Клиника поражения долей мозга

Клиника поражения лобной доли:

· центральные парезы и параличи возникают при локализации очагов в прецентральной извилине;

· парез взора в противоположную сторону связан с поражением заднего отдела средней лобной извилины — «Больной смотрит на очаг поражения»;

· экстрапирамидные расстройства: гипокинезы или гиперкинезы;

· хватательный феномен — навязчивое стремление схватить вещи, появляющиеся перед глазами (рефлекс Янишевского);

· появляются рефлексы орального автоматизма: хоботковый, ладонно-подбородочный (Маринеску-Радовичи), назо-лобиальный (Аствацатурова) и дистанс-оральный (Карчикяна);

· центральный парез лицевого нерва;

· лобная (астазия, абазия) атаксия — нарушение координации движений и туловищная атаксия — невозможность стоять и ходить с отклонением тела в противоположную очагу сторону);

· незавершенность действий — лобная апраксия;

· моторная афазия при поражении центра Брока в заднем отделе нижней лобной извилины;

· синдром лобной психики — насильственный смех, насильственный плач, неряшливость, неупорядоченность поведения (мория, эйфория);

· Джексоновские двигательные фокальные припадки (без потери сознания) в противоположных очагу конечностях;

· адверсивные припадки — внезапный судорожный поворот головы, глаз и всего тела в противоположную сторону;

· общие судорожные и малые эпилептические припадки.

Клиника поражения височной доли:

· эпилептические припадки с различными аурами: обонятельными, вкусовыми, слуховыми, вестибулярными и висцеральными, не редко в виде оперкулярных приступов (чмоканье, жевание, глотание);

· сноподобные состояния — «дежавю» по типу уже виденного, уже слышанного;

· кратковременные выключения сознания без двигательных нарушений;

· сенсорная афазия — при поражении заднего отдела верхней височной извилины (зона Вернике);

· расстройства в эмоциональной сфере: депрессия, тревога, лабильность эмоций, вегетативные нарушения.

Клиника поражения затылочной доли:

· контратеральная гомонимная (одноименная) гемианопсия при поражении шпорной борозды;

· ахромотопсия — утрата способности узнавать цвета;

· при поражении клина (uncus) выпадают нижние квадранты в полях зрения, при поражении язычной борозды (gyrus lingvalis) — наблюдается верхняя квадрантная гемианапсия;

· раздражение внутренней поверхности затылочной доли вызывает фотопсии — вспышки света, зигзаги, цветные искры;

· метаморфопсии — искаженное восприятие формы видимых предметов (контуры кажутся изломанными, искривленными, слишком маленькими — микропсии или слишком большими — макропсии).

Симптомы поражения теменной доли:

· анестезия или гипестезия — болевой, температурный, тактильный чувствительности и расстройство глубокомышечного чувства — при поражении постцентральной извилины;

· астереогноз — неузнавание предметов при ощупывании их с закрытыми глазами;

· алексия — непонимание письменной речи и акалькулия — нарушение счета;

· апраксия — нарушение целенаправленного действия с сохранностью элементарных движений при поражении доминантного полушария (левого у правшей);

· аутотопагнозия — нарушение схемы тела;

· псевдомелия — ощущение лишней конечности;

· анозогнозия — неузнавание проявления своего заболевания (больной уверяет, что двигает своей парализованной рукой) при поражении правого полушария;

· раздражение в постцентральной извилине вызывает чувствительный Джексоновский приступ (ползанье мурашек, прохождение электрического тока) в противоположных конечностях.

РЕЧЬ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА

Речь — специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.

Выделяют 2 основных вида речи — импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь — понимание устной и письменной речи (чтение). Экспрессивная речь — процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма.

В клинической практике выделяют различные формы нарушений речи в виде афазии, дизартрии, алалии, мутизма и общего недоразвития речи.

Под афазией понимают центральное нарушение уже сформировавшейся речи. Исходя из основных видов речи, выделяется 2 вида афазий: сенсорная (рецептивная, импрессивная) — непонимание речи окружающих и моторная (эксперссивная) — нарушение высказывания устной речи.

Моторная афазия (афазия Брока) — характеризуется нарушением всех компонентов экспрессивной речи; спонтанная речь невозможна. Она наблюдается при поражении задних отделов нижней лобной извилины (зона Брока) доминантного полушария, повторяет слова эмболы, сохранена интонация, больной осознает дефект.

Сенсорная афазия (зона Вернике) характеризуется нарушением понимания речи как окружающих лиц, так и своей, т.е. нарушается слуховой гнозис. Очаг располагается в задней части верхней височной извилины.

Алексия(расстройство чтения и понимания прочитанного) и аграфия(утрата способности правильно писать при сохранении двигательной функции верхней конечности) обычно включаются в синдром сенсорной и моторной афазии, а иногда они выступают на первый план и как бы выявляются в изолированном виде.

Мутизм — отсутствие речевого общения у больного при сохранности речевого аппарата. Это обычно проявление реактивного невроза, истерии или психического заболевания (шизофрении).

Алалия — системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в возрасте до 3 лет. Алалия, как и афазия, подразделяется на моторную и сенсорную.

Дизартрия — расстройство артикуляции, которое может быть обусловлено центральным (двусторонним) или периферическим параличом мышц речедвигательного аппарата (подъязычного нерва в частности), поражением мозжечка, стриопаллидарной системы. Пример: больного просят произнести скороговорку «сшит колпак да не по-колпаковски» и «на дворе трава, на траве — дрова». При дизартрии фразы больных правильно построены, словарный запас не страдает.

ГНОЗИС И ЕГО РАССТРОЙСТВА

Гнозис (греч. Gnosis — познавание, знание) — это способность узнавать предметы по чувственным восприятиям.

Агнозии(расстройства узнавания) развиваются при поражении вторичных зон в пределах какого-либо одного анализатора.

Зрительная (оптическая) агнозия, или так называемая «душевная слепота», возникает при поражении наружных участков коры затылочных долей.

Слуховая (акустическая) агнозия («душевная глухота») характеризуется нарушением способности узнавать звуки при поражении височной доли доминантного полушария головного мозга.

Тактильная агнозия –– неузнавание характера поверхности предмета на ощупь.

Сенситивная агнозия выражается в неузнавании предметов при воздействии их на рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности. Утрачивается способность узнавать предметы при ощупывании с закрытыми глазами. Это явление получило название астереогноз. Истинный астереогноз появляется при поражении теменной доли.

ПРАКСИС И ЕГО РАССТРОЙСТВА

Праксис (от греч. Praxis — действие) — способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.

Апраксияхарактеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий. Выделяют несколько основных видов апраксии.

Идеаторная апраксия обусловлена утратой плана или замысла сложных действий. Она возникает при поражении надкраевой извилины (gyrus supramarginalis) теменной доли доминантного полушария.

При конструктивной апраксии страдает прежде всего правильное направление действий; больным трудно конструировать целое из частей. Очаги поражения находят в угловой извилине (gyrus angularis) теменной доли доминантного полушария.

Моторная апраксия, или апраксия выполнения Дежерина, отличается нарушением не только спонтанных действий и действий по заданию, но и по подражанию.

Наши рекомендации