Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем

Ломакина Гульнара Рашидовна

Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо предисловия   Почему важно быть счастливым самому, если хочешь, чтобы твой ребенок был счастлив…    
Глава первая. СКАЗКА… О СКАЗКЕ… ПРО СКАЗКУ… Сказка – кто ты? Сказка - где ты?    
Глава вторая. ТЕРАПИЯ (лечение) СКАЗКОЙ – ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО ?... Что такое «сказкотерапия»? Как «работает» сказкотерапия ?    
Глава третья. СКАЗКОТЕРАПИЯ – ПОПРОБУЕМ ПРИМЕНИТЬ? Сказкотерапия для самых маленьких Сказки для самых маленьких Сказкотерапия и подростковый возраст Сказка – это для меня ? Не для ребенка ? Сказкотерапия для взрослых    
  Глава четвертая. СКАЗКА, СКАЗКА, КАК ТЕБЯ СОЧИНИТЬ ?  
  Глава пятая. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СОБСТВЕННОГО РЕБЕНКА   Тест 1. Тест «Сказка» Тест 2. Диагностика развития мышления Тест 3. Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи Тест 4. Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников Тест 5. Тест на определение уровня тревожности Тест 6. Осознанность ребенком отношения к нему близких людей Тест 7. Личностные ожидания ребенка в общении с взрослым Тест 8. Тест “Палитра чувств” Тест 9. Анкета интересов ребенка      
Список использованной литературы    

«В пять лет – гений, в семнадцать – солдат…

Какую грань мы перешли посредине…»

Дмитрий Соколов

Вместо небольшого введения

Маленький ребенок, рождаясь в этот мир, полон неистребимого любопытства, жажды познания, и, что самое удивительное – жизнерадостности и оптимизма.

Маленького ребенка легко обидеть – достаточно отобрать игрушку, не дать вовремя поесть, не поменять пеленки или памперс.

Маленький ребенок полностью зависим от взрослых и очень уязвим, он еще не может противостоять окружающему его миру, во всем он надеется только на свою маму или человека, который ее заменил…

Между тем, у маленького ребенка есть несколько замечательных качеств, которые, к сожалению, куда-то пропадают с возрастом и «воспитанием».

Во-первых, все маленькие дети очень красивы.

Очень трудно найти малыша, который, некоторое время спустя после рождения, когда разгладились складки, ушла краснота, желтушка и отечность новорожденных, не привлекал бы взоры прохожих и не вызывал бы умильных улыбок со стороны любой проходящей тетушки, да и вообще со стороны любого, не слишком замученного жизнью современного мегаполиса человека. Природа настолько мудра, что сделала так, чтобы в самый уязвимый период своей жизни, период полной беззащитности и зависимости от других, человеческий детеныш вызывал у взрослых особей желание позаботиться, пригреть, накормить, погладить, пожалеть… Конечно, это желание во многом мимолетно и вовсе не обозначает, что тетушка, улыбнувшаяся вашему чаду, готова проводить бессонные ночи, баюкая малыша, пока у него режутся зубки или болит животик. Скорее всего, ее умиления хватит только на добрую улыбку и оно очень быстро сменится раздражением, если в силу каких-либо причин ей навяжут постоянную заботу об этом малыше. Тем не менее, обидеть маленького человечка гораздо труднее, чем взрослого, для этого нужно чуть больше душевной черствости, чем для того, чтобы обидеть равного себе.

Во-вторых, маленькие дети просто излучают оптимизм.

Особенно это касается детей в том возрасте, когда они еще не успели ощутить на себе влияния общей для всех системы образования и воспитания. Они не просто излучают оптимизм, они еще и полны уверенности в своих силах и в том, что мир хорош и создан только для того, чтобы они жили в нем и наслаждались им…

В-третьих, душа маленького ребенка еще не потеряла своей целостности.

Ребенок еще видит мир таким, какой он есть – разноцветным, жутко притягательным и полным неисследованного, хотя порой и очень опасного. Любопытство маленького ребенка безгранично, равно как и безгранична его страсть к исследованиям и постоянной проверке собственных сил. Он еще не умудрен грузом отрицательного опыта, не боится экспериментировать, и воспринимает любые трудности как занимательные приключения.

Ребенок обладает потрясающим воображением, позволяющим ему использовать в качестве игрушек самые немыслимые предметы – палочки, желтые листья, обертки от конфет, баночки из-под йогуртов… Самочувствие ребенка не зависит ни от стоимости его игрушек, ни от фирмы, изготовившей для него штанишки.

Мир ребенка еще не вписан в мир взрослых ценностей, для него еще не все в этой жизни измеряется в цифрах. Помните, у Сент-Экзюпери в «Маленьком Принце»:

«Взрослые любят всякие цифры. Если вы говорите им, что завели нового друга, они никогда не спрашивают о том, что действительно важно: какой у него голос, какие игры он считает самыми увлекательными, собирает ли он бабочек. Вместо этого они вопрошают: сколько ему лет, сколько у него братьев, сколько он весит и сколько зарабатывает его отец. Они думают, что только из этих цифр можно что-то узнать о человеке.

А если вы скажете взрослым: "Я видел красивый домик из розового кирпича, с геранью на подоконниках и голубями на крыше", они так и не поймут, что это был за домик. Вам придется сказать: "Я видел дом, который стоит сто тысяч франков". Вот тогда взрослые воскликнут: "О, какой славный домик!"

[…] Такие уж они. И не надо вменять это им в вину. Детям всегда приходится выказывать великое долготерпение, общаясь со взрослыми» [1].

Мир ребенка отличается от мира взрослых еще и тем, что в детском мире любое приключение, любое происшествие заканчивается хорошо, вне зависимости от того, как его воспринимают взрослые. Солнце – это хорошо потому, что будет весело и приятно играть, дождь – это хорошо потому, что можно бегать по лужам и вымокнуть с ног до головы, грязь – это просто замечательно, ибо что может быть лучше хорошей, свежезамешанной грязи… Именно этим (хорошим завершением любой истории) мир ребенка и напоминает сказку, в которой всё всегда заканчивается хорошо: все плохие герои обязательно должны быть побеждены, лягушка непременно превратится в принцессу, а страшилище - обернется прекрасным принцем…

Когда и куда пропадают в ребенке его красота, его безграничный оптимизм, его целостность восприятия мира и умение ему удивляться и радоваться? Почему нередко именно детские воспоминания взрослого человека – самые болезненные? Что должно произойти в жизни столь жизнерадостного и непосредственного создания, каким является от природы ребенок, чтобы потом, уже во взрослом возрасте, приходилось прибегать к помощи психотерапевтов для того, чтобы решить проблемы, развязать узлы, не дающие спокойно и радостно жить, строить нормальные отношения с людьми, адекватно воспринимать и оценивать свои возможности, действительность, происходящие события… Когда бабочка превращается в гусеницу, а лебедь оборачивается гадким утенком? Когда и где теряется в ребенке вера в сказку, врожденная вера в чудо?...

Самое грустное заключается в том, что зачастую именно мы с вами – любящие родители, дорогие мамы и папы, – совершаем подобное со своими детьми. Из самых благих побуждений и исключительно в воспитательных целях мы формируем в своих детях безмерное количество комплексов, учим их бояться, «семь раз отмерить и ни разу не отрезать», «подумать и лучше промолчать» и прочим «полезным» истинам, которые мы постигли на собственном горьком опыте. Желая предостеречь своих детей, мы невольно подрезаем им крылья. Преисполненные доброго желания подготовить своих детей к реальной жизни, к жизни во взрослом мире, мы, сами не замечая когда и как, лишаем их главного – умения наслаждаться жизнью, приспосабливаться к обстоятельствам, находить себе занятие и удовольствие в любых условиях, имея в наличии минимальный «инвентарь».

Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы читая эту книгу, мы попытались понять когда и как сказка исчезла из нашей собственной жизни и попытались бы сохранить ее в жизни нашего собственного ребенка. Ведь в конце-концов, нет ничего плохого в том, чтобы наш ребенок как можно дольше сохранял веру в людей, веру в чудо, веру в то, что рано или поздно, но все закончится хорошо и «наши – обязательно победят!» J

Хорошо было бы, если бы сказкотерапия не превратилась для вашего ребенка в лечение, в средство и попытку вернуть утраченное, восстановить порушенное, но стала бы одной из возможностей имеющееся – не разрушить, данное от Бога и природы – сохранить.

Глава первая

Сказка… О сказке… Про сказку…

Глава вторая.

ТЕРАПИЯ (лечение) СКАЗКОЙ – ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО ?...

Самый простой способ попытаться разобраться с незнакомым или не совсем понятным словом – это, во-первых, попытаться понять его смысл, основываясь на анализе структуры самого слова, во-вторых – заглянуть в словарь.

Если мы попробуем применить первый способ к термину «сказкотерапия», то мы увидим, что он (термин) состоит из двух понятий: сказка и терапия. По поводу значения слова «сказка» мы уже поговорили с вами выше, слово же «терапия» довольно распространенно и обозначает – лечение какого-то недуга. То есть, сказкотерапия подразумевает, что у человека (ребенка или взрослого), по отношению к которому ее применяют, есть какая-то болезнь или какой-то недуг, и лечить их предполагается при помощи сказки.

Получается немного странно – не находите? Лечить при помощи сказки?... Что это за болезнь такая должна быть? Само выражение «лечение сказкой» немного эклектично, слова, составляющие его, как правило, не встречаются вместе. Сказка ассоциируется в нашем сознании с бабушкой, ее теплыми домашними булочками, ватным немного тяжелым одеялом и доброй сказкой на ночь… Лечить сказкой это все равно как если бы кто-то предложил нам лечить нашего ребенка с помощью карамелек или шоколадных конфет. Ну, или мороженного, например. Сказка – это удовольствие, а разве удовольствие может быть лекарством? Конечно, современная фармацевтическая промышленность уже давно начала выпускать лекарства, особенно – детские, в виде сладких сиропчиков с приятным вкусом, так что дети считают их скорее сладостями, а не лекарством, но все равно воспринимать серьезно сказку как лекарство – как-то не очень получается.

Тем не менее, значение самого термина совершенно и абсолютно точно определяется из его анализа. Действительно, сказкотерапия подразумевает наличие какого-то недуга и его лечение при помощи сказки. Как это может выглядеть на практике – рассмотрим немножко позже, а сейчас попробуем использовать второй метод установления значения незнакомого слова – обратимся к словарю.

Итак, выбираем самый простой способ – выходим в Интернет, открываем «свободную энциклопедию» Википедия, набираем слово «сказкотерапия», жмем на кнопочку «Найти» и находим довольно пространную статью, рассматривающую значение данного термина с различных точек зрения. Попробуем прочитать некоторые ее отрывки (вся статья довольно длинная, полностью можно найти ее самостоятельно в интернете) и разобраться со значением того, что написано в энциклопедии[4].

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.

Общая информация

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Итак, делаем вывод, что сказкотерапия – это не только метод лечения (с помощью сказки действительно можно лечить проблемы психологического характера), сказка может быть использована и в качестве воспитательного средства, и в процессе обучения какому-то предмету (так называемые дидактические (учебные) сказки), и для развития каких-либо качеств у ребенка.

Далее ­следует краткое пояснение значения термина «сказкотерапия» в различных областях человеческих знаний и опыта.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах и притчах. Сказка – это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Таким образом, в педагогике сказкотерапия это все-таки не лечение, а один из способов воспитания. Считается, что наряду с языком, сказка – это одно из «материальных выражений культуры народа»[5] (К.Д.Ушинский).

Именно через сказку наименее безболезненно и наиболее эффективно передаются основные моральные и этические нормы, характерные для того или иного народа.

Именно через сказку можно узнать об обычаях и обрядах, когда-то существовавших в культуре народа, но на сегодняшний день не столь распространенных.

Именно сказка может наглядно продемонстрировать нам, что такое мужество, упорный труд, преодоление всех препятствий, вера в победу, преданность и верность.

И, самое главное, именно сказка на подсознательном уровне передает нам уверенность в том, что все, рано или поздно, но закончится свадьбой, празднеством, гуляньем, что все плохие герои будут побеждены, а истина все равно восторжествует. Эта функция сказки особенно важна, так как на уровне сознания человеку часто свойственно в достаточно критическое восприятие и своей жизни в целом и конкретной жизненной ситуации в частности. Человеку свойственно во всем видеть вначале негативные стороны и последствия. Для того чтобы признать, что «всё, что ни делается, всё – к лучшему», необходимо время и состояние некоторой отстраненности от происходящих событий. Через сказку же передается опыт многих поколений наших предков, который говорит нам, что жизнь все равно побеждает и продолжается несмотря ни на что. Сказка учит нас обращать внимание на то, что истинно важно, а именно – не пренебрегать ценностью человеческих взаимоотношений, ценностью жизни как таковой. И одновременно она учит меньше внимания, сил и нервов уделять тому, что преходяще, учит радоваться сегодняшнему дню и с верой встречать день завтрашний. Сказка помогает нам активизировать многовековую мудрость поколений, преодолеть «сознательный» подход к проблемам и дать нашей невероятной живучести и стремлению к жизни возможность победить пессимизм нашего сознания.

Однако продолжим читать словарь.

Сказкотерапия как инструмент развития.

В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Если с развитием фантазии и творческого мышления все более или менее понятно, то не ясно каким это образом сказка может помочь ребенку усвоить механизмы поиска и принятия решений?...

Сказка, особенно сочиняемая ребенком или вместе с ребенком, дает ребенку две удивительные возможности.

Во-первых, сказка помогает взглянуть на одну и ту же ситуацию глазами разных персонажей. Особенно эффективно использовать для этого приемы драматизации сказки с последующим обсуждением с детьми того, как они чувствовали себя «в шкуре» того или иного персонажа. Таким образом, с помощью сказки можно оценить ситуацию не только со своей точки зрения, но и попытаться понять, что думают по этому поводу другие.

Во-вторых, сказка дает возможность спрогнозировать и «проиграть» различные варианты возможного развития событий и выбрать наиболее оптимальный (более подробно мы поговорим об этом чуть позже).

Сказкотерапия как психотерапия.

Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия позволяет затронуть сразу несколько уровней личности человека.

Во-первых, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет.

Во-вторых сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис (т.е. этапы становления, развития) личности клиента.

В-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания.

Сочиняя, заканчивая или обсуждая сказку, человек невольно останавливается на тех проблемах, которые волнуют его самого.

Как правило, самым трудным при решении любой психологической проблемы является то, что ее (проблему) нужно признать. Без признания нет решения и именно признание и формулировка проблемы может оказаться наиболее болезненным этапом при работе со взрослыми и наиболее сложным при работе с детьми. Взрослым мешают сложившиеся с детства представления о том, что успешный и самодостаточный человек не может чувствовать то, что чувствует сейчас он. Детям мешает то, что их способности вербального (словесного) выражения и формулирования собственных ощущений и мыслей еще недостаточно развиты. Ребенок часто может лишь чувствовать, что ему что-то мешает и быть не в состоянии сформулировать это словами. Сказка же помогает

- взрослым и подросткам «прикрываясь» личностями ее героев рассказать о том, что их волнует, беспокоит, тревожит, мешает, не испытывая при этом ложных угрызений совести,

- детям более младшего возраста – через действия и поведение героев указать на то, что доставляет им дискомфорт, избавляя таким образом от необходимости формулировать проблему вербально, словами.

В энциклопедии перечисляются и наиболее распространенные методы работы со сказкой в психотерапии.

Самые распространенные способы работы со сказкой это:

· обсуждение уже существующей сказки;

· самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;

· инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);

· арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

и др.

Эти же самые приемы вы можете использовать и при рассказывании сказок своим собственным детям (причем, это может быть самое обычное чтение сказки на ночь, а вовсе даже и никакая и не терапия). Не нужно упускать такой уникальной возможности пообщаться с собственным ребенком, как после прочтения или во время сочинения сказки.

Обсуждение сказки после того, как вы ее прочитали, дает вам не только возможность ненавязчиво узнать то, что думает ваш ребенок по поводу той или иной проблемы, но и высказать свое собственное мнение, причем – не в форме нотации или «воспитательной пятиминутки», а во время обычного «нормального» разговора. Кроме того, обсуждение, пересказывание и инсценирование сказки – это замечательные упражнения для развития речи, способности к анализу и переработке информации.

Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Таким образом, нам, как родителям, можно сделать следующие выводы.

Нет родителя, который не мог бы сочинить сказку для своего ребенка и в этой сказке поговорить с ним о том, о чем в обычной беседе не вдруг и не всегда можно поговорить. И поэтому во-первых: оставляем сомнения и – сочиняем для своего самого родного и самого любимого.

Сказка – это не только монолог любящих родителей со своим чадом, но это еще и диалог ребенка со своими родителями. Это попытка ребенка донести до нас то, что обычными словами и в простом разговоре он сказать не решится. И поэтому во-вторых: не только сами сочиняем сказки, но и даем такую возможность ребенку и – самое главное – внимательно его при этом слушаем, пытаясь понять: что же он хочет нам сказать.

Во-первых.

Психотерапевты называют сказкой метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека[6].

Любая сказка – это, прежде всего, аллегория: «Сказка ложь, да в ней – намек, добрым молодцам - урок». В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознательно любой человек так или иначе ассоциирует или ставит себя на место главного героя истории, которую он рассказывает или слушает. Особенно легко данные ассоциации происходят в том случае, если жизненные обстоятельства персонажа хоть в чем-то напоминают обстоятельства, в которых находится человек (сходство же между сказкой и реальной жизнью – не такая уж редкая вещь, как это кажется на первый взгляд. Как правило, и в жизни и в сказке главному герою приходится преодолевать всевозможные трудности, противостоять интригам злопыхателей, завистников и просто нехороших людей, рассчитывать больше на свою смекалку и изворотливость, чем на помощь со стороны J ).

Данная ассоциация с главным героем происходит вне зависимости от желания человека. И неважно, придумывает ли он свою собственную сказку, обсуждает ли со сказкотерапевтом услышанную или просто раздумывает над тем, что только что прочитал. Невольно, у него всегда возникают мысли, наподобие: «На его месте я бы…» или «Хорошо ему быть всегда веселым, если у него ковер-самолет и скатерть-самобранка, а вот попробовал бы он оказаться на моем месте, мы бы посмотрели как бы он полетал…». Размышляя таким образом, человек незаметно переключается на проблемы, существующие в настоящий момент в его жизни, начинает рассматривать их с разных точек зрения. Иногда сказка может послужить своего рода толчком для того, чтобы человек просто признал существование той или иной проблемы в его жизни, а ведь известно, что для того, чтобы проблему решить, ее нужно вначале признать[7].

Таким образом, сказка может помочь человеку погрузиться в свой внутренний мир, задуматься над тем что, почему и каким образом там происходит, что мешает, а что – помогает, от чего нужно избавляться, а что – нужно воспитывать и развивать.

Во-вторых.

«Осознать проблему и решить ее» – это конечно, замечательно и здорово, особенно когда данная фраза произносится нами в качестве совета кому-то другому. Но вот когда дело касается нашей собственной жизни, то все становится далеко не так просто. Мы зачастую не хотим сами себе ни в чем признаваться не потому, что столь глупы и недальновидны, что не понимаем очевидных вещей. Вовсе нет. Просто когда что-то четко формулируешь для себя, то сразу возникает необходимость как-то реагировать, принимать и исполнять какие-то решения. Что-то делать иногда нужно даже не столько из-за желания действительно раз и навсегда разобраться с проблемой, сколько ради того, чтобы не чувствовать себя слабым, бесхарактерным и никчемным человеком. А этого (принимать решения и что-то делать) – ну просто жутко не хочется. Именно поэтому любой человек является настоящим виртуозом в деле запудривания мозгов самому себе (на самом деле – это не более чем один из защитных механизмов психики, но нам лучше этого не знать, так как тогда появится «официальная» причина, чтобы дурачить самого себя и дальше…).

Процесс принятия и реализации решения осложняется еще тем обстоятельством, что как правило человек в большинстве случаев действует в рамках свойственных ему жизненных сценариев (привычек, установок – называйте как хотите), сложившихся еще в раннем детстве. Набор данных сценариев ограничен (именно поэтому некоторые люди становятся столь предсказуемы с возрастом J). Решение же проблемной ситуации требует от него изменения привычных для него способов действия. Чтобы эффективно решить проблему, нужно немного от нее отстраниться, посмотреть на нее объективно, взглядом незаинтересованного человека и принять правильное, а не привычное решение. Дать совет отстраниться – очень легко, наверняка, мы сам и не раз советовали своим друзьям, близким или просто знакомым: «Да взгляни ты на ситуацию поспокойнее, будь выше, посмотри со стороны…» и т.п. Однако когда дело касается тебя самого, то выполнить его становится ох как непросто…

Сказка в данном случае предоставляет несколько неоценимых возможностей.

Первая заключается в том, что, в ситуации, схожей с нашей собственной, оказываемся не мы, а главный герой. Мы сами в данном случае оказываемся абсолютно незаинтересованы и объективны, а значит, можем совершенно спокойно дать ему (главному герою) парочку-тройку полезных советов, совсем даже не думая о том, что те же самые советы можно было бы дать и самому себе. Это уже потом, размышляя над сказкой, над ситуацией, в которой оказались герои, над их поведением, мы можем вдруг прийти к мысли «А ведь я так похож на него (на нее)! И поступаю так же поспешно и неразумно…»

Вторая возможность связана с тем, что, сказка по своей природе может выполнять функцию своего рода «времяворота» - волшебного приспособления, позволяющего поворачивать время вспять. Ничто не мешает нам дать главному герою несколько совершенно противоположных советов. В нашей воле посмотреть как он будет реализовывать каждый из них и что из этого может получиться. То есть, сказка позволяет проиграть несколько гипотетических финалов и выбрать именно тот, который нам наиболее желателен и уже потом, в реальной жизни, действовать в соответствии с тем, что мы «проиграли».

Третья и самая главная возможность, предоставляемая сказкой, связана с некоторыми особенностями нашей психики. Как утверждает гештальтпсихология, многие психологические проблемы человека связаны с так называемой «незавершенностью» или «открытостью» проблемы. Легче всего пояснить данное положение можно на примере кошмара.

Представьте себе, что вам изо дня в день снится один и тот же кошмарный сон. Каждый раз вы просыпаетесь от ужаса в самом страшном месте, но как только вы засыпаете – все начинается сначала. Незавершенность данного сна и неизвестность того, что будет дальше, мучает вас даже больше, чем сам кошмар. Теперь представьте себе, что однажды вам удалось усилием воли не дать себе проснуться и досмотреть сон до конца – можно быть уверенным, что закончился он далеко не так плохо, как вы себе представляли. Более или менее благополучный конец лишает кошмар своей силы, он перестает быть кошмаром и перестает вам снится.

Примерно нечто подобное происходит и с человеческой психикой. Если бы мы набрались мужества и решили проблему до конца, то она перестала бы нас мучить, потеряла бы свою актуальность. Однако совет «будь мужественным и иди до конца» еще более бесполезен и раздражителен, чем «будь выше этого», особенно, если человек подсознательно по той или иной причине не хочет разбираться до конца и освободиться от этого груза. И здесь сказка тоже может прийти на помощь – можно поставить главного героя перед проблемой или дилеммой, которая напоминала бы нашу собственную и с интересом понаблюдать каким же образом он сможет выкрутиться и что он сможет придумать, чтобы решить ее. Можно не сомневаться, правильный ответ обязательно «выскочит» в нужный момент из нашего подсознания, особенно, если мы на время ослабим свою защиту и будем находится в состоянии покоя и безопасности. Не зря же мудрец говорил, что нельзя задать вопрос, ответа на который ты сам не знаешь.

Таким образом, сказка помогает установить связь между реальностью и тем, как мы эту реальность воспринимаем и интерпретируем. Сказка – это «шанс связать сказочные события с событиями и поведением человека, а значит усвоить и применить на практике всю мудрость, скрытую в сказках» и таким образом – найти решение проблемы, которая мучает и не дает возможности идти дальше.

В-третьих.

Сказка – это удивительный мир. С одной стороны, в сказке все полно противостояния, борьбы, нелегких испытаний, с другой стороны, сказка – поразительно гармоничный мир, мир в котором все всегда кончается хорошо, если только главный герой сделал все возможное и – невозможное с его точки зрения – для того, чтобы все закончилось хорошо. Эта гармония и эта уверенность (даже не столько в том, что все закончится хорошо, а в том, что можно сделать и невозможное) невольно передаются человеку. Сказкотерапия «даёт возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность».

И, наконец, в-четвертых.

Сказка может примирить российского человека с существованием психотерапевтов J .

Любая сказка практически всегда ассоциируется у нас какими-то приятными воспоминаниями. Даже само предложение «А давайте послушаем сказку» - расслабляет, настраивает на мирный и созерцательный лад, помогает забыть дневную суету и усталость.

Между тем всякое посещение психотерапевта у нормального российского человека, пока еще не привыкшего уделять внимание не только своему внешнему виду, но и внутреннему состоянию, вызывает некоторый дискомфорт, скованность, настороженность. И вообще слово «психотерапевт», а тем паче – «психиатр» вызывает какое-то смутное подсознательное опасение того, что вот сейчас поставят какой-нибудь страшный диагноз, а потом придется с этим жить и людям в глаза смотреть…

Поэтому когда общение с психотерапевтом начинается не с предложения: «А теперь расскажите, какие проблемы вас волнуют, с чем вы сюда пришли и что конкретно не в порядке в вашей жизни», а со сказки и с какой-то последующей работой с этой сказкой, то это помогает расслабиться, снять внутреннее напряжение, смириться с неизбежным («И мне пришлось посидеть в этом кресле» J ).

Кроме того, с детства мы привыкли, что сказки нам рассказывали, как правило, люди для нас близкие и родные и поэтому подсознательно человек, рассказывающий сказку, идентифицируется не как потенциально опасный, а как желающий нам добра, заботящийся о нас, любящий нас. Таким образом, кроме снятия напряжения, сказка позволяет достигнуть главного – установить доверительные отношения между психотерапевтом и человеком, пришедшим к нему за помощью. А именно доверие к своему доктору всегда являлось основным элементом, необходимым для достижения положительного эффекта любой терапии. Психотерапия не является исключением: только доверие между участниками сеанса психотерапии может сделать его эффективным.

Итак, мы видим, что сказкотерапия – это «одни сплошные плюсы и никаких минусов». Если же быть серьезным, то сказка – это наименее травматичный и один из наиболее эффективных способов обрести утраченную целостность и вернуть себе чистый и незамутненный отрицательным жизненным опытом взгляд на мир, взгляд, свойственный детям…

Глава третья.

СКАЗКОТЕРАПИЯ – ПОПРОБУЕМ ПРИМЕНИТЬ ?...

СКАЗКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

В этом разделе вы найдете примеры «адресных» сказок, то есть сказок, которые можно рассказывать ребенку по тому или иному случаю (например, для того, чтобы поговорить с ним о проблеме страха темноты, подготовить к маминому отъезду и т.п.). Естественно, что в рамках небольшой по объему книжки невозможно рассмотреть все проблемные ситуации, которые могут возникнуть в жизни маленького человечка и его родителей, поэтому приведены сказки, интерпретирующие наиболее стандартные и распространенные ситуации. Возможно, что та или иная сказка не подойдет вам, тогда вы можете сочинить свою, используя имеющиеся в качестве примера.

Чтобы было проще разобраться, каждой ситуации дано название. Пояснения к сказкам напечатаны обычным шрифтом, сами сказки – курсивом. Сказки, приведенные в качестве примеров, ни в коем случае не могут считаться образцом, это просто своего рода иллюстрации, показывающие каким образом можно в сказочной форме интерпретировать ту или иную проблему. Почему-то я уверена, что когда у вас дело дойдет до практики и возникнет необходимость сочинить конкретную сказку для конкретной ситуации, то ваши сказки получатся гораздо лучше и гораздо интереснее. Не забывайте только самого главного – ведь никто на свете не любит вашего ребенка больше, чем вы, никто не переживает за него больше, чем вы. И если ваше чудо будет знать это, будет уверено в вашей любви и принятии его, то вместе вам будут не страшны никакие бури и ненастья и вы не просто сказку сможете сочинить, вы сможете эту сказку прожить. Вместе с вашим ребенком. Любимым и дорогим ребенком.

Сказка о маленьком носороге

В далекой жаркой Африке жил-был маленький носорог. Точнее, это его маме казалось, что он маленький – самый маленький из всех носорогов. На самом деле он был очень даже большой и весил, наверное, килограмм двести, а может быть и пятьсот, а может даже – и целую тысячу. Так что маленьким бельчатам, которые весили, может быть грамм пятьдесят, а может быть – сто, он казался просто огромным-преогромным.

Маленький носорог был очень красив. Точнее, это его маме казалось, что он самый красивый из всех малышей на земле. На самом деле, кожа у него была толстая и шершавая – гораздо толще, чем подошвы у папы на ботинках и гораздо шершавее, чем сухой асфальт. А еще у него вместо носа был огромный ужасный рог, который мог пронзить каждого, кто слишком близко приближался к нему. Так что маленькие птенчики, пух у которых был мягкий-мягкий, а клювики – нежные и аккуратные, считали, что маленький носорог выглядит просто устрашающе.

Все дети в округе боялись носорога и не хотели с ним играть. Маленький носорог очень расстраивался из-за этого, ведь у него был веселый и жизнерадостный характер. Он очень любил с разбегу прыгать в лужи и носиться по траве, гоняясь за стрекозами. Он никого никогда не обижал, был совсем не жадным и готов был отдать другу самый лучший клок свежей вкусной травы.

Но только все равно у него не было друзей.

Однажды носорог пытался подружиться с цветком. Он хотел только понюхать его и рассказать ему какой он красивый, но не рассчитал силы и сломал своим толстым рогом цветку листочек. Цветок заплакал, обиделся и отвернулся от маленького носорога.

В другой раз он попытался немного подружиться с дикими утятами, которые как раз учились плавать. Носорог хотел поиграть с ними в догонялки, с разбегу вбежал в воду и чуть не потопил всех утят. Утята испугались и с громким плачем отплыли к своим мамам. Дикие утки налетели на маленького носорога и хоть шкура у него была толстая и они не могли ущипнуть его сквозь него, но все равно это было несправедливо и очень обидно.

В следующий раз он попытался допрыгнуть до белочек, которые грызли орешки почти над самой землей. Дерево под его тяжестью прогнулось и чуть не сломалось, а рассерженные бельчата забросали его скорлупками от орешков. Совсем не больно, но уж очень обидно и очень-очень несправедливо…

Расстроенный маленький носорог отправился жаловаться своей маме. Он шел и думал о том, какой несправедливый мир вокруг него, как трудно в нем жить маленькому носорогу, которого каждый пытается обидеть и подразнить. Ему стало так жалко себя, что он собрался громко-громко разреветься. Но вдруг мимо маленького носорога пролетела необыкновенно красивая бабочка. Она сделала пару кругов над его головой и вдруг приземлилась прямо на рог расстроенного носорога. Она была такая красивая, такая легкая, ее так просто было нечаянно раздавить или поломать ей крылышки, что нос

Наши рекомендации