Анализ развития, эмоционального состояния, психологической зрелости собственного ребенка

В этой книге мы много говорили о том, как важно понимать чувства и мироощущение вашего ребенка, как важно попытаться увидеть мир глазами ребенка, как важно понять, что именно он чувствует на самом деле и что именно его беспокоит и почему. Одно из возможностей узнать это является сказка. Но в сказке многое – символично, многое – аллегорично, не всегда сказочные символы просто правильно истолковать. В таком случае есть еще одно средство, которое может помочь вам выяснить что же все-таки происходит. Это средство – психологические тесты, некоторые из которых мы приводим ниже. Основное достоинство тестов, отобранных нами, заключается в следующем:

во-первых, все они просты в исполнении и интерпретации, не требуют специальной подготовки и могут быть выполнены и не только профессиональными психологами, но и просто родителями или людьми, заинтересованными в выяснении состояния ребенка;

во-вторых, практически все они могут быть выполнены в виде игры, их можно использовать не только для тестирования собственного ребенка, но и «поиграть» в них в тот момент, когда в вашем доме собирается какая-то детская компания (но даже в том случае, если вы тестируете только своего ребенка, то вовсе не обязательно говорить дитю «Садись, дорогой, сейчас мы займемся выяснением того, что тебя беспокоит», и в этом случае в эти тесты можно и нужно поиграть).

Тест 1

Тест «Сказка»

(источник: Кэтрин Тэйлор «Психологические тесты и упражнения для детей»)

Целью данного теста является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем. Тест состоит из десяти сказок, каждая из которых «провоцирует» ребенка на проявление тех или иных чувств, затрагивая какую-то одну определенную область взаимоотношений ребенка с окружающим миром (семьей): взаимоотношения в семье, привязанность к родителям, ощущение ребенком своего места в семье, определение его отношения к каждому члену семьи и так далее.

Тест предназначен для детей младшего школьного возраста, достаточно прост в использовании и может, при соблюдении некоторых несложных правил, проводиться в домашних условиях, даже неподготовленным человеком.

Однако, прежде чем дать инструкции к тесту, хотелось бы отметить, что если тест и кажется не очень сложным, то интерпретация его результатов может оказаться не столько простым и однозначным делом, поэтому, если при проведении теста у вас возникли какие-то подозрения по поводу психического состояния вашего ребенка или тест воспринимается им неадекватно (в штыки, со слезами, с явно выраженной постоянной неохотой), то лучше всего найти хорошего психотерапевта (для этого можно ненавязчиво порасспрашивать знакомых, проконсультироваться у педиатра или школьного психолога, если они вызывают у вас доверие, просто поболтать с другими мамочками) и обратиться вначале самому, а затем, если доктор вызовет у вас доверие и выскажет необходимость встречи с ребенком, к профессионалу, специалисту в своей области. Данный тест, как и любой тест, проводимый в домашних условиях, имеет целью не постановку диагноза, а получение информации для размышления. В данном случае – информация для размышления адресована взрослым, окружающим ребенка и ответственным за его физическое, психологическое и душевное состояние.

Инструкции к тесту

Тест представляет собой серию из десяти сказок, которые постепенно должны быть рассказаны и обсуждены с ребенком. Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ. Нас интересует тип реакции на сказку, а также ответ ребенка на вопрос, следующий сразу за сказкой.

Проводя данный тест нужно постараться соблюсти следующие несложные условия.

1. Для рассказа очередной сказки необходимо выбрать подходящий момент (если ребенок регулярно просит рассказать ему сказку, то можно просто дождаться подобной просьбы), когда ребенок будет в состоянии адекватно реагировать, а вы – внимательно наблюдать (состояние рассказчика и наблюдателя не менее важно, чем состояние ребенка, так как ребенок воспринимает наше раздражение, усталость, недовольство, каким-то таинственным и неподвластным логике образом, что называется «на уровне флюидов», поэтому если вы сами не очень важно себя чувствуете, то лучше отложить тест вне зависимости от готовности ребенка).

2. Во время рассказа и обсуждения сказки очень важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения.

Такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как

- просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй;

- торопливые и поспешные ответы, изменение тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);

- отказ отвечать на вопрос;

- возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала -

все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства. Если вы наблюдаете подобные симптомы – обратитесь за консультацией к специалисту.

3. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Это считается нормой при условии, что это не носит навязчивого характера. Не подавляйте искренних выражений чувств ребенка, лучше отметьте для себя и постарайтесь подумать и понять – в чем корни его агрессии или иных негативных эмоций – вызваны ли они только и исключительно содержанием сказки, или это типичное для ребенка поведение в жизни.

4. Если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. С одной стороны – возможно вы просто выбираете неудачное время для сказок, с другой стороны – постоянное избегание сложных ситуаций в жизни – это признак неуверенности и страха – с их причинами необходимо разбираться и не исключено, что вновь – при помощи специалиста..

5. Когда будете задавать вопросы имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания, дайте ему возможность подумать и – главное – спокойно высказать то, что он думает, даже если его комментарии возмущают или обижают вас. Используйте данный тест как еще одну возможность установления и укрепления доверительных отношений с ребенком.

6. Не следует поспешно переходить от одной сказки к другой. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз. Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность.

7. Помните, что нужно внимательно отнестись как к положительным, так и к отрицательным результатам теста. И те и другие должны стать для вас материалом для размышления и могут быть использованы в качестве ориентира в процессе непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.

Сказка первая «Птенец»

Цель сказки — выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

Текст сказки

В гнездышке на дереве сидели птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Варианты ответов

Свидетельствующие о норме

"Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку";

"Полетит к маме, потому что испугался";

"Полетит к папе, потому что он сильней";

"Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его".

Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования

"Не умеет летать, поэтому останется на земле";

"Попытается взлететь, но у него ничего не получится";

"Погибнет во время падения";

"Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.)";

"О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и так далее.

Интерпретация ответов

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях. В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него — единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда ребенка при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому и не успокаивается ни при каких других условиях. В дальнейшем такой ребенок скорее всего будет очень привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку в соответствующий момент личностного развития реализовать свои психологические потребности — в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что и приводит к развитию его чувства независимости.

Есть и другой фактор формирования независимости. В период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей — отделение и индивидуализация ребенка, которая осуществляется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя "большим". Помощь, поддержка, но не опека, должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Именно такая привязанность, принимая невротический характер, порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

Наши рекомендации