Профессиональные качества медицинского работника
Болезнь — большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и счастье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать страдания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Медсестра часто общается с больным, и характер ее поведения ощущается им непосредственно. Хотя условия работы сестер весьма трудны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются облегчить страдания.
Если сестра выполняет свои обязанности автоматически, ограничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерением температуры и т.п., то при всей важности и необходимости данных манипуляций доминирует технический подход к работе в ущерб контакту с больным. В таких случаях отношения между сестрой и пациентом носят формально-официальный характер, лишены личностного аспекта. Больному дается все необходимое, но при этом отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается ничуть не меньше.
Конечно, о психологической работе с больным можно вести речь лишь тогда, когда медицинский работник обладает глубокими знаниями и практическими навыками ухода за пациентом. Именно физический уход за больным человеком является основой контакта между ним и сестрой, служит прочной связующей нитью. Добросовестная работа медсестры по уходу за больным придает ему уверенности в выздоровлении, формирует благоприятное психологическое взаимодействие между ними и таким образом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте; эти две сферы воздействия невозможно отделить друг от друга. Пациент всегда стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, накладывающаяся на само болезненное состояние, вызывает повышенную обидчивость, избыточную чувствительность больных.
То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия медсестры имеют не только конкретное содержание, но и эмоциональный контекст, и несут в себе определенное психологическое воздействие.
Мягкость, ласковость, терпеливость, вежливость — основные элементы хорошего стиля работы среднего медицинского персонала. Важно не только то, что делает медсестра, но и как она это делает. Постоянство, ровность поведения, хорошее настроение сестры помогают установить контакт с больными.
Служебная этика предполагает сохранение медицинской тайны, проявление уважения к пациенту, корректность, отсутствие фамильярности. Это повышает доверие больных. Сестры, не владеющие служебной этикой, могут рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице, распространять ненужные сведения, вызывая страх и беспокойство у больных и их родственников, т. е. оказывать ятрогенное воздействие. При общении с пациентом не следует использовать слово «больной» (лучше называть его по имени и отчеству, в крайнем случае по фамилии).
Способы и формы выражения заботы и внимания зависят от конкретного больного и ситуации, в которой осуществляется уход за ним. Забота и любовь медсестры будут проявляться по-разному, если пациент — ребенок, взрослый или пожилой человек. Медсестра должна хорошо контролировать ситуацию и избегать неформальных отношений с пациентами. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает психологически правильно влиять на его общее эмоциональное состояние, вселять в него уверенность в успешности лечения. Поэтому важными качествами медсестры являются эмпатия и профессиональная наблюдательность. Внимательная, чуткая медсестра заметит малейшие изменения как в худшую, так и в лучшую сторону в самочувствии, настроении, поведении, состоянии больного и сможет предпринять необходимые действия. Больные ценят серьезных, вежливых, внимательных, вдумчивых и заботливых медсестер. Напротив, грубая, небрежная, раздражительная и вспыльчивая сестра производит на них тяжелое впечатление.
Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества, но может также вызывать и негативные изменения характера. Работа с больными как вариант коммуникативной деятельности связана с опасностью профессиональной психологической деформации, которая у медсестер определяется, в частности, обладанием трудно-контролируемой и трудноограничиваемой властью над людьми (больными) и наличием стрессовой ситуации, связанной с реальной угрозой жизни человека, вызванной болезнью. Медсестра зачастую играет роль промежуточного звена между врачом и больным. Усталость и раздражительность медсестры часто бывают вызваны не количеством выполненной работы, а эмоциональной нагрузкой, которой она сопровождается.
На фоне воздействия этих факторов у медсестер нередко наблюдаются возникновение «чувства собственности» и гиперопеки по отношению к пациентам, несоблюдение организационных требований, нарушение дистанции между собой и пациентами, ятрогенные воздействия, вытеснение субъективно тягостных переживаний
2 профессионально значимые качества медсестры.
Медсестра обязана быть квалифицированным, хорошо образованным работником, уметь оказывать неотложную доврачебную помощь, владеть комплексом мероприятий по уходу за больным, уметь оценивать состояние больного, готовить больных к различным исследованиям и операциям…
Особое место занимают психические качества и личностные свойства.
Интерес к профессии, дисциплинированность, исполнительность, наблюдательность, трудолюбие, самообладание, находчивость в трудных ситуациях, вежливость, отзывчивость, чуткость, аккуратность, честность, правдивость, общительность, точность, осторожность, самоконтроль действий, развитую оперативную память, хорошую способность к концентрации, коммуникативные навыки и т.д. все это обеспечивает эффективное взаимодействие с больным.