Глава 1. основы медицинских знаний как содержательная линия основ безопасности жизнедеятельности
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ...... 6
1.1 Раздел «основы медицинских знаний» в содержании образования ОБЖ 6
1.2. Понятие здорового образа жизни...................................................... 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОМЗ.................................................................................. 17
2.1 Методы проведения практических занятий по ОМЗ.......................... 18
2.2 Формирование мотивации школьников на сохранение и укрепление здоровья 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 28
ПРИЛОЖЕНИ………………………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Повышение защищенности актуальной функциональности гражданина всякий раз было одной из важных задач людского общества. По мере формирования процесса цивилизации степень защищенности гражданина непрерывно вырастает. Но развитие знания и техники, в целом, увеличивая с повышением степень безопасности, привело к возникновению ряда свеженьких по новизне неоднозначных ситуаций, которые пока не решены. Безопасность актуальной функциональности является молодого возраста встроенной изучающей науки дисциплиной, которая опирается на науки, изучающие достигнутого результата цельного ряда базовых и прикладных наук. Причины, которые определили актуализацию защищенности жизнедеятельности, кропотливо подробно исследуют и анализируют. Среди их тем более выделяют истощение по природе естественных возможных резервов, растущее засорение находящейся вокруг среды, малый уровень экологической и технологической культуры, непростые задачи демографии и деторождения.
Сегодня задача с препятствием опасности здоровому жизни рассматривается мировым совместным объединением по таким отмеченным угрозам планетарного масштаба: угроза во всем мире войны; экологические катаклизмы; контрасты в индустриальной экономике равных государствах планеты; демографическая угроза; недостаток ресурсов планеты; исход в дальнейшем научно-технической революции. Поэтому здоровое бытие государственной цивилизации на этот момент рассматривается как норматив цивилизованности общества и свойства дороги жизненного ее реальных людских особей.
Сейчас выслеживается быстрое ухудшение состояния физиологического и интеллектуального формирования процесса деток, недостающая цивилизация здорового бытия юного поколения. По информационно справочным сведениям Минздрава нынешней России и Научного Центра охраны здорового бытия детей и подросткового возраста детей, 5% выпускников обучающих учреждений оканчивают учебное учреждение бодрствующими. То есть 95% всех подростков имеют аномальные отличия , как говориться положении здоровья, из их 20% имеют по 2 и больше прогрессирования болезни. Увеличивается суммарное число приобретенных на постоянно заболеваний у детей и подростков; миниатюризируется суммарное число детей с 1-й группой здоровья; увеличивается 3 количество учащихся, имеющих аномальные отличия в положении здорового бытия на время завершения школы.
Такая малоутешительная статистика позволяет констатировать, что современное поколение характеризуется отсутствием ценностного отношения к своему собственному здоровью, указывает на то, что здоровое бытие не является нормой и скорее является исключением. Изменить отношение к своему здоровому бытию и научить, как его сохранить и укрепить, обязаны многие социальные институты, даже система образования.
Гармоничное и целостное развитие школьника как личности, способной в будущем к решению социальных и экономических проблем государства, формирование у каждого убеждение в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, формирование стремления к адекватному восприятию знаний и навыков по охране здоровья, их воплощение в повседневной жизни - все это должно быть и являются приоритетными задачами любого государства.
Очевидно, что уровень здоровья во многом зависит от качества и эффективности обучения, воспитания, саморазвития человека еще со школьного возраста. Именно в это время закладываются основы формирования культуры здоровья личности, которая играет значительную роль в дальнейшем жизненном пути человека и в целом способствует консолидации и укреплению здоровья нации.
Формирование основ здорового образа жизни через образование, создание здоровье сберегающей образовательной среды - одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Законом о среднем образовании впервые среди задач школы предусмотрено "воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников)». В этом контексте важнейшими задачами современного
Объект исследования: обучения ОБЖ ;
Предмет исследования: методические особенности проведения практических занятий по основам медицинских знаний ОМЗ и здорового образа жизни в процессе изучения ОБЖ .
Цель работы: исследовать особенности методики проведения практических занятий по основам медицинских знаний (ОМЗ) и здорового образа жизни в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Задачи:
1. Охарактеризовать задачи раздела ОМЗ и его место в курсе ОБЖ;
2. Изучить особенности изучения раздела ОМЗ в общем курсе ОБЖ;
3. Охарактеризовать практические занятия как один из ведущих методов в преподавании ОМЗ.
4. Предложить методику проведения практических занятий по ОМЗ
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения , двух глав, четырех параграфов, заключение , списка литературы и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь человека - бесценный дар. Мы должны усвоить одну простую истину: от каждого из нас зависят жизнь и здоровье наших близких, друзей и нации в целом. Террористические акты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы уносят тысячи человеческих жизней, поэтому, сегодня любой человек должен владеть навыками по оказанию первой медицинской помощи, ведь иногда минуты и даже секунды становятся решающими в вопросе жизни или смерти.
По мнению специалистов, одной из причин создавшейся ситуации является низкий уровень школьного образования в области безопасности жизнедеятельности человека. Общественная практика дает все основания утверждать, что между школьными уроками и всеми большими и малыми, нынешними и прошлыми бедами есть не выдуманная, а настоящая, зачастую трагическая связь. Ведь люди поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые усвоили еще в юные годы. А признав это, мы должны признать и то, что нас еще долго будут сопровождать аварии и катастрофы, тяжелые последствия стихийных бедствий, различного рода конфликты, массовый бытовой и дорожно-транспортный травматизм, если из школы будут продолжать выходить в самостоятельную жизнь молодые люди, столь же обделенные духовно, с ослабленным «социальным иммунитетом», неспособные учиться на чужих, а иногда и собственных горьких ошибках, функционально неграмотные, как и те, что выходили вчера. Еще в 18 веке французский сатирик Лабрюйер писал, «Мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок».
Таким образом, в рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам навыки оказания первой медицинской помощи. Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оказать доврачебную помощь, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма. Подросток должен знать какую первую медицинскую помощь он сможет оказать пострадавшему.
Уроки по отработке навыков первой медицинской помощи должны быть построены с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста. Они должны быть интересными, информативными, запоминающимися. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как модульное обучение, метод проектов, групповую и индивидуальную работу.
Уроки, посвященные первой медицинской помощи пострадавшим, позволяют заинтересовать подростков, повысить их активность, что благотворно влияет на освоение ими курса ОБЖ.
Список литературы
1. Абрамова В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» / В. Ю. Абрамова//Молодой ученый, 2012. – № 9. – С.260 –263.
2. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография /Э. М. Казин, С. Б. Лурье, В. Г. Селятицкая и др.; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 299 с.
3. Айзман Р.И. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии: часть 1 и 2/ Р. И. Айзман, Я. Л. Муравьева, Н. П. Абаскалова. – Новосибирск, 1997
4. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. Педагогика здоровья/ Ш. А. Амонашвили, А. Г. Алексин. – М.: 1990
5. Анисимова, В.С. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учителя /В.С. Анисимова, Е.П. Брунова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987. – с. 12 –81.
6. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология / Г. Л.Апанасенко, Л. А.Попова. – Ростов-на-Дону: Феникс; Киев: Здоровье, 2000.- 243 с.
7. Артеонина, Г.П. Основы медицинских знаний: учебное пособие для высшей школы /Г.П.Артеонина, С.А.Ператьева. – М.: Высшая школа, 2000. – с. 384 – 389.
8. Байбородов Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности/ Л. В. Байбородов, Ю.В. Индюков. – М.: ВЛАДОС, 2003.
9. Баскаев Б.А. Моделирование процесса формирования у подростков мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни/ Б. А. Баскаев, М. О. Ревазов, А. М. Хубецов // Современные проблемы науки и образования . 2014. №6. С.876.
10. Бубнов В. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи/ В. Бубнов, С. Петров// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. – № 12. – С. 61-64.
11. Бубнов В. Очевидец происшествия становится спасателем/ В. Бубнов//Гражданская защита. – 2005. – № 9. – С. 47-48.
12. Булацева З.Б. Педагогические основы моделирования здоровьетворящего пространства школы/ З. В. Булавцева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2. - С. 38-42.
13. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб, 2003. – 269 с.
14. Вангородский С. Основы безопасности жизнедеятельности/С. Вангородский – М.: No Name, 2002.
15. Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим/ М. В. Гараева // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 932-934.
16. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, В. И. Усаков и др. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 228 с.
17. Двойников С. И. Медицинская сестра общей практике: проблемы и перспективы. / С. И. Двойников, В. И. Кузнецов. // Медицинская сестра. − 2002. − № 5. − С. 39–41.
18. Девисилов В. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика/ В. Девясилов// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. – № 5. – С. 39-49.
19. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский - М: Флинта. – 2004. – С. 1-35.
20. Жилов, Ю.Д. Основы медико – биологических знаний /Ю.Д. Жилов, Г.И. Куценко, Е.Н. Назарова. – М.: Высшая школа, 2001. – с. 206 –220.
21. Завьялов В. Н. Медико-санитарная подготовка учащихся/ В. Н. Завьялов. – М.: Просвещение, 1998.
22. Зайцев, Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб., 1997.
23. Звездина М. Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М. Л. Звездина // Научный диалог. – 2013. – № 8 (20) : Педагогика. – С. 8–23
24. Иргашев Ш. Б. Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа/ Ш. Б. Иргашев// Журнал «Организация и управление здравоохранением. – № 12. – 2010
25. Каргин А. Эффективные методы обучения ПМП/ А. Каргин// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 5. – С. 60-62.
26. Коваленко, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Коваленко. – М., 2004.
27. Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы/ Г. А. Костецкая //Безопасность жизнедеятельности. – № 10/2012. – М.: «Новые технологии», 2012. – С.37–40.
28. Костецкая Г. А. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов / Г. А. Костецкая, Э. М. Киселева//Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Серия «Гуманитарные и общественные науки». – № 2 (148) / 2012. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. – С.54–60.
29. Кузнецов В.С. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ/ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2009. - № 10. – С. 36-39.
30. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней/ А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. – М.:Медицина, 1985. – 432 с.
Приложение
Ход урока
I. Вводная беседа.
Учитель:Как можно правильно закаляться?
Дети:Солнцем, воздухом, водой.
У: А для чего нам нужно закаляться?
Д: Чтобы организм лучше защищал себя от холода и жары, заболеваний.
У: Какие правила существуют при закаливании?
Д: Постепенность, системность, регулярность и т.д.
(Обобщение по опорной схеме №1 “Закаливание организма”.)
II. Изучение новой темы.
IЗагадка о “скорой помощи”.
У: А урок у нас сегодня необычный. Сегодня мы не просто ученики одного класса, а медицинский персонал “Скорой помощи”. Для чего нужна “Скорая помощь?” В каких ситуациях мы к ней обращаемся?
Д: Когда человеку стало внезапно плохо, произошел несчастный случай, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Это поможет сохранить не только здоровье, но и жизнь человека.
У: Правильно. Но до приезда “Скорой помощи” можно оказать первую необходимую помощь. В таких ситуациях нельзя терять драгоценные секунды. А если несчастье произошло в лесу, далеко от медпункта?
Д: Нужно оказать первую помощь и помочь больному добраться до ближайшего медпункта.
У: Правильно. Сегодня мы будем медицинскими работниками.
II. Стук в дверь. Заходят два помощника. У первого имитирован ожог, он говорит о том, что нечаянно обжегся, кожа покраснела и “горит”. У второго имитирована рана на пальце, он говорит о том, что порезал палец, течет кровь.
У: Ребята, есть желающие, которые смогут помочь пострадавшим людям? А все необходимое для этого у нас имеется.
(На столе: дезинфицирующие средства, бинты, вата, холодный компресс, холодная вода в миске).
Участники одновременно оказывают помощь пострадавшим. После этого они разъясняют, что и как надо помочь пострадавшему.
У: Спасибо вам ребята, за оказанную помощь. А теперь вопрос всему классу: какие виды кровотечений вы знаете?
Д: Венозные, артериальные, капиллярные.
(Рассказ учеников по опорной схеме №2 “Виды кровотечения”)
Остановка кровотечения
1. Первая помощь при капиллярном или венозном кровотечении (наложение давящей повязки):
а) наложить на кровоточащую рану стерильную или чистую ткань;
б) поверх положить плотный валик из бинта или ваты;
в) туго прибинтовать.
2. Первая помощь при артериальном кровотечении (наложение жгута):
а) конечность приподнять вверх;
б) на место наложения жгута наложить какую-либо ткань;
в) жгут затянуть до остановки кровотечения
(1-й тур жгута наиболее тугой, 2-й тур накладывать с меньшим натяжением, остальные – с минимальным, туры жгута должны ложиться рядом друг с другом, не ущемляя кожи); г) под жгут положить записку с указанием времени наложения жгута.
3. Первая помощь при артериальном кровотечении (наложение жгута-закрутки):
а) использовать подручные материал (ремень, платок, косынка, полотенце и т.д.);
б) на место наложения жгута – закрутки наложить какую-либо ткань;
в) сделать из подручного материала петлю, диаметром в 1,5 – 2 раза превышающую окружность конечности;
г) петлю надевают узлом вверх, под узел вставляют палочку длиной 20 – 25 см;
д) свободную часть петли с помощью палочки закручивать до остановки кровотечения, затем палочку зафиксировать к конечности.
У: Ребята, а как помочь человеку, у которого загорелась одежда?
Д: На него немедленно нужно накинуть одеяло, брезент, плащ или другую плотную ткань и крепко прижать к телу. Если одежда продолжает тлеть, залить ее водой и только после этого очень осторожно снять, стараясь не повредить кожу, не обрывая прилипшие к телу кусочки ткани.
Звенит телефон.
У: - Алло, что случилось?
- Упал с дерева? Хорошо я посоветуюсь с ребятами.
- Ребята, как вы думаете, что могло произойти?
Д: У мальчика перелом или вывих.
У: Какие виды переломов бывают?
Д: Бывают открытые и закрытые переломы.
У: А чем отличаются?
Д: При закрытом переломе кость повреждена, но наружу кость не выходит. При открытом переломе поврежденная кость через раны выходит наружу. Открытый перелом опаснее еще тем, что через рану может в организм проникнуть инфекция.
У: Что нужно сделать, чтобы помочь пострадавшему человеку?
Д: При переломах в первую очередь нужно придать пострадавшей кости неподвижность. Для этого чаще всего приходиться накладывать импровизированную шину (палку, доску, кусок фанеры и т.д.). Шина должна быть такой длины, чтобы она смогла захватить, по крайней мере, два сустава – выше и ниже перелома, а при переломах плеча или бедра – три сустава. Под шины часто вместо ваты и марли приходится прокладывать белье.
Если перелом открытый, то кожу вокруг раны нужно продезинфицировать.
(Обобщение по опорной схеме №3 “Переломы”)
Переломы
1. Первая помощь при переломе ключицы:
а) руку согнуть в локтевом суставе;
б) прибинтовать руку к туловищу или наложить повязку Дезо.
2. Первая помощь при переломе плечевой кости:
а) согнуть руку в локтевом суставе;
б) смоделировать форму шины по здоровой руке;
в) наложить шину от плечевого сустава до пальцев кисти, захватывая суставы- плечевой, локтевой и лучезапястный;
г) шину прибинтовать к руке поверх одежды (при отсутствии шины для иммобилизации использовать картон, дощечки и т.д.);
д) руку повесить на косынку или бинт.
2. Первая помощь при переломе костей предплечья:
3.
а) согнуть руку в локтевом суставе;
б) смоделировать форму шины по здоровой руке;
в) наложить шину от средней трети плеча до кончиков пальцев;
г) шину прибинтовать к руке поверх одежды ( при отсутствии шины для мобилизации использовать картон, дощечки и т.д.);
д) руку повесить на косынку или бинт.
4. Первая помощь при переломе костей кисти и пальцев:
а) наложить шину по ладонной поверхности предплечья от кончиков пальцев до локтевого сгиба;
б) шину прибинтовать к руке поверх одежды;
в) руку повесить на косынку или бинт.
5. Первая помощь при переломе бедренной кости:
а) одну (длинную) шину или доску накладывают по наружной поверхности ноги и туловища от стопы до подмышечной впадины;
б) другую (короткую) шину или доску накладывают по внутренней поверхности ноги от стопы до паха;
в) шины прибинтовать к ноге поверх одежды.
6. Первая помощь при переломе костей голени:
а) одна шина накладывается по наружной стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;
б) другая шина накладывается по внутренней стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;
в) обе шины прибинтовать к ноге поверх одежды.
7. Первая помощь при открытом переломе (например, костей голени):
а) наложить стерильную (чистую) повязку на рану;
б) одна шина накладывается по наружной стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;
б) другая шина накладывается по внутренней стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;
в) обе шины прибинтовать к ноге.
Самостоятельная работа
Дается задание: человек потерял сознание и не дышит. Ваши действия, перечисляйте по пунктам.
1) Необходимо искусственное дыхание и массаж сердца.
2) Положить пострадавшего на спину, лучше – на что-нибудь (щит, доску).
3) Ноги приподнять, голову запрокинуть
4) Через чистый платок вдувать изо рта в рот воздух.
Шок. Обморок.
1.Первая помощь при шоке:
а) прекратить воздействие травмирующих факторов;
б) восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности (первичное реанимационное пособие);
в) временная остановка кровотечения (наложение давящий повязки или жгута);
г) борьба с болью (иммобилизация при переломах);
д) наложение асептической (чистой) повязки;
е) придать пострадавшему удобное (функциональное) положение;
з) обеспечить приток свежего воздуха, расстегнуть тесную одежду;
ж) вызвать “03”.
2.Первая помощь при обмороке:
а) уложить пострадавшего на спину;
б) приподнять ноги, положить под них валик из одежды;
в) расстегнуть тесную одежду;
г) обеспечить приток свежего воздуха;
д) дать понюхать нашатырный спирт.
III. Что и для чего?
У: - А теперь я вам представляю медицинскую сумку. Назовите предметы, находящиеся в ней, и их назначение.
У: Что это и для чего? (показываю).
Д: - Жгут. Применяется при сильных кровотечениях и переломах.
- Бинты – при открытых кровотечениях и переломах.
- Йод – при кровотечениях.
- Резиновая труба – для искусственного дыхания.
- Аммиак – при потере сознания (обморок, солнечный удар).
- Медицинская перевязочная косынка.
У: В каких случаях применяются эти предметы?
Д: При первой медицинской помощи.
IV. Обобщение урока.
- Итак, ребята, давайте, перечислим необходимые действия при переломе, кровотечении, солнечного удара?
Если вы сможете использовать полученные вами знания, и окажете первую медицинскую помочь пострадавшему вовремя вы спасете кому-то жизнь.
Спасибо за урок. До свидания!
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ...... 6
1.1 Раздел «основы медицинских знаний» в содержании образования ОБЖ 6
1.2. Понятие здорового образа жизни...................................................... 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОМЗ.................................................................................. 17
2.1 Методы проведения практических занятий по ОМЗ.......................... 18
2.2 Формирование мотивации школьников на сохранение и укрепление здоровья 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 28
ПРИЛОЖЕНИ………………………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Повышение защищенности актуальной функциональности гражданина всякий раз было одной из важных задач людского общества. По мере формирования процесса цивилизации степень защищенности гражданина непрерывно вырастает. Но развитие знания и техники, в целом, увеличивая с повышением степень безопасности, привело к возникновению ряда свеженьких по новизне неоднозначных ситуаций, которые пока не решены. Безопасность актуальной функциональности является молодого возраста встроенной изучающей науки дисциплиной, которая опирается на науки, изучающие достигнутого результата цельного ряда базовых и прикладных наук. Причины, которые определили актуализацию защищенности жизнедеятельности, кропотливо подробно исследуют и анализируют. Среди их тем более выделяют истощение по природе естественных возможных резервов, растущее засорение находящейся вокруг среды, малый уровень экологической и технологической культуры, непростые задачи демографии и деторождения.
Сегодня задача с препятствием опасности здоровому жизни рассматривается мировым совместным объединением по таким отмеченным угрозам планетарного масштаба: угроза во всем мире войны; экологические катаклизмы; контрасты в индустриальной экономике равных государствах планеты; демографическая угроза; недостаток ресурсов планеты; исход в дальнейшем научно-технической революции. Поэтому здоровое бытие государственной цивилизации на этот момент рассматривается как норматив цивилизованности общества и свойства дороги жизненного ее реальных людских особей.
Сейчас выслеживается быстрое ухудшение состояния физиологического и интеллектуального формирования процесса деток, недостающая цивилизация здорового бытия юного поколения. По информационно справочным сведениям Минздрава нынешней России и Научного Центра охраны здорового бытия детей и подросткового возраста детей, 5% выпускников обучающих учреждений оканчивают учебное учреждение бодрствующими. То есть 95% всех подростков имеют аномальные отличия , как говориться положении здоровья, из их 20% имеют по 2 и больше прогрессирования болезни. Увеличивается суммарное число приобретенных на постоянно заболеваний у детей и подростков; миниатюризируется суммарное число детей с 1-й группой здоровья; увеличивается 3 количество учащихся, имеющих аномальные отличия в положении здорового бытия на время завершения школы.
Такая малоутешительная статистика позволяет констатировать, что современное поколение характеризуется отсутствием ценностного отношения к своему собственному здоровью, указывает на то, что здоровое бытие не является нормой и скорее является исключением. Изменить отношение к своему здоровому бытию и научить, как его сохранить и укрепить, обязаны многие социальные институты, даже система образования.
Гармоничное и целостное развитие школьника как личности, способной в будущем к решению социальных и экономических проблем государства, формирование у каждого убеждение в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, формирование стремления к адекватному восприятию знаний и навыков по охране здоровья, их воплощение в повседневной жизни - все это должно быть и являются приоритетными задачами любого государства.
Очевидно, что уровень здоровья во многом зависит от качества и эффективности обучения, воспитания, саморазвития человека еще со школьного возраста. Именно в это время закладываются основы формирования культуры здоровья личности, которая играет значительную роль в дальнейшем жизненном пути человека и в целом способствует консолидации и укреплению здоровья нации.
Формирование основ здорового образа жизни через образование, создание здоровье сберегающей образовательной среды - одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Законом о среднем образовании впервые среди задач школы предусмотрено "воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников)». В этом контексте важнейшими задачами современного
Объект исследования: обучения ОБЖ ;
Предмет исследования: методические особенности проведения практических занятий по основам медицинских знаний ОМЗ и здорового образа жизни в процессе изучения ОБЖ .
Цель работы: исследовать особенности методики проведения практических занятий по основам медицинских знаний (ОМЗ) и здорового образа жизни в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Задачи:
1. Охарактеризовать задачи раздела ОМЗ и его место в курсе ОБЖ;
2. Изучить особенности изучения раздела ОМЗ в общем курсе ОБЖ;
3. Охарактеризовать практические занятия как один из ведущих методов в преподавании ОМЗ.
4. Предложить методику проведения практических занятий по ОМЗ
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения , двух глав, четырех параграфов, заключение , списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плохая дорожная сеть, использование обветшалой производственной базы, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения неизбежно ведут к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте и на производстве. Министр по делам ГО и ЧС России С.К. Шойгу не раз подчеркивал, что страна буквально «вкатывается» в полосу аварий и катастроф. Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, прежде всего социального характера.
Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более выпускник среднего образовательного учреждения. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на практике мы видим явную беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий.
1.1 Раздел «основы медицинских знаний» в содержании образования ОБЖ
В общем мнении здорового бытия в наличии есть две неотделимые составляющие: здоровое самочувствие духовное и здоровье физическое. Физическое здоровое самочувствие прогнозирует отказ человека от вредных привычек ( курения, употребления алкоголь содержащей жидкой среды и наркотических веществ и др.). Чтобы достигнуть высокого яруса такового здоровья, человек должен рационально питаться, исполнять критерии личной гигиены и по защищенности верного манер сдерживания, нормально сочетать трудовую подработку и отдых, физиологический труд и умственную проявление инициативы, исполнять необходимый объём двигательной активности.
Духовное здоровое самочувствие человека размещаться в зависимости от системы его мышления, положения в обществе, отношения к людям, происшествий, обстановок. Его добиваются умением жизнь организовывать согласно с окружающими индивидуальными личностями, способностью анализировать с анализом разные ситуации и осмысленно предполагать их развитие, а еще происшествия себя в разных критериях с умением надобности, возможности и желания.
Физическое и духовное здоровое самочувствие находятся в гармоническом единстве и каждодневное влияние оказывают друг на компаньона по дружбе. Закономерно возросло интерес и к здоровью школьников, так как положение здорового бытия подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и страны, отражающий не лишь подлинно натуральную обстановку, да и дающий точный прогноз на будущее. Естественно, что педагогическая общественность всё более понимает, что собственно преподаватель может сделать для школьника в тактическом сценарии хранения здоровья больше, чем врач. Но для того чтобы достигнуть желанного результата необходимо использовать здоровье сберегающие образование дающие технологии, дозволяющие делать работу так, для того чтобы не наносить ущерба здоровью родных по свойски учеников и для себя в том числе, и на уроках, и в общей программной разработке трудовые обязанности школы. Для этого в школьной программной разработке обязательно должны быть темы, направленные на воспитание у учащихся ориентации на здоровый образ дороги жизненного.
В. А. Сухомлинский настаивал на своём мнении , что «забота о здоровое самочувствие ребёнка — это не элементарно комплект комплектных наборов комплекса санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде лишь, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом той самой гармонии является удовлетворенность творчества». Учебный курс «Основы защищенности жизнедеятельности» становит ряд целевых мишеней: формирование у учащихся в основном главных мнений об небезопасных и чрезвычайных обстановках в будничной жизни, их последствиях для здорового бытия и жизни человека . Выработка у учащихся намеренного и серьезного отношения к собственному здоровью и здоровью находящихся вокруг, к личной безопасности, а еще к приобретению способности предохранять жизненный путь и здоровое самочувствие в неблагоприятных и угрожающих условиях; обучать адекватно отвечать в реакции на разные небезопасные ситуации с считыванием родных по свойски вероятных вероятностей. Неумение обеспечить безопасность актуальной функциональности в реальной окружающей среде : природной, техногенной и социальной . Негативное воздействие с влиятельным воздействием большое оказывает на здоровое как отдельного человека, так и общества в целом.
Актуальность непростые задачи с повышением увеличения яруса
безопасности актуальной функциональности в настоящее время явна . Ведь положение здорового бытия зависит не лишь от наследственной расположенности к процессу формирования тех или других болезней, да и от духовного развития личности, ее стиля жизни , а еще от благоприятного состояния находящейся вокруг среды. В связи с этим становится понятной необходимость получения навыков образования реальных человеческих особей, в особенности подрастающего поколения, неопасной жизнедеятельности в реальной находящейся вокруг среде. Учебные программы ОБЖ реализуют в образовательных учреждениях дошкольного, начального и среднего образования, что обеспечивает непрерывность образования в области защищенности жизнедеятельности, логическую связь и преемственность между уровнями образования.
В старших классах в курсе ОБЖ предусмотрено изучение раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Материал раздела логически связан с другими общеобразовательными объекта экземплярами, до этого лишь с такими как «Физическая культура», «Биология», «Экология», «География», «Обществознание», «Технология». В ходе исследования создаётся понятие о здоровом образе жизни. Его оглавление гарантирует последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровое бытие гражданина, о причинах , формирующих здоровье, и о причинах , разрушающих здоровье. Устанавливают связь вида жизни со здоровьем человека.
Показывают, что здоровое бытие — это состояние безукоризненного по весу физиологического, духовного, духовного и общественного благополучия, но не лишь отсутствие заболеваний и физиологических изъянов. Раскрывают причины здорового вида жизни: рациональное питание, режим временного промежутка дня и ночи, труда и отдыха, двигательная активность, физкультура и закаливание, личная и раскрытая для общества гигиена, культура взаимоотношений, умение одолевать неприятности.
Последовательно, с учетом возрастных физиологических и психологических особенных свойств старших подростков, изучат пол