Обзор низшей ступени аутогенной тренировки
Успокоение и собранность
Формула: „Я совершенно спокоен и расслаблен”
Общее воздействие: Расслабление мышц, общее успокоение
Побочные явления: Симптомы ожидания
(Успокоение лишь в отдельных случаях может рассматриваться как самостоятельное упражнение. Как правило, оно считается, по словам Шульца, „целеуказующей вставкой”.)
Упражнение на тяжесть
Формула: „Моя рука тяжелая”
Общее воздействие: Расслабление мышц, общее успокоение
Побочные явления: Симптомы ожидания
Упражнение на тепло
Формула: „Моя рука теплая”
Общее воздействие: Расслабление стенок кровеносных сосудов, успокоение
Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки
Упражнение для сердца
Формула: „Сердце бьется спокойно и равномерно”
Общее воздействие: Нормализация сердечной деятельности, успокоение
Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки. При обращении внимания на отдельные органы тела могут возникать органические симптомы
Упражнение для дыхания
Формула: Дыхание совершенно спокойное (и равномерное)
Общее воздействие: Переход к гармоничному непроизвольному дыханию, успокоение
Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки. При обращении внимания на отдельные органы тела могут возникать органические симптомы
Упражнение для солнечного сплетения
Формула: „По солнечному сплетению (животу) разливается тепло”
Общее воздействие: Расслабление и гармонизация всех органов брюшной полости, успокоение
Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки. При обращении внимания на отдельные органы тела могут возникать органические симптомы
Упражнение для головы
Формула: „Лоб приятно прохладный”
Общее воздействие: Холодная ясная голова, расслабление кровеносных сосудов головы, успокоение
Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки. Иногда головная боль и головокружение
Упражнение для шеи и затылка
Формула: „Затылок приятно теплый”
Общее воздействие: Расслабление мышц задней части головы и шеи
Побочные явления: Отмечаются редко
ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Спонтанные красочные визуальные ощущения возникают у некоторых участников уже на низшей ступени. Поскольку мои занятия на курсах высшей ступени по времени проводятся раньше, чем занятия низшей ступени, я в конце занятия рассказывал начинающим о некоторых особенно ярких событиях из высшей ступени. В результате число проявлений эффектов высшей ступени у новичков возросло на 5-7 процентов.
На курсах медитации для молодых людей я заметил, что молодые начинающие слушатели испытывают почти столько же визуальных ощущений, сколько и опытные. И все же я требую от участников курсов высшей ступени „полного уверенного и быстрого владения техникой низшей ступени” (Шульц).
Что понимается под „быстрым владением”? Предпосылкой для участия в занятиях является реализация содержания формул примерно за одну минуту. Некоторым слушателям переключение удается практически моментально. Все они в один голос описывают состояние своего тела как „теплой и тяжелой массы, в которой выделяется холодная голова”. Как правило, в наших курсах принимают участие от 12 до 18 слушателей, иногда меньше, иногда больше. Проведение тренировок за неудобными школьными партами практически не создает помех, хотя, конечно, лежа было бы тренироваться приятнее. Каждый из участников рассказывает о двух-трех своих впечатлениях, полученных на занятиях, а также об особенностях домашних тренировок. Если участник считает, что содержание его впечатлений носит слишком личный характер, он может по окончании занятий поговорить с глазу на глаз с руководителем курса. Слушатели высшей ступени посещают занятия более регулярно, чем низшей.
В целом на верхней ступени практикуется более индивидуальный подход к слушателям. Они могут выдвигать предложения относительно содержания упражнений. Если кому-то из них известны схожие методики (формы медитации, йога, дзэн и т.п.), а это сегодня не редкость, то проводятся сравнения. Иногда в этих случаях тренировка осуществляется по другой методике. В зависимости от состава и возраста участников предпочтение может отдаваться определенным упражнениям, и очередность их выполнения может меняться.