Уменьшение страданий при расстройствах желудочно-кишечного тракта

Александер писал: „Грудной ребенок чувствует, что кормление снимает неприятные ощущения. Таким образом, утоление чувства голода самым тесным образом ассоциируется с хорошим самочувствием и ощущением безопасности. В основе чувства незащищенности всегда лежит страх перед голодом (страх перед завтрашним днем), несмотря на то, что в нашей цивилизации почти не бывает случаев смерти от голода”.

Чрезмерная еда может стать заменителем подавленных эмоций. При болезненном аппетите определенную роль играет интенсивная потребность в любви. Однако непроизвольная причина прожорливости может таиться также в агрессивных тенденциях обладания. Поэтому мы рекомендуем следующие формулы цели:

„Я совершенно спокоен и расслаблен, еда мне безразлична"

или

„Я спокоен и доволен собой".

Аутотренинг может помочь и при рвоте, имеющей нервное происхождение. При невротической рвоте проявляется тенденция „отдать назад все, что больной поглощает в своих подсознательных фантазиях”, – полагает Александер. Поглощенная пища возвращается назад вследствие агрессивного символического значения, придаваемого акту еды.

„Я совершенно спокоен, доволен и свободен, желудок принимает пищу и сохраняет ее".

При затруднениях глотания „кусок не лезет в горло", как говорят в народе. В основе этого явления зачастую лежат тенденции самонаказания.

„Я совершенно спокоен, расслаблен и свободен; горло, пищевод и желудок принимают пищу".

В отличие от многих других исследователей, для Александера ясна ситуация со страдающими язвой желудка: „…их желудок постоянно находится в состоянии возбуждения не в результате еды, а в результате подавленных психологических влечений к любви и признанию или стремления взять силой то, что не дают добровольно. Поскольку эти тенденции произвольно подавляются в повседневном поведении, они создают постоянную напряженность. Желание быть любимым, тесно связанное с желанием быть накормленным, возбуждает деятельность желудка…” Проведенное в его институте обследование пациента с постоянной фистулой желудка подтвердило: на неопределенность ситуации и враждебное агрессивное отношение желудок реагировал усиленным притоком крови, непроизвольными Движениями и выделением желудочного сока. Это хронически возбужденное состояние желудка сыграло особо важную роль в возникновении у пациента язвы желудка. Таким образом, если желания пациента, нуждающегося в опоре, ищущего помощи, требующего любви и склонного к язве желудка, не реализуются, то постоянное раздражение может вызвать изменение функций желудка и привести к возникновению язвы.

„Всегда и повсюду свобода, безопасность и защищенность".

„Я совершенно спокоен, защищен и свободен; желудок работает спокойно и без помех".

Психосоматическая основа язвы двенадцатиперстной кишки, в отличие от язвы желудка, признается всеми. На фоне усиленного отделения желудочного сока, а также основного психического конфликта – стремления к зависимости, с одной стороны, и независимости, с другой – исследователи смогли предсказать с определенной долей вероятности у десяти призывников возникновение язвы в период начальной военной подготовки. У семи из десяти действительно образовалась язва двенадцатиперстной кишки. Само собой разумеется, что этот психический конфликт самим пациентом не воспринимается.

Хорошую поддержку лечению могут оказать следующие формулы цели:

„Я внутренне глубоко счастлив, доволен

и свободен; пищеварительный тракт работает

совершенно нормально и незаметно".

„Я совершенно спокоен, расслаблен и свободен, пищеварительный тракт работает спокойно и без помех".

Всегда целесообразно избирать формулы цели совместно с лечащим врачом. Как уже подчеркивалось, в ходе лечения формулы могут изменяться.

Аутотренинг может применяться с большими шансами на успех и при других функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта, например, при изжоге, образовании газов, повторяющихся приступах боли, некоторых заболеваниях желчного пузыря, зуда в заднем проходе и т. п. Здесь также требуется тесное сотрудничество с врачом.

Наши рекомендации