Интеллектуальные способности
1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
6. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
7. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на 1 или 2 года.
8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
9. Задает очень много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два года; т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за этого.
11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Художественные способности
1. В своих рисунках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия сюжетов).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку и т.д.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок и т.д.).
4. Всегда готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.п.).
6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
Музыкальный талант
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится слушать музыку.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Способности к занятию научной работой
1. Выражает мысли ясно и четко (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные.
6. Не унывает, если его проект или новая идея не поддержаны взрослыми или если его эксперимент не получился.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
Литературное дарование
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Артистический талант
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от нее отказаться.
Технические способности
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Способности к спорту
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводит свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол).
Список использованной литературы
1. Абрамцева Л.Н. Рождественские грезы. Изд-во «Вера, надежда, Любовь», 2009.
2. Асонова Е. Сочиняем сказку. Уроки творчества. Журнал «Мама и малыш», №11, 2005.
3. Бердникова А. Как справиться с капризами. - Сибирское университетское издательство, 2009.
4. Бердникова А. Сказкотерапия. Журнал «Мама и малыш», № 11, 2006
5. Бердникова А. Сочиняем сказки для самых маленьких. Журнал «Мама и малыш», № 6, 2006.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди
7. Бретт, Дорис. Жила была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей
8. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - Изд-во Ось-89, 2007.
9. Гаврилова И. Волшебное кружево сказки. – Вестник НЛП № 8
10. Гаврилова И. Терапевтическая метафора в работе с детьми
11. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. – СПб.: Речь, 2003.
12. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб.: Златоуст, 1998.
15. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.
16. Лабиринт души: Терапевтические сказки. Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – Изд-во Академический проект, 2005.
17. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка /Пер.с англ.Т.К.Кругловой. - М.: Независимая фирма "Класс" (Библиотека психологии и психотерапии)
18. Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном // Берн Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М. П. Папуша. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 329-380.
19. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М. – 1986.
20. Пропп В.Я. Морфология сказки. М. – 1969.
21. Пропп В.Я. Русская сказка. - Л., - 1984.
22. Сборник авторских сказок «Сказки-малышки». Под ред. Молодняковой А.В.
23. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2005.
24. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
25. Тэйлор, Кэтрин. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей. – Изд-во Института Психотерапии, 2008.
26. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1998. 350с.
27. Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепция и психология. – «Школьный психолог» Изд-во «Первое сентября», № 23/2006.
[1] Перевод Андрея Шарова
[2] Название функций и примеры к ним даны в соответствии с формулировкой В.Я.Проппа
[3] bis в данном случае обозначает повторение уже названной выше функции, что-то вроде «Дубль два».
[4] Далее для простоты и краткости изложения цитаты будут выделены курсивом, а наши пояснения – будут идти обычным шрифтом.
[5] «Язык – это материальное выражение культуры» (К.Д.Ушинский статья «Родное слово»). Имеется в виду тот факт, что культура – понятие более философского плана, нежели материального. Передача культуры народа из поколения в поколение возможна только благодаря существованию языка («Пока жив язык – жив народ» К.Д.Ушинский). Сказка – это один из наглядных примеров того, каким образом знания об обычаях, понятиях «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» могут в устной форме передаваться от одного поколения другому.
[6] Метафора – это перенос значения слова, использование его в необычном, чаще всего – образном значении. Подобно слову, в сказке в переносном смысле могут найти отражение беды и тревоги, мучающие человека в данный момент. Сказка – это своего рода образ внутреннего мира человека. Конечно, это касается не любой сказки. Для каждого эмоционального состояния, для каждой проблемы можно подобрать или сочинить сказку, которая будет «зеркалом» проблемы и которая поможет в иносказательной манере разобраться в том, что терзает ребенка или взрослого человека. Примеры сказок для взрослых и детей Вы сможете найти в третьей главе данной книги.
[7] Не зря электронщики и программисты вывели второе правило ремонта, которое гласит, что «Нельзя починить исправную вещь». Так и человек, он может «починить» себя только в том случае, если вначале признает, что что-то в его душе «неисправно».
[8] Нужно заметить, что уверенность в этом складывается благодаря уверенности ребенка в том, что родители всегда контролируют ситуацию и оберегают его не только от внешнего мира, но и ему самому не разрешат сделать ничего, что могло бы нанести вред. Именно поэтому для маленького ребенка так важны четко очерченные и твердо соблюдаемые границы, надежность которых он периодически проверяет немотивированными капризами. Именно поэтому дошкольнику нужны ритуалы и строгий распорядок дня – это созидает в нем чувство безопасности и является свидетельством того, что в этом непонятном, огромном, немного пугающем мире есть что-то незыблемое, постоянное, что-то, что всегда – будет. Поэтому, можно сделать попутный вывод о том, что дисциплина в воспитании ребенка не только облегчает жизнь родителям, дисциплина нужна и самому ребенку – она помогает ему чувствовать себя в безопасности.
[9] Не слепую доверчивость, но веру в людей как сознательный выбор, как жизненную позицию.
[10] Для этого существует специальный тест «Сказка», разработанный Кэтрин Тэйлор. Стимульный материал (материал теста), а также интерпретация результатов, даны в разделе «Тесты»
[11] Репрезентативная система – это совокупность элементов, которые позволяют репрезентировать (представлять) в психике необходимую информацию. Доминирование той или иной репрезентативной системы обуславливает то, в каком виде в нашей памяти хранится информация (мы лучше запоминаем картинки, и образы, или ощущения, или звуки, или логические цепочки). Всего этих репсистем четыре: визуальная (доминирует зрение, в памяти хранятся визуальные образы, картинки), аудиальная (доминирует слух), кинестетическая (доминируют ощущения) и полимодальная (преобладает логика, мыслительные процессы).