Сказка про муравья и гусеницу
В одном густом-густом лесу, на солнечной зеленой опушке жил-был муравьишка. Точнее, жили-были муравьи. Муравьев было много – целый огромный муравейник. Но все муравьи были как муравьи – просыпались с рассветом и до самого заката трудились не покладая лапок: выносили мусор, наводили порядок в уже построенный комнатках, тащили из лесу палочки, листочки и прочий строительный материла для того, чтобы строить новые комнатки, доили и приносили в муравейник вкуснейшее молочко маленькой зеленой тли и делали множество других полезных и необходимых дел. Муравьям было некогда даже просто оглянуться и посмотреть на то, что происходило вокруг муравейника.
Наш муравьишка же был очень любопытным. Ему всегда и до всего было дело. Когда его просили принести воды, чтобы напоить зеленых муравьиных коровок и он забирался в цветок, чтобы достать оттуда ночной росы, но вдруг видел шмеля и забывал обо всем, наблюдая за тем, как тот деловито и сосредоточенно пьет цветочный нектар. Потом он отвлекался на то, чтобы послушать, как поют ранние пташки, потом мог просидеть пол-дня на краю цветка, наблюдая, как порхают бабочки. Конечно, роса за это время высыхала, коровки оставались непоеными и давали меньше молока.
Старшие муравьи вначале ругали муравьишку, потом даже пригрозили выгнать его из муравейника. Муравьишка обещал исправиться, не глазеть по сторонам, быстро и в срок выполнять все, о чем его просили, но, к сожалению, ни разу он не сдержал своего обещания. В конце-концов, муравьи смирились с тем, что муравьишка не похож на остальных и перестали давать ему поручения, требующие немедленного исполнения. Это не значит, что он перестал работать, просто ему стали поручать другие дела. Его просили рассказывать на ночь сказки маленьким муравьишкам – и он рассказывал им все, что он видел за день. Еще ему поручали петь песни зеленым коровкам – если они слушали песни хотя бы по полчаса в день, то давали гораздо больше молока – и он пел им то, что услышал от птиц.
Для того чтобы каждый день рассказывать малышам новую сказку и петь коровкам новые песни, муравьишке приходилось очень много путешествовать. Он знал все деревья вокруг муравейника, знал где какая живет птица, в каком дупле поселились белочки и под корнями какого дерева живут ежики. Муравьишка был очень маленький и большинство зверей не замечало его, но сам он видел всех и замечал все, что творилось в большом диком лесу.
Однажды во время своих путешествий он познакомился с гусеницей. Это случилось в тот день, когда в своих путешествиях он забрел слишком далеко и ему пришлось очень быстро бежать домой, чтобы попасть в муравейник до заката солнца (ты ведь уже знаешь, что с закатом солнца в муравейнике закрываются все двери и муравьи, которые не успели вовремя вернуться домой, должны ночевать на улице). Честно говоря, вначале он ее даже и не заметил – просто ему вдруг показалось, что он бежит по какому-то очень странному сучку. Сучок был лохматым и причудливой разноцветной окраски – зеленый с яркими красными и желтыми пятнами. Потом сучок вдруг изогнулся у муравьишки под ногами и прямо перед ним возникла недовольная мордочка сердитой и немного ворчливой гусеницы.
- Неужели так трудно не беспокоить, если видите, что кто-то устроился отдохнуть? – сказала гусеница, чуть покачивая рожками.
- Простите, пожалуйста, я не заметил вас, я думал, что это просто сучок, - пробормотал муравьишка, извиняясь.
- Где это вы видели сучки такой причудливой расцветки, - совсем разобиделась гусеница.
- Да-да, конечно, я хотел сказать, что вы великолепно выглядите и ну никак не похожи на какой-то там сучок. Просто дело в том, что я очень спешил, мне нужно успеть в муравейник до заката солнца, а то двери закроются и некому будет рассказывать сказку маленьким муравьишкам. Поэтому я бежал изо всех сил и не глядел, куда наступаю. Просто бежал, куда ноги несли.
Муравьишке очень не хотелось обижать добрую гусеницу и он на ходу пытался придумать какое-нибудь правдоподобное оправдание. Но тут он взглянул на небо и увидел, что солнце уже наполовину скрылось за горизонтом. Времени оставалось так мало, а до муравейника еще бежать и бежать.
- Уважаемая гусеница, простите пожалуйста, но я страшно опаздываю, дело в том, что…
- Не продолжайте, не продолжайте, я вас сейчас мигом подвезу. Забирайтесь мне на спину и держитесь покрепче.
Тебе когда-нибудь приходилось кататься на американских горках? Нет? Тогда тебе будет трудно представить, что это значит – кататься на гусенице. Дело в том, что гусеницы не передвигаются как все обычные звери с помощью ног. Они двигаются на свой особый манер. Вначале они подтягивают заднюю часть туловища к голове, так, что из спина выгибается, словно огромный горб, затем они выбрасывают вперед голову, снова распрямляя спину – и так до тех пор, пока не доберутся до места назначения. Муравьишке повезло – нечаянно он уселся на самую серединку спины гусеницы. Если бы он сел чуть-чуть выше или ниже, то сразу же свалился бы. А так он то взлетал до самого неба, то больно стукался о землю. Он хотел незаметно спрыгнуть и добежать до муравейника пешком, но гусеница двигалась очень быстро и муравьишка не мог выбрать подходящий момент, чтобы спрыгнуть не переломав себе ног. Так ему и пришлось ехать до самого муравейника: «вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз». В конце-концов у него так закружилась голова, что он еле-еле смог попасть в дверь муравейника – его просто шатало из стороны в сторону.
- Спасибо, - еле сумел пробормотать вежливый муравьишка.
- До завтра, приходите в гости, - весело откликнулась гусеница, разворачиваясь и отправляясь в обратный путь (вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз).
Муравей кое-как добрался до спальни маленьких муравьев и весь вечер рассказывал им истории о том, как в море качаются корабли.
«Волны в море не кончаются, потому что корабли качаются», - пели маленькие муравьишки, засыпая в своих кроватках.
Вот так вот Муравьишка и подружился с гусеницей. И хотя она жила очень далеко, но он часто ходил к ней в гости на чашечку чая. Гусеница знала много интересных историй, кроме того, прямо на ее дереве жило семейство скворцов со скворчатами. Скворцы учили скворчат петь и Муравьишка мог незаметно учиться вместе с ними. Потом истории, услышанные от гусеницы, он рассказывал маленьким муравьям перед сном, а песни, услышанные от скворцов, пел зеленым коровкам. И хоть истории гусеницы мало походили на правду, они очень нравились муравьятам – те быстро засыпали и всю ночь смотрели сказочные цветные сны. Песни, которым он учился у скворцов тоже мало походили на настоящие птичьи трели, но зеленые коровки этого не знали и давали очень много молока. Все были счастливы и весьма довольны.
Так бы оно и продолжалось до самой зимы, но однажды, когда Муравьишка в очередной раз пришел в гости к Гусенице, он увидел, что ее домик пуст. Муравьишка звал-звал Гусеницу, потом спустился поискать ее под деревом – думал, вдруг она упала и не может подняться обратно, но нашел только муравьев из чужого муравейника. Тогда он попытался узнать что-нибудь у семейства скворцов – но те только пощелкали на него клювами и ничего не сказали. Он так расстроился, что не заметил как село солнце, а он не успел вернуться в свой муравейник. Первый раз за много ночей маленькие муравьишки остались без сказки. Это им очень не понравилось и они бузили полночи, не давая спать остальным муравьям, уставшим после долгого трудного дня. А Муравьишка просидел в домике Гусеницы всю ночь, надеясь, что она просто уползла слишком далеко и не успела вернуться до заката.
Но и утром Гусеница не появилась. Не вернулась она и к обеду. К вечеру Муравьишка заметил, что в домике в укромном уголке лежит странный коричневый кулечек. Подойдя поближе, он увидел, что кулечек похож на маленькую, запеленутую с головой куколку.
«Гусеница умерла, - подумал муравьишка, - и эта куколка – это все, что от нее осталось».
Муравьишка, сам того не заметив, очень сильно привязался к Гусенице, поэтому он очень расстроился, решив, что с его другом случилось такое несчастье. Сев на сучок перед домиком он горько заплакал, думая о том, что уже никогда он больше не сможет попить чаю вприкуску с невероятными историями Гусеницы. Он жалел Гусеницу, жалел самого себя, жалел о том, чего уже нельзя вернуть. Пока он плакал, солнце снова начало садиться и Муравьишка вспомнил о том, что в муравейнике маленькие муравьи могут уже вторую ночь подряд остаться без вечерней сказки.
«Так не должно быть, - решил он. – Чтобы не случилось, нельзя оставлять малышей без сказки».
Муравей утер слезы, встряхнулся, спустился на землю и со всех ног побежал к муравейнику. С последним лучом солнца он, запыхавшись, вбежал в уже полузакрытую дверь, чуть отдышался и пошел в стороны спален – рассказывать малышам сказки на ночь.
На следующий день он снова пришел в домик Гусеницы. Там все оставалось так же, как и накануне. Домик был пуст, никаких следов хозяйки не было, в укромном уголке по-прежнему лежала маленькая коричневая куколка.
Следующие несколько дней выдались у Муравьишки очень хлопотными. Ему поручили выводить малышей на прогулку. Муравьята подросли и их нужно было постепенно приучать к жизни в большом лесу, внимательно следя за тем, чтобы они не убежали далеко и чтобы пролетающие мимо птицы не склевали на ходу кого-нибудь. Муравей сильно уставал, а ведь ему (вы же еще не забыли об этом?) нужно было еще петь песни зеленым коровкам, чтобы те давали побольше молока. С одной стороны Муравей был рад этому – он был так занят, что ему не хватало времени и сил для грусти. Но с другой стороны, он все равно не мог забыть Гусеницу и очень хотел еще раз сбегать в ее домик, проверить, вдруг она все-таки вернулась и он ошибся в своих предположениях.
Когда он наконец смог найти немного свободного времени, чтобы проведать домик Гусеницы, то его ждало очередное расстройство. В домике все было по-прежнему, хозяйка не вернулась, только куколка в уголке была сломана и пуста. Муравей сел возле нее и снова заплакал.
«Почему все так получается? Если Гусеница и вправду умерла, то зачем нужно было еще и ломать куколку. Ведь это все, что от нее осталось, она напоминала мне о хозяйке этого маленького домика»…
Так сидел и плакал Муравьишка, ничего не замечая вокруг. Вдруг он почувствовал, что рядом есть кто-то еще.
«Ну кто это не хочет оставить меня в покое?!», - рассердился Муравей и оглянулся вокруг.
Рядом сидела небольшая бабочка с белыми крылышками в черных точечках. Бабочка смотрела на него и смеялась.
- Как тебе не стыдно, - упрекнул ее Муравьишка. – Разве ты не видишь, что я плачу, зачем ты смеешься надо мной?
- О чем ты плачешь? – спросила его бабочка.
- У меня был хороший друг и его не стало. От него осталась только коричневая куколка, но и ее кто-то разломал, пока меня не было.
- Кто же твой друг и куда же он делся? – снова спросила бабочка.
- Это была лохматая гусеница и она умерла.
- Разве ты не знаешь, что друзья не умирают до тех пор, пока мы о них думаем?
- Что же тогда с ними происходит и откуда ты это знаешь? – удивился Муравьишка.
- Они живут в нашем сердце. А знаю я это потому, что я тоже живу в твоем сердце, как жила в нем Гусеница, которая превратилась в свое время в куколку и из которой уже вылупилась я, бабочка.
- Так это ты сломала куколку, - начал было снова сердиться Муравьишка.
Но тут какая-то мысль пришла ему в голову.
- Подожди, - сказал он, - но если ты вылупилась из куколки, в которую превратилась Гусеница, так значит ты и есть гусеница?
- Ну да, - засмеялась бабочка. – Я же это и пытаюсь тебе объяснить.
- Так, значит, ты не умерла?
- Значит – нет. Ты же не забыл меня. И я снова вернулась, но уже немножко другая. Так – тоже бывает. Я превратилась в бабочку и мы снова можем пить чай. А историй я теперь знаю еще больше, потому что сейчас я летаю повсюду и вижу очень много…
Так закончилась история про Муравьишку, который не мог забыть Гусеницу, помнил и грустил о ней и она вернулась к нему, хотя и немножко в другом обличье…
Ситуация третья. «А ваш опять дерется с другими детьми!!!» (из жалобы воспитательницы детского сада)
Взаимоотношения между детьми одного возраста далеко не всегда бывают столь безоблачными, как хотелось бы родителям. Как объяснить своему, вдруг впавшему в буйство ребенку, что колотить других детей – это плохо, слишком бурно и навязчиво предлагать свою дружбу и вовлекать в свои бурные игры более спокойных или просто не расположенных сейчас к данным играм детей – не следует. Воспитательные беседы можно проводить с более старшими детьми, а вот детям дошкольного возраста, не способным еще в достаточной мере контролировать свое поведение на сознательном уровне можно рассказать, обсудить и, возможно, даже инсценировать сказку, которая может воздействовать на детей на подсознательном уровне. Например, Сказку о маленьком носороге.
Сказка о маленьком носороге
В далекой жаркой Африке жил-был маленький носорог. Точнее, это его маме казалось, что он маленький – самый маленький из всех носорогов. На самом деле он был очень даже большой и весил, наверное, килограмм двести, а может быть и пятьсот, а может даже – и целую тысячу. Так что маленьким бельчатам, которые весили, может быть грамм пятьдесят, а может быть – сто, он казался просто огромным-преогромным.
Маленький носорог был очень красив. Точнее, это его маме казалось, что он самый красивый из всех малышей на земле. На самом деле, кожа у него была толстая и шершавая – гораздо толще, чем подошвы у папы на ботинках и гораздо шершавее, чем сухой асфальт. А еще у него вместо носа был огромный ужасный рог, который мог пронзить каждого, кто слишком близко приближался к нему. Так что маленькие птенчики, пух у которых был мягкий-мягкий, а клювики – нежные и аккуратные, считали, что маленький носорог выглядит просто устрашающе.
Все дети в округе боялись носорога и не хотели с ним играть. Маленький носорог очень расстраивался из-за этого, ведь у него был веселый и жизнерадостный характер. Он очень любил с разбегу прыгать в лужи и носиться по траве, гоняясь за стрекозами. Он никого никогда не обижал, был совсем не жадным и готов был отдать другу самый лучший клок свежей вкусной травы.
Но только все равно у него не было друзей.
Однажды носорог пытался подружиться с цветком. Он хотел только понюхать его и рассказать ему какой он красивый, но не рассчитал силы и сломал своим толстым рогом цветку листочек. Цветок заплакал, обиделся и отвернулся от маленького носорога.
В другой раз он попытался немного подружиться с дикими утятами, которые как раз учились плавать. Носорог хотел поиграть с ними в догонялки, с разбегу вбежал в воду и чуть не потопил всех утят. Утята испугались и с громким плачем отплыли к своим мамам. Дикие утки налетели на маленького носорога и хоть шкура у него была толстая и они не могли ущипнуть его сквозь него, но все равно это было несправедливо и очень обидно.
В следующий раз он попытался допрыгнуть до белочек, которые грызли орешки почти над самой землей. Дерево под его тяжестью прогнулось и чуть не сломалось, а рассерженные бельчата забросали его скорлупками от орешков. Совсем не больно, но уж очень обидно и очень-очень несправедливо…
Расстроенный маленький носорог отправился жаловаться своей маме. Он шел и думал о том, какой несправедливый мир вокруг него, как трудно в нем жить маленькому носорогу, которого каждый пытается обидеть и подразнить. Ему стало так жалко себя, что он собрался громко-громко разреветься. Но вдруг мимо маленького носорога пролетела необыкновенно красивая бабочка. Она сделала пару кругов над его головой и вдруг приземлилась прямо на рог расстроенного носорога. Она была такая красивая, такая легкая, ее так просто было нечаянно раздавить или поломать ей крылышки, что носорог даже затаил дыхание, боясь нечаянно сдуть ее. Бабочка передохнула немножко, покачала крылышками и снова взлетела. Сделав несколько кругов над головой носорога и помахав ему на прощанье крылышками, она улетела по своим делам.
Тут маленький носорог увидел свою маму. Она шла ему навстречу и улыбалась. Но он уже передумал жаловаться ей.
«Если даже такая нежная бабочка не побоялась меня, то я попробую подружиться и с другими зверятами».
И носорог попытался. Он очень любил бегать и прыгать и ему очень хотелось делать все быстро и сразу, но он понял, что такой большой носорог может просто раздавить других маленьких детишек и постарался не бегать слишком быстро и не прыгать слишком высоко. С утятами они научились играть в остров: носорог заходил в воду почти по самую шею и утята забирались к нему на спину и играли и отдыхали там, как на самом настоящем острове. Бельчатам он научился выкапывать своим рогом клубни топинамбура (это такая сладкая картошка, которая растет в жарких странах), а еще им нравилось усаживаться рядком на его роге и качаться вверх-вниз, как на качелях. Но больше всего маленькому носорогу нравилось, когда на его рог садилась отдохнуть бабочка с нежными разноцветными крылышками. Тогда он старался затаить дыхание и любовался необыкновенной красотой ее рисунка.
Ситуация четвертая. «Я опять потерял телефон…»
Часто ли вам приходится терять вещи? Или даже не терять, а просто положить куда-то в надежное место и начисто забыть об этом (в нашей семье почти каждое утро начинается с того, что мой муж, который как всегда опаздывает на работу и который как всегда вечером спрятал свой мобильный в новое, защищенное от дочки место, носится по дому сердито ворча: «Ну найди уже мне мой телефон, я же опаздываю»)?
А часто ли ваш ребенок что-то теряет? Забывает в школе, в детском садике, просто на скамейке в парке? И ладно бы еще, если речь шла о коробке с фломастерами или детском журнале, а если – о любимом мишке или новом, только что подаренном папой сотовом (особенно, если это уже третий за полгода сотовый, который папа вынужден дарить)?
В данной ситуации мы сталкиваемся сразу с двумя проблемами:
- во-первых, наш ребенок очень расстроен и ему нужно как-то помочь пережить это горе (а это действительно горе, если потерялся любимый мишка);
- во-вторых, мы тоже очень расстроены и нам тоже нужно как-то пережить это горе (а это действительно не просто – заводить с мужем речь о необходимости покупки четвертого подряд мобильника).
И прежде чем брать на абордаж вторую проблему, нам нужно решить первую: каким-то образом успокоить и примирить с утратой ребенка.
В данном случае лучше всего сочинить короткую сказку со счастливым концом. Например, сказку о том, как мишка, которого девочка забыла на скамейке, отправился на поиски своей хозяйки, попадал в разные переделки, много видел и много думал и в конце-концов попал в руки к одному очень хорошему мальчику, стал у него жить и хотя и грустил порой о своей хозяйке, но был всегда накормлен, напоен и спал в теплой кроватке вместе с мальчишкой.
Попробуйте предложить вашему малышу самому сочинить будущее для потерянного мишки («Давай придумаем ему хорошую историю и тогда если мы очень-очень сильно захотим, то она исполнится в его жизни и он и правда попадет в дом, где его будут любить и не будут обижать»). Так вы сможете убить сразу нескольких зайцев:
- ребенок отвлечется, успокоится, действительно поверит в историю, которую вы вместе сочините, и не будет больше расстраиваться;
- у вас будет некоторое время, чтобы сообразить, как поступить в данной ситуации, вспомнить, где и когда вы могли потерять мишку, есть ли смысл возвращаться и искать его, как объяснить папе пропажу (особенно, если речь идет о чем-то ценном);
- сочиняя сказку вместе с ребенком вы, как всегда, сможете услышать из его уст много интересного и неожиданного. Например, его представления о счастливой жизни, то, чего он боится и то, о чем он, возможно, мечтает. Главное – суметь и здесь внимательно слушать и слышать то, что на самом деле вам хочет сказать ребенок.
Ниже приводится сказка, сочиненная восьмилетней девочкой, потерявшей новый телефон и не знающей, как сказать об этом родителям. Магия сказки действует таким удивительным образом, что сочинив ее, девочка все-таки вспомнила, где могла потерять телефон и нашла его J …