоренность между медперсоналом и пациентом. В такой ситуации мнение больного играет важную роль, с ним считаются, принимают во внимание.
Примером контрактной модели может быть отказ пациента от проведения определенных лечебных процедур по тем или иным соображениям. Наглядно: больная раком груди женщина может отказаться от проведения серьезной операции по косметическим соображениями
Информирование больного
Важным моментом в общении с пациентом является его информирование. Среда лечебного учреждения может выступать для пациента как лечебный, так и как патогенный психотравмирующий, ятрогенный, т.е. вызывающий психические расстройства, фактор. Например, важным аспектом адаптации больного к лечению является его информированность о своем заболевании, его прогнозе и предстоящей терапии. Форма и объем информирования пациента должны быть максимально индивидуализированы и оптимизированы.
Информирование о болезни имеет два аспекта: медицинский и социальный. Основная задача информирования о болезни и методах лечения с медицинской точки зрения — добиться продуктивного сотрудничества с пациентом или его родственниками. Социальный аспект предполагает право пациента на знание о своей болезни и методах ее лечения, поэтому, информируя человека о его болезни, приходится решать сложную задачу — сохранение максимально возможного уровня психической адаптации пациента.
В целом медицинские задачи информирования можно представить следующим образом: уменьшение уровня аффективных расстройств, связанных с болезнью (тревоги, страха, чувства неуверенности, неопределенности); обеспечение по возможности адекватного отношения к болезни; достижение терапевтического альянса — подчиняемости больного требованиям лечебного режима
При осуществлении информирования необходимо строго соблюдать некоторые основные принципы:
■ Подробность и полнота информации как о позитивных сторонах болезни и лечения, так и о возможных негативных последствиях.
■ Разделение ответственности за эффективность лечения с больным.
■ Обеспечение конфиденциальности информации.
Осуществить процесс информирования помогают следующие механизмы:
• работа в рамках «адаптационных образов» пациента на основе понимания его личностнопсихологических особенностей;
• тщательная психологическая подготовка к встрече, ее продумывание и прогнозирование;
• использование при информировании психотерапевтических технологий (позитивный смысл, метафоры);
• избегание заведомо нереалистических обещаний;
• постоянная обратная связь во время информирования.
При этом не следует информировать в спешке, «на ходу», или при посторонних; грубо или резко прерывать эмоциональные реакции пациента; давать объяснения, заведомо непонятные для больного и «путать» его; давать обещания, которые невозможно сдержать; скрывать информацию с целью «обнадежить» (ложь во спасение); иронизировать по поводу болезни; негативно интерпретировать действия медперсонала (других медсестер, врачей); обвинять кого-либо в причинах возникновения болезни.