Диагностика развития мышления
(источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики
для дошкольного и школьного возраста)
Ребенку дают лист бумаги, на котором изображены шесть пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке. При подборе пары необходимо учитывать четыре признака: цвет, расположение и размер элементов узора, положение большого пальца.
Инструкция для ребенка. Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.
Оценка выполнения теста
Не может подобрать ни одной пары .......................0
Правильно подобрал одну пару .............................. 1
Правильно подобрал две пары ................................ 2
Правильно подобрал 3-6 пар.................................…3
Интерпретация результатов теста
Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий).
Тест 3
Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи
(источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики
для дошкольного и школьного возраста)
Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него. Текст рассказа можно подобрать самим в зависимости от интересов, интеллектуального развития и настроения ребенка, а можно дать текст, который приводится в нижеследующем примере.
Пример текста. Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравились старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetuum mobile.
Инструкция для ребенка. Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. (Читает рассказ.) А теперь постарайся сам рассказать мне его.
Оценка выполнения
Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.
Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции | |
Ребенок пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов, но, пытаясь употреблять их | |
Пытается пересказать, интерпретируя рассказ в соответствии со своим пониманием, искажая смысл рассказа | |
Начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает |
Интерпретация результатов теста
Способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задаваемых им вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития, осознанном использовании речи. Высокий результат по этой методике может иметь прогностическое значение в плане развития познавательной активности ребенка
Тест 4
Цветорисуночный тест диагностики психических состояний
Младших школьников
(А.О.Прохоров, Г.Н.Генинг)
Материалы, необходимые для проведения теста: лист белой бумаги и цветные карандаши (красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый).
На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50/50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция 1. Шаг первый.
«Ребята, перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше настроение (состояние). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и раскрасьте его различными цветами».
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После выполнения задания экспериментатор дает инструкцию №2.
Инструкция 2. Шаг второй.
«Ребята, сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить, и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние (цветок, мяч, солнце, дождь). Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте рисунок. Рисовать нужно на правой стороне листа».