Психические аномалии - как фактор формирования дефектов социализации личности и основа деструктивного поведения
Для начала, чтобы выявить переход психики человека за грань психической нормы нужно в общих чертах определить критерии нормы.
Соглашусь с точкой зрения Антоняна Ю.М. и Бородина С.В., что существенными характеристиками психической нормы являются такие поведенческие особенности, как[2]:
1) соответствие реакций поведения внешним воздействиям;
2) обусловленность поведения, его философичность, упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизнедеятельности; согласованность мотивов, целей и способов поведения;
3) соответствие требований реальным возможностям индивида;
4) приемлемое взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.
Все пограничные состояния связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции.
Процесс психической саморегуляции осуществляется в единстве процессов нервной системы, содержательно-смысловых и генетических процессов. И здесь возможны различные частичные аномалии самоорганизации. При этом интеллект человека в основном сохраняется, но оказываются нарушенными отдельные регуляционные механизмы.
Эти нарушения психической саморегуляции сводятся в основном к следующим особенностям:
- частая и довольно быстрая смена настроений;
- повышенная нервно-психическая истощаемость, общая слабость нервной системы;
- недостаточность психоэнергетических возможностей индивида;
- малоподвижность нервно-психических процессов, обусловливающих замкнутость индивида;
- уход от контактов с людьми;
-чрезмерное ощущение одиночества, отверженности, противопоставленности окружающей социальной среде;
-повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимодействиям;
- завышенность самооценок и уровня требований;
-повышенная податливость, слабохарактерность, интеллектуальная ограниченность, некритичность.
Чем менее социализирован индивид, тем шире возможности самостоятельности отдельных регуляционных факторов. Чем ограниченнее психическое развитие личности, тем большую роль в её поведении играют иерархически низшие уровни регуляции.
Для поведения лиц с аномалиями психики характерны конфликтность, повышенная импульсивность, спонтанность побуждений, ослабленность механизма понятийно-мотивационной регуляции.
Психические аномалии приводят к деформации структур внутреннего мира личности, искажению в его сознании значимости тех или иных ценностей и мотивационных установок, а также порождают тенденции к нахождению болезненного (отклоняющего от нормы) способа существования, направленного на компенсацию своей ущербности.
Среди правонарушителей, имеющих психические аномалии, четко просматриваются такие характерные особенности их поведения, как эмоциональная неустойчивость, крайняя возбудимость, неадекватность реакций, импульсивность.
Психические отклонения, не исключающие вменяемость, существенно деформируют поведение человека, сужают возможность осознавать значение совершаемого деяния либо руководить им.
Сужение возможности осознавать значение своих действий - нарушение полноценной ориентации индивида в окружающей его действительности, неспособность адекватно воспринимать реальную обстановку. Неспособность полноценно руководить своими действиями - неспособность рационально организовывать свое поведение, предвидеть развитие событий.
Проанализируем статистику на примере наиболее часто встречающихся психических аномалий.
Алкоголизм[3], к примеру, как болезнь является составной частью более широкой социально-медицинской проблемы самых различных психических и соматических заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем.
Криминологическое значение алкоголизма трудно переоценить. Криминогенная роль пьянства как начального этапа алкоголизма проявляется в следующем:
1) для получения средств на выпивку совершаются корыстные и корыстно-насильственные преступления;
2) в состоянии опьянения человек «легче» может решиться на совершение преступления, он в этом состоянии не в полной мере контролирует свои поступки, которые могут быть неадекватны преступной ситуации или совершены под влиянием других участников преступления (по выборочным данным, до 60-70% насильственных, корыстно-насильственных и неосторожных преступлений, до 90-95% хулиганских действий совершается в нетрезвом состоянии);
3) пьянство и особенно алкоголизм способствуют формированию личности преступника, антиобщественных потребностей и влечений, облегчают усвоение антиобщественных взглядов и наклонностей, препятствуют развитию интеллекта и культуры, снижают их уровень, в целом приводят к деградации личности;
4) пьянство и алкоголизм препятствуют трудовой деятельности, установлению позитивного общения в сферах труда, быта, досуга, разрушают семейно-бытовые и трудовые контакты и одновременно способствуют созданию и укреплению связей в антиобщественной среде, ослаблению социального контроля;
5) пьянство и алкоголизм затрудняют ресоциализацию освобожденных от наказания, адаптацию в условиях свободы, являясь, таким образом, одной из причин рецидивной преступности;
6) пьянство и алкоголизм повышают вероятность того, что человек станет жертвой преступления.
Тесная связь пьянства, алкоголизма и преступности в значительной мере обусловлена, во-первых, тем, что они детерминированы многими общими причинами: еще низким культурным уровнем отдельных групп населения, недостатками в воспитательной работе, организации досуга и т. п. Во-вторых, алкоголизм и преступность взаимно влияют друг на друга: как алкоголизм является важным условием, способствующим преступности, так и преступное поведение способствует алкоголизму.
Лица, которые длительное время ведут антиобщественный образ жизни и совершают преступления, а соответственно, которые выключены из нормальных связей и отношений, в большинстве своем являются пьяницами или алкоголиками, что особенно характерно для дезадаптивных преступников и многократно судимых рецидивистов.
С алкоголизмом тесно связана вторая по распространённости такая психическая аномалия - психопатия. Она способствует алкоголизации, что также имеет, конечно, криминогенное значение. Многие исследования указывают на особую предрасположенность психопатических личностей к осложненным и патологическим формам опьянения, актуализации отрицательных переживаний, выявлению скрытых психопатических форм поведения, агрессивных реакций.
Агрессия при остром алкогольном опьянении наблюдается у возбудимых и неустойчивых психопатических личностей, а также у лиц с травматическим поражением центральной нервной системы. При черепно-мозговых травмах легкой и средней степени, особенно полученных в подростковом и юношеском возрасте, эти расстройства развиваются быстро и отличаются устойчивостью. Характерны истерические реакции, резкие колебания настроения. При пониженном настроении часто отмечается злобность, при повышенном -- дурашливость. Особенно утяжеляет аномалию присоединяющийся алкоголизм. Именно сочетание пспхопатоподобных расстройств вследствие черепно-мозговой травмы и алкоголизма особенно повышает вероятность правонарушений. Поэтому и в криминологических целях очень важно своевременное лечение травм.
Психические аномалии могут протекать скрытно, явно не проявляясь каждый раз, и восприниматься окружающими не как психические расстройства, а как странности характера, неуравновешенность, склочность, необъяснимая жестокость либо тупость.